К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Молочные реки: почему правительство компенсирует затраты экспортерам молока

Производство молочной продукции на заводе (Фото Егора Алеева / ТАСС)
Производство молочной продукции на заводе (Фото Егора Алеева / ТАСС)
Государство готовится пойти на беспрецедентные меры поддержки производителей молочной продукции. Внутренний рынок затоварен, страна уже не вмещает произведенное молоко, и выход на внешние рынки стал не просто одним из вариантов, а необходимостью, полагают эксперты. Почему понадобились такие экстраординарные меры — разбирался Forbes

С 1 января 2024 года, согласно постановлению правительства, затраты на транспортировку молочной продукции будут компенсироваться на 100% вместо прежних 25%. Мера должна способствовать развитию экспорта в дальнее зарубежье, отмечает гендиректор Streda Consulting  Алексей Груздев. По словам гендиректора Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артема Белова, отечественная молочная отрасль становится экспортно ориентированной. Происходит это на фоне избыточного предложения на внутреннем рынке. 

Российские компании везут продукцию в страны Африки, Азии и Ближнего Востока, а не только в традиционные для нас страны СНГ, говорит Белов. Транспортировка в дальнее зарубежье стоит вдвое дороже, чем у европейских конкурентов, знает гендиректор ГК «Молвест», одного из крупнейших производителей молока, Анатолий Лосев: перевозчики требуют повышенные страховые выплаты, которые делают продажи продукции на экспорт, например в ту же Северную Африку, практически нерентабельными. «В случае с Китаем это еще ощутимее — китайцы настаивают на серьезном дисконте от биржевой цены, стоимость сухих молочных ингредиентов внутри страны ниже, чем в странах Персидского залива», — отмечает бизнесмен. Новые меры поддержки от государства помогут производителям получить определенное преимущество на внешних рынках, надеется Белов, что особенно важно на стадии их освоения.

В перспективе пяти — семи лет Россия может войти в топ экспортеров молочной продукции, полагает Алексей Груздев, в частности по молокоемкой линейке продукции (например, сыры. — Forbes). «Многие страны ввиду природно-климатических причин сокращают производство, а потребление будет только расти, и у России есть все шансы стать значимым экспортером», — говорит эксперт.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Приоритетными продуктами экспорта признаются молоко, сливки, сыворотка, сливочное масло и сыры (любые, в том числе плавленые и с плесенью). Возмещаться будет, как и ранее, доставка всеми видами транспорта от места отгрузки до конечного получателя. «Решение продиктовано ростом образовавшихся на перерабатывающих предприятиях запасов молочной продукции длительного хранения, что приводит к снижению закупочной цены у производителей молока», — пояснили в Минсельхозе. 

С января по июнь текущего года, по данным «Союзмолока», в России произвели на 4,8% больше товарного молока (12,8 млн т), чем за первое полугодие 2022-го (12,2 млн т). За весь прошлый год выпуск товарного молока достиг 24,6 млн т.

 

Это много. Запасы ключевых категорий молочной продукции на конец 2022 года, по данным «Союзмолока», составили 1,4 млн т в пересчете на сырое молоко, что почти на 40% больше, чем годом ранее. К концу июня 2023 года удалось стабилизировать ситуацию по сливочному маслу — его запасы на складах производителей упали до уровня 19 600 т, что на 3% меньше, чем в том же месяце 2022-го, ниже прошлогоднего уровня опустились запасы маргаринов и спредов (-11%, до 15 000 т), «сырных продуктов» (-1%, до 22 000 т), кефира (-2%, до 5000 т). Запасы сухих молочных продуктов все еще ощутимо превышают уровень прошлого года: сухого обезжиренного молока (СОМ) — на 44% (20 600 т), сухого цельного молока (СЦМ) — на 10% (9200 т), сухой сыворотки — на 15% (20 600 т). Сыров в запасах на 30% больше, чем в первой половине лета 2022 года — 61 000 т. «Однако темпы роста запасов существенно замедлились на фоне развития экспорта и увеличения внутреннего спроса», — отмечают в «Союзмолоке».

