Эксперты считают избыточной идею правительства запретить экспорт зерна
Минсельхоз по поручению правительства ведет ежемесячный мониторинг запасов зерновых — пшеницы, кукурузы, ячменя и ржи, при их истощении и снижении до 10 млн т может быть введен временный запрет на вывоз продукции. Об этом пишут «Известия», ссылаясь на протокол рабочей группы по нетарифным мерам регулирования во внешней торговле подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию от 3 ноября.
Согласно документу, рабочая группа посчитала целесообразным ведение «ежемесячного мониторинга зерновых остатков». Если от Минсельхоза поступит предложение о запрете на экспорт, Минэкономразвития и Минпромторг рассмотрят его в недельный срок. В Минсельхозе подтвердили информацию об автоматическом введении запрета при достижении минимального уровня запасов в 10 млн т, отметив, что, благодаря высокому урожаю этого года, сейчас зерна в стране достаточно для обеспечения продовольственной безопасности.
«Мера излишняя, это подстраховка, у нас и так будет действовать квота, рассчитанная исходя из нужного объема запасов. И даже если мы исчерпаем всю квоту, в стране останется значительно больше 10 млн т зерна», — заявил Forbes генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Запрет на вывоз зерна крайне маловероятен в нынешней ситуации, соглашается гендиректор аналитического центра «ПроЗерно» Владимир Петриченко.
Скорее всего, обсуждения касаются не реального обеспечения зерном, а исключительно передачи Минсельхозу функций мониторинга и контроля объемов запасов, считает независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. «Это не вопрос ситуации на рынке, просто Минсельхоз теперь сможет сам, без участия Росстата, заниматься учетом и многими другими вопросами», — делится эксперт с Forbes.
По словам Рылько, сейчас задача стоит ровно противоположная – стимулировать экспорт, чтобы избежать излишнего давления больших запасов зерновых на внутренний рынок. «Из-за непогоды у нас в ноябре и так недоэкспорт, в декабре погода, вероятно, будет еще хуже. Так что объемы поставок за рубеж и так далеки от оптимальных», — комментирует он.
На стоимость зерна возможные экспортные ограничения повлияют исключительно негативно, добавляет Рылько. «Цены на ключевые культуры (пшеницу, ячмень и кукурузу) и так находятся на депрессивном уровне, который можно назвать самым низким за последние пять сезонов, а издержки аграриев значительно выросли. Некоторые работают с отрицательной и нулевой рентабельностью», — поясняет гендиректор ИКАР. Цены внутри страны перестали падать, но говорить даже об их укреплении пока рано, добавляет Петриченко, что касается мировых цен — мы и тут только прошли дно рынка, восстановление только намечается. С середины ноября пшеница третьего класса в европейской части России, по данным аналитиков «СовЭкон», установилась на уровне 12 500 рублей за т, четвертого — 11 000 рублей за т, при этом падение за последние три месяца составило 21%. Так что сейчас совсем не время для каких-либо ограничений экспорта, уверены собеседники Forbes.
На начало осени запасы зерна в сельхозорганизациях, по данным Росстата, составили 39,924 млн т. Сбор зерна к 24 ноября в России составил 146,3 млн т в бункерном весе. В чистом весе урожай прогнозируется на уровне 140 млн т, из которых 93 млн т — пшеница, что немного уступает рекордам прошлого сезона (157,7 млн т зерна, из которых 104,2 млн т — пшеница). Потенциал экспорта зерна Минсельхозом в этом сезоне оценивается в 65 млн т. «ПроЗерно» прогнозирует поставки за рубеж в диапазоне 64-65 млн т, говорит Петриченко, а внутреннее потребление зерна — 80-85 млн т. Квота на вывоз с 15 февраля по 30 июня 2024 года, утвержденная Минэкономразвития, зафиксирована на уровне 24 млн т.