Россия впервые за полгода снизила отгрузки зерна на экспорт
Россия впервые за полгода снизила отгрузки зерна на экспорт, сообщили в Российском зерновом союзе. На неделе с 1 по 7 августа на экспорт была отгружена 871 000 тонн зерна — на 43% меньше, чем годом ранее. Причиной стала «сложная в плане геополитики» неделя, когда закрывались черноморские порты, а также исчерпание экспортного потенциала предыдущего сезона, пояснили в союзе
Россия с 1 по 7 августа отгрузила на экспорт 871 000 тонн зерна — на 43% меньше, чем за тот же период 2022 года, передает «Интерфакс» со ссылкой на данные мониторинга Российского зернового союза.
Директор аналитического департамента союза Елена Тюрина отметила, что недельное падение объемов экспорта отмечено впервые за последние полгода. Экспорт пшеницы упал на 42%, до 735 000 тонн, ячменя — на 63%, до 88 500 тонн, кукурузы — на 29%, до 16 500 тонн, сообщила Тюрина. По ее словам, причиной стали два фактора: это «сложная в плане геополитики» неделя, в ходе которой закрывались порты черноморского региона, а также исчерпание экспортного потенциала предыдущего сезона. «Теперь будем ждать поступления зерна нового урожая. Сейчас своего рода межсезонье, но вполне возможно, что во второй половине августа отгрузки увеличатся», — отметила Тюрина.
Основные импортеры снизили закупки российской пшеницы, добавила Тюрина. Сократились отгрузки в Турцию на 38%, до 125 000 тонн, в Саудовскую Аравию — на 31%, до 66 000 тонн. Традиционный покупатель российской пшеницы, Египет, за год снизил закупки в 13 раз: с 422 000 тонн годом ранее до 32 400 тонн. Снизилось число стран, куда за этот период отгружалась пшеница, с 15 до 12, также снизилось число компаний-экспортеров: с 36 до 13. При этом с начала августа нарастил закупки пшеницы Алжир на 85%, отметила Тюрина. Также в 2023 году были отгружены «достаточно серьезные объемы» пшеницы в Бангладеш, Мексику, Венесуэлу и Бразилию, хотя в августе 2022 года туда отгрузок не было, сказала представитель союза.
Выросли отгрузки зерна через порт Новороссийска на 5%, до 446 000 тонн, а рейдовая перевалка сократилась на 80%, до 91 000 тонн против 447 000 тонн год назад, сообщила Тюрина. По ее словам, отгрузки через Азов снизились на 64%, через Ростов-на-Дону — на 75%, через Туапсе — на 15%, но сохраняются достаточно устойчивые отгрузки через малые порты судами «река-море». Число портов, через которые отгружалось российское зерно, в начале августа составило 15 против 27 год назад.
После роста цен на фоне прекращения зерновой сделки рынок вернулся к ситуации начала сезона, сообщила Тюрина. Французская пшеница за неделю подешевела на 8,4%, до $251 за тонну, американская — на 13%, до $240. Цена на российскую пшеницу (FOB Новороссийск) стабилизировалась на уровне $250 за тонну. Цены у производителей в среднем снизились на 100 рублей за тонну, но в долларовом выражении стали больше, чем в конце сезона, на $15 и составляют в среднем $150 за тонну, добавила представитель Российского зернового союза.
После завершения зерновой сделки и сворачивания гуманитарного коридора Минобороны России объявило районы в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Черного моря временно опасными для судоходства. Ведомство заявило, что будет рассматривать все суда, которые следуют в украинские порты, как потенциальных перевозчиков военных грузов, а страны флагов этих судов будут считаться вовлеченными в конфликт на стороне Украины. По словам замглавы МИД России Сергея Вершинина, это означает, что российская сторона будет запрашивать осмотр судов в Черном море, чтобы убедиться в отсутствии военных грузов.
После решения российского Минобороны о схожих мерах объявило Минобороны Украины. Оно запретило судоходство в северо-восточной части Черного моря и Керчь-Еникальского пролива и заявило, что начнет рассматривать все следующие в направлении российских портов суда как перевозящие грузы военного назначения «со всеми соответствующими рисками».