К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пора подрезать крылья: почему цены на курицу растут и как с этим борются власти

Фото Anindito Mukherjee / Bloomberg via Getty Images
Фото Anindito Mukherjee / Bloomberg via Getty Images
За ценами на курицу в последние недели следят все — от простых россиян и мясопереработчиков до президента страны. Рост стоимости почти на 30% с начала года привел к тому, что производителям пригрозили госрегулированием цен и перекрытием экспорта. С чем связано подорожание, почему вмешательство регулятора не поможет и продолжат ли цены расти, разбирался Forbes

Стоимость курятины выросла так быстро, что на это обратила внимание ФАС. Вмешательство регулятора вроде бы охладило рынок. Как рассказали Forbes в Национальном союзе птицеводов (НСП), цены на продукцию из курицы снижаются вторую неделю подряд как в оптовом, так и в розничном звене. Согласно данным мониторинга НСП, тушка бройлера в оптовом сегменте с 16 по 22 октября опустилась в цене на 2,8%, до 210 рублей за килограмм.

По данным торговых сетей — членов Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), средняя минимальная закупочная цена на тушку бройлера на 42-й неделе снизилась на 0,84%, делится с Forbes председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. При этом на сегодня не все сети получили предложения по скидкам от производителей, уточняет он.

По данным информационно-аналитического агентства «Имит» (Emeat, есть у Forbes), рост цен по некоторым категориям все еще продолжается. По состоянию на 23 октября 2023 года, информирует генеральный директор «Имит» Любовь Савкина, установились следующие средние цены на куриное мясо российского производства: тушка цыпленка бройлера (ЦБ, ГОСТ) — 221,4 рубля за килограмм (минус 0,3% за неделю), бедро — 206,1 рубля за килограмм (минус 0,4%), голень — 228,5 рубля за килограмм (плюс 1%), грудка — 269,5 рубля за килограмм (плюс 1,8%), крыло — 257,6 рубля за килограмм (плюс 0,9%), окорочка — 215,2 рубля за килограмм (минус 0,2%), филе грудки — 359,5 рубля за килограмм (плюс 1,0%), фарш — 126,7 рубля за килограмм (плюс 1%).

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Средняя стоимость куриных субпродуктов к 23 октября 2023 года установилась на таких отметках: сердце — 253,6 рубля за килограмм (минус 0,5%), печень — 144,7 рубля за килограмм (плюс 0,3%), желудок — 128,2 рубля за килограмм (минус 0,5%). «В среднем стоимость куриной разделки стала выше на 0,8% за неделю, цены на субпродукты в среднем стали ниже на 0,3%», — поясняет Савкина. За месяц средний уровень отечественных цен на куриное сырье увеличился на 6,4%, разделка подорожала на 6,8%, а цены на субпродукты стали выше на 5,6%.

В октябре 2023 года средняя цена на тушку бройлера в оптовом звене была 218 рублей за килограмм, а в сентябре — 204 рубля, т. е. прирост 7% за месяц, продолжает эксперт. За год рост еще серьезней: в январе 2023 года средняя оптовая цена на тушку цыпленка-бройлера была 134 рубля за килограмм, а в октябре 2023 года — 218 рублей за килограмм, на 60% больше. Значительно выросли цены на крыло куриное (почти на 80%), окорочка (плюс 56%), филе (плюс 59%), бедро (плюс 59%).

 

По данным Росстата, стоимость килограмма охлажденной или мороженой курицы только с середины июля по середину октября выросла более чем на 30 рублей (с 195,92 до 226,78 рубля). Цены росли каждую неделю. С 9 января, когда куры оценивались в 177,88 рубля, увеличение стоимости для потребителей составило почти 50 рублей (порядка 30%).

«Чего курятина так подорожала?»

В начале октября ФАС направила самым крупным производителям мяса курицы (ПАО «Черкизово», ГАП «Ресурс» и АО «Приосколье»), которые, по мнению антимонопольной службы, занимают «коллективное доминирующее положение на товарном рынке», запросы с целью выяснить, является ли рост цен обоснованным и закономерным. Уже 16 октября в ФАС отметили улучшение ситуации в связи с решением вышеупомянутых производителей опустить отпускные цены на тушку бройлера. Письма с рекомендацией снижать цены на полке соразмерно скидкам от поставщиков получили и торговые сети.

На ситуацию с дорожающей курицей обратил внимание и Минсельхоз — министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев провел совещание с отраслевыми организациями и участниками рынка, в результате которого была достигнута договоренность о стабилизации цен на внутреннем рынке. Производителям угрожали госрегулированием в случае, если пожелания министерства не будут услышаны.

 

25 октября на совещании правительства президент России Владимир Путин снова поднял тему снижающейся доступности продукции из курицы и отметил, что с начала года цены на нее выросли более чем на 27%. «Чего курятина так подорожала?» — задал он вопрос главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву. Тот ответил, что экономические причины для роста цен на мясо птицы отсутствуют и Россия начала закупать продукцию в Белоруссии и Казахстане для стабилизации рыночной ситуации.

Днем позже стало известно об инициативе Минсельхоза временно ограничить экспорт яиц и некоторых видов мяса птицы. В Кремле отметили, что министерство «четко выполняет свои функции».

Нельзя запрещать экспорт, полагает Савкина из «Имит», нужно помогать производителям в покрытии увеличенных расходов, говорит она. Введение ограничений только на тушки бройлера даже на полгода отразится на поставках стоимостью около $50 млн (около 4,67 млрд рублей), подсчитали в «Яков и Партнеры», при том, что средняя цена продукции — около $2 за килограмм. Участники отрасли рассказали Forbes, что перекрытие экспорта «вернет отрасль в 1990-е», а отсутствие возможности реализовывать традиционные 5-10% от общего объема за рубеж на внутренних ценах для потребителей не отразится, хотя мясопереработчики и ощутят некоторое удешевление сырья. 

