Таинственная сделка: поставит ли Россия Китаю 70 млн т агрокультур на $25 млрд
Срок, на который компания ЭПТ (входит в группу компаний «Новый сухопутный зерновой коридор», НСЗК) заключила договор о намерениях на поставку 70 млн т агрокультур, составляет 12 лет. Детальной информации о ценах и других условиях пока нет, однако ТАСС со ссылкой на одного из топ-менеджеров НСЗК Карена Овсепяна сообщил, что сумма сделки превысит астрономическую сумму в 2,5 трлн рублей.
Контракт не включает продукты переработки агрокультур, пояснили Forbes в ЭПТ. Среди грузов определенно будет пшеница, основная для России экспортная культура, а также другие зерновые, зернобобовые и масличные. «Товар будет доставляться железнодорожным транспортом. Сухопутная перевалка будет осуществляться на мощностях Забайкальского зернового терминала и новых строящихся НСЗК зерновых терминалах», — сообщила замруководителя аппарата по информационному сопровождению ЭПТ Дарья Семенюта.
По ее словам, подписание контракта на форуме международного сотрудничества «Один пояс — один путь», прошедшего в Пекине 17–18 октября, — лишь официальная часть с торжественным обменом рукопожатиями между высокопоставленными представителями двух стран. Первые отгрузки уже прошли 31 мая этого года через открытый 6 сентября 2022-го специализированный сухопутный зерновой терминал полного цикла «Забайкальск — Маньчжурия» планируемой мощностью перевалки до 8 млн т в год, поделилась Семенюта.
Что такое ГК НСЗК, которой на 100% принадлежит триумфатору сделки с Китаем — ЭПТ? По данным официального сайта, генеральный директор головной компании Сергей Пушкин в 2000-х годах был начальником одного из департаментов ОАО РЖД, позже возглавлял Транскредитбанк и работал вице-президентом алмазного концерна «Алроса». По данным ЕГРЮЛ, основным владельцем НСЗК по состоянию на сентябрь 2023 года был один из фондов управляющей компании «РВМ Капитал». В числе ее акционеров, как следует из того же источника и как не раз писали СМИ, некогда бывший советником экс-главы РЖД Владимира Якунина и партнером его сына бизнесмен Сергей Орлов.
В числе акционеров НСЗК был и нынешний генеральный директор ЭПТ и другой «дочки» НСЗК — ООО «Забайкальский зерновой терминал» — Карен Овсепян. «Забайкальскому зерновому терминалу» принадлежат 16 силосов емкостью по 5000 т каждый, которые сейчас составляют имеющиеся в наличии производственные мощности НСЗК. Именно Овсепян еще с 2015 года стоял у истоков проекта, писал Forbes.
По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка подписавшей сделку на 2,5 трлн рублей ООО «ЭПТ» в 2022 году составила 105 млн рублей, чистый убыток — 235 млн рублей, управленческие расходы — 254 млн рублей. Выручка головной компании НСЗК в том же году была 11 млн рублей, убыток — 147 млн рублей.
«Предположу на 90%, что никакой сделки нет»
«Деталей контракта мы не знаем, официальных сообщений о его межгосударственном характере тоже нет», — указывает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Информацией о подробностях контракта не располагают и в главном аграрном ведомстве страны, сообщил Forbes источник в Минсельхозе.
Некоторая логика в условиях контракта есть, полагает независимый эксперт Леонид Хазанов. «Зерновые и масличные культуры выгодно везти в Китай по железным дорогам из регионов Дальнего Востока, Сибири и Урала — правда, при условии, что [хватает] пропускной способности для проезда составов с сельскохозяйственной продукцией и не возникает конкуренции с поставками угля и металлов», — говорит он. Как минимум по формальным признакам «Новый сухопутный зерновой коридор», который владеет Забайкальским зерновым терминалом, предназначенным для приема и перевалки до 8 млн т зерна в год, может участвовать в реализации заключенной сделки.
«Везти морем выгоднее зерно из центра и с юга России, тогда использование кораблей оказывается конкурентоспособнее по стоимости по сравнению с перевозками в грузовых составах, которые могут долго стоять, ожидая своей очереди на проезд», — дополняет Хазанов. По его мнению, основой контракта могут стать соя, ячмень и яровая пшеница.
Другие опрошенные Forbes эксперты высказывают больше скепсиса. Сухопутные поставки в Китай ограничены в том числе не до конца построенной инфраструктурой, по этой причине, например, объем экспорта зерновых в Китай в прошлом сезоне составил около 280 000 т, говорил Forbes эксперт «Яков и партнеры» Станислав Ветошкин.
Самое же главное — пока китайцы не одобрили Россию как поставщика озимой пшеницы, указывал директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов, а именно она составляет основной товарный объем. К тому же в России не принято отдельно хранить пшеницу яровую и озимую.
Китай пока так и не открыл доступ российской озимой пшенице на свой рынок, поэтому о массовом экспорте этой сельхозкультуры пока не может быть и речи, подчеркивает Зернин. С начала сезона в Китай поставлено чуть более 60 000 т яровой пшеницы из более 20 млн т российского зернового экспорта. «Даже если бы Китай разрешил сейчас массовые поставки российской пшеницы, большая их часть пошла бы балкерным флотом в те же восточные и южные порты страны, где находятся основные потребители», — уверен эксперт.
«Предположу на 90%, что никакой сделки нет. И обращу внимание на то, что все новости об этом мегасоглашении идут из России. Весь остальной мир не в курсе», — комментирует Андрей Сизов. По его подсчетам, объем заявленных «Новым сухопутным зерновым коридором» контрактов составляет уже 170 млн т, что неправдоподобно много. Мощности хранения компании составляют пока всего 80 000 т.
Для сравнения: 86% отгрузок зерна прошлого сезона при общем объеме экспорта в 60 млн т шли через порты Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск, Кавказ, Ростов-на-Дону, Азов, Тамань, Туапсе), 4% — через порты Волго-Каспийского бассейна, а это примерно 2,4 млн т.