Россия побила рекорд по вылову лосося: упадет ли цена на красную икру
В этом году добыча тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке идет рекордными темпами, сообщили Forbes во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). К 21 сентября общий вылов превысил 545 000 т — вдвое больше, чем за весь 2022 год. Это также почти на 12% больше, чем в 2018 году, когда был установлен российский рекорд по вылову тихоокеанских лосей — всего было добыто почти 678 000 т, напоминает президент ВАРПЭ Герман Зверев.
Удачная лососевая путина обернется рекордным производством красной икры, прогнозируют эксперты. «В 2023 году ожидается вылов красной рыбы в пределах 600 000 т, — говорит вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин. — Икра — это примерно 4% от рыбы, значит, всего мы сможем выпустить на рынок около 24 000 т. Это выше, чем обычно потребляется россиянами за год». По словам Фомина, в среднем рынок красной икры в России составляет 15 000 т в год. В Советском Союзе в 1970-1980-е производилось менее 10 000 т красной икры, добавляет Зверев. Прогноз ВАРПЭ по производству икры еще оптимистичнее — 30 000 т против 13 000-14 000 т в прошлом году. За первое полугодие 2023-го выпуск красной икры уже вырос на 28% в годовом выражении, до 896,6 т, что бьет рекорд 2019 года.
Приведет ли рекордный вылов лосося к падению цен на икру? Ценообразование на красную икру в оптовом сегменте циклично: сами цены могут меняться из года в год, а вот их общая динамика внутри года, как правило, едина, отмечают эксперты. Самую низкую цену, говорит Фомин, продукт имеет к концу путины (заканчивается, как правило, в сентябре), потом традиционно дорожает к Новому году, еще всплеск цен происходит перед 23 февраля и 8 марта. Затем большие продажи фактически останавливаются, продолжает Зверев, и задача рыбаков и трейдеров — реализовать остатки до окончания сроков годности продукции (семь-восемь месяцев) и начала новой путины. Поэтому традиционно уже начиная с февраля оптовые цены вновь снижаются.
«Если весной 2022 года стоимость в рознице доходила до 6000-7000 рублей за кг, то сейчас, в конце августа, ее можно найти уже по 3000 рублей, например, если это икра нерки», — отмечает Фомин. По данным Росстата, красная икра подешевела с начала года, но в среднем стоит дороже, чем в 2022-м. В июле средние потребительские цены на икру лососевых рыб достигли 6315,23 рубля за кг, в начале года находились на уровне 6125,68 рубля. Год назад в июле красная икра стоила 5431,99 рубля за кг, а в январе 2022-го — 5387,66 рубля. Фомин уверен, что на фоне рекордной добычи цены еще снизятся.
Эксперт консалтинговой компании «НЭО» Вадим Топоров считает, что, несмотря на аномальный объем добычи лососевых, цена может снизиться на саму рыбу, но не на красную икру. Он объясняет это тем, что в основном красная икра идет на экспорт благодаря высокой доходности таких поставок. «Поставки на внутренний рынок ограничены, при нынешнем курсе — а ввиду того, что товар экспортный, стоимость его устанавливается не в рублях — цены на нем непривлекательны, и снизить их еще сильнее не получится», — считает Топоров. По его мнению, цены на икру могут снизиться в приморских регионах за счет конкуренции с икрой неофициального производства, но в центральных регионах страны цена даже вырастет из-за курса и присутствующей на рынке конкуренции внутренних потребителей с экспортом.
С этим утверждение не согласен Фомин. По его данным, экспорт икры обычно не превышает 8% от общего объема выпуска. Производство мороженой икры ориентировано как на внутренний (свыше 50%), так и на внешний рынки, а готовой — практически полностью (больше чем на 90%) — на внутренний, добавляет Зверев. Президент ВАРПЭ уверен, что вылов — основной фактор, влияющий на стоимость икры. Но добавляет, что свою роль играет и внешнеэкономический фактор — спрос на внешних рынках может отразиться на ценах внутреннего. «Яркий пример — декабрь 2021 года, когда на фоне высокого спроса на красную икру на главном рынке ее потребления — в Японии — и росте мировых цен на красную икру внутренние цены также выросли», — вспоминает Зверев.