В Национальном союзе мясопереработчиков от комментариев на тему изменения ценовой конъюнктуры воздержались, пока идет комплексная работа по снижению стоимости мяса птицы с производителями и Минсельхозом.

Причины «взлета» курицы

С чем же связан рост цен? Одна из причин — в популярности курицы. Спрос на куриное мясо и его потребление поступательно росли последние несколько лет, говорит Караваев, и оно остается наиболее доступным по цене мясным продуктом, хотя разрыв между закупочными ценами на курицу и свинину существенно сократился. «Этим летом оба вида мяса пользовались повышенным спросом, в том числе со стороны мясоперерабатывающей отрасли и общепита», — добавляет Караваев.

 

Еще одна причина — участники рынка долго сдерживали цены, полагают эксперты. Разница между отпускными ценами на птицу сельхозпроизводителей и ценами в рознице традиционно сохраняла паритет в наблюдаемый период (январь 2021-го — сентябрь 2023-го), указывает партнер консалтинговой компании «НЭО» Альбина Корягина. На протяжении 2022 года и большей части 2023-го разница этих цен оставляла в среднем 40,4% (настолько птица в рознице стоила дороже отпускных цен производителей). Однако с июля по август 2023 года разница сократилась до 34%. «Розница пошла на снижение темпов роста цен на птицу на полке в ущерб своей маржинальности, несмотря на продолжающийся рост цен производителей, чтобы сохранить спрос», — поясняет Караваев.

С другой стороны, многие годы сельхозпроизводители сдерживали цены, полагает Корягина. «С 2017-го по наше время среднегодовой рост стоимости составлял в среднем 3,5% в год, что значительно ниже инфляции», — комментирует эксперт.

Третья причина — рост издержек. В ситуации санкций отечественным производителям нужны деньги на создание собственного племенного стада, инкубационного яйца, своих комбикормов и премиксов, говорит Корягина, так что после долгих лет жизни «на обороте» отрасли понадобились свободные средства для инвестиций, в том числе и для формирования холдингов полного цикла производства. 

Растут издержки в целом по отрасли, есть сложности с оборудованием и запчастями, ценами на горючее, отмечает Савкина. «В этом году отрасль ощущает уже на практике последствия прошлогодних «штормов» на рынке. В 2022 году были повышения цен на корма, в этом году цены снизились, но выросли цены на все остальное», — комментирует она.

 

Острейшая проблема для птицеводства на сегодняшний день — обеспечение трудовыми ресурсами. Особенно рабочих рук не хватает в мясопереработке. «Компании стараются решить этот вопрос, рост зарплат в отрасли стал в этом году самым заметным не только во всем агросекторе, но и в целом по стране, плюс у каждого предприятия свой комплекс мотивационных программ для сотрудников», — говорит генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов.

Прогнозируемое будущее

«Согласно данным Росстата, в августе наблюдалось снижение объемов производства мяса птицы, но это показатель год к году. По итогам всего 2023-го мы ожидаем рост в пределах 0,4-0,6% (в прошлом году выпустили более 6,5 млн т в живом весе)», — рассказывает Лахтюхов. Еще большая прибавка, по словам эксперта, ожидает отрасль в 2024 году — инвестиции в расширение и модернизацию мощностей не прекращаются, и эффект от новых проектов в следующем году будет особенно заметным.

Восстановление объемов производства всегда ведет к снижению цены, отмечает исполнительный директор консалтинговой компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. С другой стороны, и издержки растут у всех игроков, хотя и в разной степени. «Кто-то закупил корма впрок и дешевле, кто-то приобретает их на спотовом рынке по более высокой цене», — приводит пример Корнеев. Предприятия имеют разную эффективность и мощность, испытывают разное давление комплекса факторов. Но у всех выросли затраты на ветпрепараты, кормокомпоненты и логистику.

В целом на рынке сложилась вполне понятная и управляемая ситуация, полагает Корягина. Производители птицы держат рост цен на свою продукцию в течение двух лет «ниже инфляции», затем им дают поднять цены на 23-25%, до необходимого  уровня рентабельности, «набрать жирок», что дальше вновь позволит держать эти новые цены следующие два года. «Повышение цен на птицу раз в два года население видит на протяжении всего нескольких месяцев, далее цены на птицу будут стабильны на протяжении долгого времени», — уверена Корягина.

 

Цены не снизятся, уверена Любовь Савкина. «Производители говорят, что тогда они будут разорены и рухнет отрасль. Мы вошли в период новой реальности, и к ней нужно приспосабливаться, а не рушить», — поясняет эксперт.

Члены АКОРТ за счет снижения собственной доходности продолжают выполнение принятых на себя добровольных обязательств по сдерживанию цен и наценок на социально значимые продовольственные товары, отмечает Караваев. «В частности, средняя наценка ретейла на тушку бройлера за девять полных месяцев 2023 года и три недели октября имеет отрицательное значение», — добавляет он.

 «Если в ближайшее время и произойдут скачки цен, то из-за факторов, которые сейчас не очевидны», — говорит Корнеев. Неожиданные сюрпризы могут преподнести болезни животных — вспышки африканской чумы свиней изменят баланс предложения на всем мясном рынке, вспышки гриппа птиц ожидаемо, хоть и на время, сократят объемы производства. Внести коррективы могут разрывы уже выстроенных систем логистики и поставок, например ветпрепаратов и оборудования. Пока же отрасль работает без сбоев, критических проблем, которые могли бы привести к приостановке работы предприятий, не наблюдается.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+