Банки для пива и газировки подорожают из-за роста затрат после смены собственника
Группа «Арнест», выкупившая заводы по выпуску алюминиевых банок в России у американской Ball, планирует повышение цен на этот вид упаковки для пива и безалкогольных напитков из-за роста затрат и удорожания проекта нового завода в Ульяновске (1,5 млрд банок в год). Цены на напитки могут вырасти, что приведет к снижению спроса, предупредили участники рынка
Основной производитель алюминиевых банок для пива и безалкогольных напитков в России — компания «Арнест. Упаковочные решения» — уведомил клиентов о повышении цен на свою продукцию с 5 октября 2023 года по 31 декабря 2024 года. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо компании клиентам. В «Арнест» объяснили повышение цен внешними факторами. Компания продолжит строительство завода в Ульяновске мощностью более 1,5 млрд банок в год, заверили в ней.
В Минсельхозе сказали, что увеличение цен на банки «может иметь негативные последствия для производителей на фоне роста издержек по другим направлениям». В «Алюминиевой Ассоциации» отметили, что «увеличивающийся спрос на банку стимулирует рост инвестиций в производственные мощности». В дальнейшем в ассоциации ожидают «выравнивания цен». В письме компания «Арнест» рассказала, что переход заводов на автономную работу потребовал сложной и дорогостоящей локализации IT-инфраструктуры.
Повышение ключевой ставки ЦБ привело к увеличению стоимости заемных средств, используемых для строительства завода в Ульяновске. На проекте также сказался рост курса доллара и цен на оборудование, говорится в письме. Компания пообещала дополнительно предоставить информацию об удорожании отдельных позиций. В «Арнест. Упаковочные решения» газете сообщили, что планируемое повышение цен — вынужденная мера, связанная с внешними факторами. Компания «предпринимает максимум усилий, чтобы сделать упаковку доступной и удовлетворить потребности рынка», заверили там.
Строительство завода в Ульяновске мощностью более 1,5 млрд банок в год будет продолжено, отметили в компании. Генеральный директор российского офиса производителя алюминиевых банок CANPACK Арсен Давидян на вопросы газеты не ответил. Основанная в Польше CANPACK управляет заводами в Московской и Ростовской областях. CANPACK ранее также не исключала, что может покинуть российский рынок.
Один из основателей Famous Amazing Brands (напитки Vanilla Flight и Anarchy) Антон Стельмаков сказал, что у Ball в России цены на банку для крупных клиентов рассчитывались по формуле, учитывающей цены на алюминий на LME, коэффициент инфляции и премию производителя. Но для некоторых клиентов была фиксированная цена на уровне $110 за 1000 единиц, добавил он. У «Арнест» сильная переговорная позиция из-за высокой доли на рынке — компания может повысить цены на уровне от 10%, сказал источник газеты в отрасли.
Доля упаковки в структуре затрат ниже у крупных пивоваренных компаний, добавил гендиректор пивоварни. Основатель сети пивных магазинов «Беру выходной» Николай Желагин отметил, что для пива массового сегмента любое повышение цен может привести к снижению спроса. Для потребителей более дорогого пива оно менее заметно и существенно, считает он.
Президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков отметил, что любое повышение стоимости банки в условиях акциза на напитки с сахаром, маркировки, удорожания ингредиентов и логистики может сказаться на ценах и способствовать снижению спроса. Генеральный директор «Волковской пивоварни» Алексей Аксель уточнил, что у компании на алюминиевую банку приходится около 15–17% себестоимости. По его словам, такая упаковка лучше подходит для пива с большим содержанием хмеля, фруктовых пюре и соков.
ГК «Арнест» (выпускает бытовую химию и косметику под брендами Symphony, «Прелесть», «Дихлофос», Deonica и другими) в сентябре 2022 года выкупила три завода по выпуску банок в Московской, Ленинградской и Челябинской областях у американской Ball Corporation. В 2021 году эти предприятия занимали около 70% рынка алюминиевых банок в России, сообщала группа. В августе 2023 года ГК «Арнест» выкупила бизнес голландской Heineken в России «Объединенные Пивоварни Хейнекен» (ОПХ), включающий семь заводов, выпускающих пиво под марками «Охота», «Бочкарев» и другими. В «Арнест. Упаковочные решения» и ОПХ газете сообщили, что поставки банок для ОПХ продолжаются «на рыночных принципах и равных условиях с другими игроками». В AB InBev Efes и «Балтике» комментарии изданию не предоставили.