В 2022 году Россия отправила за рубеж 0,8 млн т молочной продукции почти на $500 млн, в 2021-м — 1 млн т. В 2023 году при сохранении положительных тенденций во внешнеторговой деятельности, прогнозирует Артем Белов, экспорт превысит 1 млн т в молочном эквиваленте. В 2023 году, по данным Минсельхоза, сумма компенсаций транспортных затрат составила 11 млрд рублей (порядка $135 млн. — Forbes).

Молоко подешевело

Объемы экспортных поставок молочной продукции из России по итогам 2022 года сократились в натуральном выражении по многим категориям, например по мороженому снижение составило 52% (до 16 000 т), по питьевому молоку  — 43% (до 22 230 т), по сливочному маслу  — 27% (3090 т), делится гендиректор Petrova Five Consulting Марина Петрова. По каким-то позициям, впрочем, экспорт растет: вывоз сухого молока в 2022 году был на 30% больше, чем в 2021-м.

 

Прошлый год можно назвать сложным — были нарушены логистические цепочки, возникли проблемы с оплатой, говорят эксперты Forbes. В 2021 году, наоборот, отмечались серьезные успехи: экспортные поставки сливочного масла из России тогда возросли на 55% относительно 2019 года и превысили 4200 т, питьевого молока — на 84% (до 39 130 т), сухого молока — на 75% (2920 т), мороженого — на 48% (33 080 т), приводит данные Петрова.

Структура экспорта молочной продукции в 2022 году изменилась: сократились поставки в страны дальнего зарубежья, выросли — в страны Таможенного союза. Более 95% экспорта идет именно туда, подтверждает Груздев.

Долгое время российские игроки из-за относительно высокой стоимости сырья не смотрели в сторону глобального рынка — уровень цен не позволял соревноваться с сильными экспортерами. «А развитие экспорта — дело не одного дня. Многие компании только начинают прикладывать усилия к выходу на новые рынки», — комментирует Груздев.

Толчок к расширению экспортного направления, продолжает собеседник Forbes, дало перепроизводство сухих молочных продуктов в 2022 году, когда и сами производители, и Минсельхоз осознали, что избыток предложения давит на внутренний рынок,  ведет к негативным последствиям в виде снижения цен и нуждается в корректировке. Рынки сухого молока России и Белоруссии уже давно профицитны, но до прошлого года их удавалось балансировать. Сыграли роль и снижающиеся цены на сырое молоко. Средние оптовые цены на сырое молоко в России, сообщает «АБ-Центр», достигли 29 837 рублей за тонну без НДС, что почти на 10% ниже аналогичного показателя годом ранее.

На фоне колебаний курсов валют по сухим молочным продуктам Россия в 2023 году оказалась самой конкурентной в плане цены, знает Груздев. «Но стала дороже логистика и страховки, преимущество производителей «съедалось», — говорит он. При компенсации транспортировки ситуация начнет меняться, полагает эксперт. Есть положительная динамика по дальнему зарубежью. Основная доля поставок — сухая сыворотка, СОМ, СЦМ и в меньшей степени масло.

 

Глобально России придется соревноваться с Латинской Америкой, Новой Зеландией и Евросоюзом, отмечает Груздев: «Но рынок большой и места хватит всем, к тому же ключевые поставщики уже определились с приоритетными направлениями. Новая Зеландия, например, работает на Юго-Восточную Азию и гораздо меньше заинтересована в странах Персидского залива».

Продукция, поставляемая за рубеж, разнообразная — от масла и сухого молока до мороженого и крем-сыра. Сыры из России ограничены вкусовыми предпочтениями покупателей: российско-голландскую группу знают и любят на территории постсоветского пространства, знает Груздев, объемы поставок мало меняются в последние годы. В 2022 году доля сыров в общем объеме экспорта, по данным Россельхозбанка, составила 32%. Половина ушла в Казахстан, 13% — в Белоруссию и 10% — в Узбекистан. Всего Россия отправляет сыры в 35 стран, из дальнего зарубежья — в Китай и Монголию. Экспорт российских сыров при позитивной динамике производства может достигать 60 000 т.

Молодые сыры пока производятся не в столь значимых объемах, их потребляют внутри страны. «С молокоемкими продуктами, такими как сыры и масло, российские производители только начали заходить в другие страны», — говорит Груздев. 

