К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Россия скорректирует пошлину на вывоз подешевевших удобрений: кто в выигрыше

Производство аммиака, азотных и сложных минеральных удобрений на предприятии «Невинномысский Азот» (Фото Эрика Романенко / ТАСС)
Производство аммиака, азотных и сложных минеральных удобрений на предприятии «Невинномысский Азот» (Фото Эрика Романенко / ТАСС)
Правительство России готовится ввести новую временную фиксированную пошлину на экспорт удобрений, поскольку прежняя оказалась неэффективной и не принесла ожидаемых поступлений в бюджет. Сможет ли новый план правительства исправить положение дел, разбирался Forbes

Правительство России намерено изменить экспортную пошлину на минеральные удобрения. Прежняя пошлина, введенная 30 ноября прошлого года до конца нынешнего, устанавливала ставку в размере 23,5%, взимаемую с разницы между таможенной стоимостью удобрений и превышающей $450 за тонну.

Как говорится в пояснительной записке к проекту соответствующего постановления, подготовленного Минфином, из-за падения цен на удобрения вместо ожидаемых поступлений от пошлины порядка 119 млрд рублей в 2023 году бюджет получил за первые шесть месяцев нынешнего года лишь 6 млрд рублей. Правительство озаботилось изменением ставки пошлины и решило взимать ее в размере 8% со всех видов удобрений независимо от ценовой конъюнктуры. Это, по мнению Минфина, позволит собрать несколько меньшую, чем ожидалось ранее, сумму — 87 млрд рублей до конца 2024 года. Проект постановления проходит независимую антикоррупционную экспертизу, которая должна завершиться в среду, 9 августа. После этого постановление должен подписать премьер Михаил Мишустин. Это должно произойти в ближайшее время, поскольку пошлину намереваются ввести уже с 1 сентября. И она должна действовать до конца 2024 года. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Минфин считает, что производители удобрений не сильно пострадают от нововведения. По его данным, рентабельность по показателю прибыли до вычета расходов по оплате процентов по займам и кредитам, налогов, износа и амортизации (EBITDA), то есть отношение этого показателя к выручке, в I квартале 2023 года составила 48-59% по сравнению с 48-75% в I квартале 2022 года. Основные производители минеральных удобрений, отмечает Минфин, вполне способны справиться с изъятиями, которые в сумме должны составить в среднем 10% их операционной прибыли или 15% от свободного денежного потока за 2022 год.

 

«В условиях текущей рентабельности производителей, а также временного характера указанной меры, предлагаемые изъятия не окажут существенного негативного влияния на долгосрочное развитие отрасли производства удобрений и сохранят производителям достаточную операционную рентабельность, позволяющую выполнять свои планы в рамках утвержденных инвестиционных программ», — пишет Минфин.

Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) и два из крупнейших российских производителей удобрений —  «Уралхим» и «Еврохим» — отказались от комментариев.  Еще один — «Акрон»  — не ответил на запрос Forbes. 

 

Объем сборов реален

«Конечно, объем сборов с производителей удобрений будет во многом зависеть от колебаний мировых цен, которые в текущем году внесли неприятные для Минфина изменения в планы по налоговым поступлениям, — рассуждает ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов.  — Поэтому в этот раз Минфин оказался предусмотрительней и не стал вводить ценовые пороги, при которых экспортная пошлина обнуляется».

Учитывая, что экспортные цены на удобрения остаются выше уровня 2019-2020 годов, несмотря на значительную коррекцию от максимумов 2021 года, эксперт оценивает объем экспорта удобрений из России в 2024 году не менее чем в $10 млрд. «При текущем валютном курсе и 8%-ной ставке экспортной пошлины Минфин может рассчитывать не менее чем на 76 млрд рублей, что достаточно близко к ожиданиям регулятора, — говорит Данилов. — А в том случае, если мировые цены на удобрения в 2024 году смогут переломить нисходящий тренд, объем сборов вполне может достичь целевых 87 млрд рублей».

В условиях дефицита бюджета и падения доходной части Минфин ищет, как восполнить выпадающие доходы, сказал Forbes аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. «В этот раз его расчеты вполне могут оправдаться, поскольку цены на удобрения, кажется, нащупали дно, ниже которого падать не готовы, — отмечает эксперт. — Соответственно, не должно получиться так, как в прошлый раз, когда пошлина вводилась на фоне экстремально высоких цен, а вскоре после ее вступления в силу цены упали ниже порога отсечения $450 за тонну». 

 

Пошлина может сказаться на инвестициях  

В среднем такая пошлина может обойтись производителям примерно в 8-12% EBITDA, около 15% FCF (свободного денежного потока — Free cash flow) и до 30% чистой прибыли, полагает Калачев из «Финама». «Конечно, это очень приблизительные, но достаточно серьезные цифры, которые отразятся на рентабельности, сократят прибыль акционеров и снизят инвестиционные возможности компаний»,  — отмечает аналитик.

Пошлина также не учитывает, что более востребованные многокомпонентные удобрения имеют более высокую себестоимость, говорит Калачев. «Следовательно, по производителям сложных удобрений такой общий подход может ударить сильнее, — отмечает эксперт. — Теоретически продавать сырье может оказаться выгоднее, чем конечный продукт. Однако не думаю, что это радикально перестроит отрасль. Останавливать производство сложных продуктов  тоже затратно, это ведет к потере рынков. Вряд ли производители на это пойдут, тем более что запас рентабельности у них все же есть, а вводимая мера заявлена как временная — только до конца 2024 года».

