Nestle из-за обвала рубля может повысить на 9% отпускные цены на детское питание
Nestle из-за падения рубля в начале сентября повысит на 9% отпускные цены на детское питание, включая заменители грудного молока. Обвал рубля вызвал рост цен на целый ряд продуктов, от мяса индейки и курицы до кофе, чая и кондитерских изделий. В случае с детским питанием есть и другой важный фактор — снижение спроса из-за спада рождаемости, отмечают эксперты
С 4 сентября Nestle повысит на 9% отпускные цены на детское питание. Под повышение цен попадут в том числе заменители грудного молока (NAN, Nestogen, Nestlе и Gerber), готовые завтраки (Nesquik, Cosmostars, «Хрутка») и растворимые напитки из какао, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письма компании ретейлерам. Аналитики прогнозируют рост отпускных цен и у других производителей детского питания. Среди причин они называют падение рубля, рост цен на сырье и снижение спроса на фоне спада рождаемости.
В одной из крупных торговых сетей подтвердили получение письма с уведомлением о повышении цен. Собеседник газеты на рынке сказал, что аналогичные письма получили и дистрибьюторы несетевой розницы. В самой Nestle отказались от комментариев. В письмах компания объясняет подорожание детского питания снижением курса рубля более чем на 30% с начала 2023 года. В случае с напитками из какао на решение повлиял ростом мировых цен на сырье и сахар.
На товарной бирже в Нью-Йорке стоимость какао-бобов 22 августа достигала $3330 за тонну, что на 23% больше, чем в январе. Собеседник из сахарозаводчиков пояснил, что основной рост цен на сахар наблюдался с начала этого года, с 12 июля оптовые цены в среднем снизились примерно до 60 рублей за 1 кг. В Минсельхозе сообщили, что «дополнительно уточнят» позицию Nestle. В министерстве заверили, что «стоимость базового сырья для детского питания и готовых завтраков стабильна».
Партнер консалтинговой компании НЭО Альбина Корягина считает, что вслед за Nestle о повышении цен могут объявить другие производители детского питания. По словам генерального директора Streda Consulting Алексея Груздева, основными производителями заменителей грудного молока в России, помимо Nestle, являются Danone («Тёма», Aptamil) и InfaPrim (Nutrilak, «Нутриген», «Винни»), выпустившие в 2021 году совокупно около 32 000 т продукции при внутреннем потреблении 40 000 т. В Danone и InfaPrim на запрос газеты не ответили.
В компании «Прогресс» («Фруто Няня») возможное повышение цен именно на свою продукцию не прокомментировали, но назвали такой шаг «предсказуемым из-за роста стоимости сырья, логистики и расходов на персонал». Исполнительный директор «Русбренда» (объединяет в том числе производителей детского питания) Алексей Поповичев полагает, что повышение цен в сентября не компенсирует полностью издержки Nestle. «В России производится 70–80% заменителей грудного молока, но сырье на 90% импортное», — пояснил он. Корягина напомнила, что молочные сухие смеси для детей по той же причине в 2022 году подорожали на 17% год к году, в первом квартале этого года рост продолжился.
В 2019 году Госдума предлагала включить детское питание в список социально важных товаров (присутствие в этом перечне позволяет установить на продукцию предельно допустимые цены в рознице), но инициатива не была реализована. «Из-за девальвации рубля дорожают целые группы продовольствия, и сегмент детского питания не исключение», — сказала Корягина. О повышении цен за последнее время уведомили ретейлеров производители курицы, индейки, яиц, майонеза, чая, кофе, сладостей.
Директор «Яков и партнеры» Олег Шендерюк полагает, что для удержания спроса на фоне роста цен ретейлеры могут увеличить долю промо в сегменте детского питания. Сейчас, по словам Шендерюка, доля промо составляет 20–30% в немолочных детских продуктах, 30–40% — в молочных, а в отдельных категориях — 60%. По словам Поповичева, на ситуацию в сегменте детского питания помимо увеличения издержек фундаментально влияет демографическая проблема — снижение рождаемости привело к сокращению продаж детского питания в натуральном выражении.
По данным NielsenIQ, в первой половине 2022 года продажи сократились на 11,2% год к году, в первые шесть месяцев 2023 года — на 2,2%. Продажи готовых завтраков в первой половине 2023 года снизились на 15% год к году, а за тот же период 2022 года — на 5,5%.