Еще два года назад Россия вошла в топ-15 экспортеров мороженого в мире, говорит Груздев, но основные поставки пока идут в соседние страны. Экспорт мороженого в страны Африки за последние четыре года вырос в полтора раза — до 600 т в 2022 году, знает Петрова. Всего в 2022 году Россия поставила мороженое в 44 страны мира на сумму более $58 млн, но потенциал остается очень высоким, полагают в «Агроэкспорте». Поставки мороженого в Китай к 2025 году могут увеличиться до 1900 т на сумму $7,9 млн, полагают аналитики «Агроэкспорта» (в 2021 году экспортировали 896 т на $4,7 мл). Потенциальный объем поставок в Казахстан к 2025 году составляет 11 900 т на сумму $30,5 млн (против 8600 т на $21,9 млн в 2021-м). Ежегодный потенциал российского экспорта мороженого в Саудовскую Аравии может превышать 2000 т.

 

Может Россия экспортировать в дальнее зарубежье и сухие молочные продукты. Полноценное открытие рынка даже Алжира (емкость, по данным «Союзмолока», около 400 000 т молока) дало бы возможность не только поставлять имеющиеся излишки, но и рассчитывать на серьезный рост мощностей именно под экспорт, говорят эксперты Forbes.

Индивидуальный подход

Каждая страна требует особого подхода. Особенности менталитета — важный аспект, считает руководитель отдела по работе с экспортными продажами и гостинично-ресторанным бизнесом Viola Алексей Свиридов. Например, для жителей Азии очень важен личный контакт, дружеские отношения, открытость и честность. Для дистрибьютора из Китая нужна личная встреча за чашкой чая, с душевным разговором и возможностью посмотреть в глаза собеседнику. «А вот коллеги из Монголии — менее душевные, но честные и достаточно прямолинейные, общаются по делу, хотя чаепитие для них тоже важная часть культуры», — рассказывает Свиридов.

«Особенностью менталитета жителей Алжира является психоэмоциональный фактор, им очень важны партнерские, дружеские отношения, — говорит гендиректор Брянского сыродельного завода Денис Федоричев. — Отношения с ними —   это не только про деньги».

 «Когда «ЭкоНива» готовилась к выводу собственной молочной продукции на китайский рынок, мы обратили внимание на полярность запросов местных жителей: одни охотно покупают обезжиренное молоко, другие, наоборот, с повышенным содержанием молочного жира — от 3 до 6%. Популярное в России молоко среднего уровня жирности 2,5% в Китае спросом практически не пользуется», — рассказывает Аверьянова.

 

На пути экспортеров возникает немало препятствий. Американцы откровенно демпингуют, перетягивая спрос на себя, остаются проблемы с расчетами — приходится пользоваться не самыми простыми вариантами вывода денег, которые подразумевают серьезные потери на кросс-курсе и комиссии, указывает Анатолий Лосев.

В ряде стран необходима дополнительная аттестация завода, отмечает Свиридов; в частности, завод Viola в Московской области посещали в конце июля эксперты из Кубы, аттестация необходима была и для начала отгрузок в Азербайджан и в некоторые другие страны. «Более того, законодательство постоянно меняется, иногда ужесточается — как со стороны российских регулирующих органов, так и со стороны стран-импортеров. Для производителя это серьезная ресурсная нагрузка и, пожалуй, часто основное ограничение для начала поставок в ту или иную страну», — рассказывает бизнесмен. Сложности, по словам Свиридова, есть и в логистике — продукт имеет ограниченный срок годности и требует холодильного хранения.

«Если сравнивать сложность поставок в  те или иные страны, отдельно отмечу Беларусь, — говорит Свиридов. — Несмотря на то что это Союзное государство, с которым выстроена хорошая логистика, очень высокая документальная нагрузка со стороны импортера иногда затрудняет поставки». На перспективность зарубежных рынков ощутимо влияют таможенно-тарифные ограничения, добавляет Петрова, и с этой точки зрения интерес для российских производителей представляют Казахстан, Азербайджан, Китай, Узбекистан, Вьетнам, а также страны Африки.

Но ключевыми рисками в сложившейся политико-экономической ситуации, по словам Петровой, остаются внешнее санкционное давление, изменение логистических маршрутов, девальвация национальной валюты и снижение конкурентоспособности российской молочной продукции.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+