Обсуждаемые в настоящее время параметры экспортной пошлины, за основу которой предлагается взять ставку в размере 8%, могут привести к дискриминации производителей сложных удобрений, согласен независимый эксперт Леонид Хазанов. Это, по его словам, связано с тем, что разработчики не учитывают себестоимость и рентабельность экспортируемой продукции, которая для разных видов минеральных удобрений с различной концентрацией питательных веществ очень разная. Хазанов поясняет, что себестоимость производства калийных и азотных удобрений гораздо ниже, чем производство сложных удобрений. «Если данный фактор не будет учтен при выработке фискальных механизмов, то может возникнуть перекос в распределении налоговой нагрузки между химическими компаниями, — говорит Хазанов. — Львиная доля дополнительного налогового бремени, исчисляемого десятками миллиардов рублей, перейдет на производителей сложных удобрений, ударив по инвестиционному потенциалу всей отрасли».

Производители минеральных удобрений реализуют масштабные инвестиционные программы и крупные социальные проекты, напоминает Хазанов. Только за последние 10 лет в развитие были вложены 1,8 трлн рублей, налогов за этот же период было уплачено 600 млрд рублей, говорит эксперт. 

Одна из наиболее важных текущих проблем для отрасли — это непредсказуемость налогового режима, полагает Данилов из «Велес Капитала». За последние два-три года производители удобрений столкнулись с повышением НДПИ, разовым windfall tax (налог на сверхприбыль) и временными экспортными пошлинами, действующими до 31 декабря 2023 года. Теперь предлагается изменить и этот механизм путем введения единой 8%-ной ставки до конца 2024 года. «С точки зрения производителей удобрений, постоянные изменения в налоговом законодательстве усложняют долгосрочное планирование, в том числе в области масштабных инвестиционных проектов, — говорит Данилов. — Поэтому при принятии долгосрочных и затратных решений компании могут ориентироваться уже не на ценовую конъюнктуру, долговую нагрузку или объем свободных денежных средств, а на свои ожидания по будущим изменениям в налоговом режиме».

 

Один из лидеров отрасли, компания «Фосагро», в среду, 9 августа, выступила с заявлением, в котором высказалась за дифференциацию пошлины для разных производителей и призвала заинтересованные министерства и ведомства к выработке справедливого механизма ее расчета на этапе обсуждения законопроекта. «Обсуждаемые параметры экспортной пошлины не учитывают себестоимость и рентабельность экспортируемой продукции, которая очень разная для разных видов минеральных удобрений с разной концентрацией питательных веществ», – сказал генеральный директор «Фосагро» Михаил Рыбников.

«Если фактор разной себестоимости и рентабельности не будет учтён при выработке фискальных механизмов, будет наблюдаться несправедливый перекос в распределении налоговой нагрузки между компаниями отрасли, — говорится в заявлении. — Львиная доля дополнительного налогового бремени, исчисляемого десятками миллиардов рублей, перейдет на производителей сложных удобрений, ударив по инвестиционному потенциалу сектора и его конкурентоспособности на глобальном рынке». 

Глава РАПУ Андрей Гурьев в июне говорил журналистам о ненужности пошлин и квот. «Механизм не работает, — процитировал Гурьева ТАСС. — Цены упали практически на все виды минеральных удобрений от двух до четырех раз, поэтому никакой сверхприбыли сейчас нет. Пошлины сегодня являются абсолютно не нужным, сдерживающим экспорт механизмом. Так же, как и квоты».

По данным портала IndexMundi, цены на диаммоний фосфат на базисе FOB (с поставкой на борт судна) в Мексиканском заливе снизились с $631 за т в январе до $456 в июне, на хлористый калий — с $509 до $373, на тройной суперфосфат — с $569 до $390.

 

Экспорт удобрений из России регулируется квотами. Последними решениями правительства квота в размере 16,3 млн т действует с 1 июня по 30 ноября 2023 года. Предыдущая квота, действовавшая с 1 января по 31 мая 2023 года, была увеличена до 14,5 млн т с 12,6 млн т в связи с полным обеспечением удобрениями внутреннего рынка. «Эта мера позволит производителям минеральных удобрений экспортировать невостребованные остатки готовой продукции», — говорится в сообщении пресс-службы правительства.

Квоты не слишком ограничивают экспорт, говорит Калачев из «Финама». «Их целью было защитить обеспечение внутренних потребностей от чрезмерного увлечения экспортом в благоприятной для этого рыночной ситуации, — напоминает он. — Однако наличие такого количественного ограничения не стимулирует компании расширять производство». 

Производителям удобрений еще предстоит платить налог на сверхприбыль

Нынешнее решение о введении единой ставки пошлины принимается в дополнение к планам российских властей пополнить бюджет за счет налога на сверхприбыль, которую российские компании, в частности производители удобрений, получили в предыдущие годы. 

Президент России Владимир Путин подписал 4 июля закон о налоге на сверхприбыль. Выплатить его в 2024 году должны будут компании, прибыль которых в 2021-2022 годах превысила 1 млрд рублей. Сумма налога составит 10% от полученной сверхприбыли. При досрочной уплате в 2023 году ставка налога будет снижена в два раза.

 

Правительство рассчитывало, что этот налог принесет бюджету примерно 300 млрд рублей, 19% из которых (или 57 млрд рублей) должны будут выплатить производители удобрений. Пока только компания «Фосагро» публично согласилась выплатить этот налог. Свою долю при условии досрочной выплаты она оценила в 7 млрд рублей. 

В законе не прописано, будет ли налог взиматься с показателей отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) или по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Эти данные могут существенно различаться, тем более что далеко не все компании в принципе публикуют отчетность в 2023 году. В законе говорится, что «сумма налогов исчисляется плательщиком самостоятельно». Наказаний за некорректные данные закон не предусматривает.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+