Как из крупнейшего импортера свинины Россия превращается в важного экспортера
Еще в 2016 году Россия перестала быть крупнейшим импортером свиного мяса и вошла в топ-6 основных его производителей. А за последние годы значительно вырос экспорт российской свинины. В 2022 году ее было экспортировано 146 000 т: на 18% выше, чем в 2021-м (124 000 т), и на 21% — чем в 2020-м (115 400 т). Импорт свинины сократился почти до нуля: если в 2010 году он составлял 633 000 т, то в прошлом году — всего 17 000 т, притом что квоты позволяли беспошлинный ввоз мяса на 100 000 т.
Судя по данным за первое полугодие, в 2023-м темпы роста экспорта свинины могут оказаться еще значительнее, чем в предыдущие годы. Россельхознадзор фиксирует рост поставок за рубеж на 12%. Но если считать вместе с субпродуктами и шпиком, то экспорт за первые шесть месяцев текущего года вырос на 40%, отмечает директор Национального союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалев. В I квартале 2023 года Россия экспортировала 46 800 т свинины, по оценкам НСС, это на 32% больше, чем в 2022-м.
Россия уже входит в топ-10 экспортеров свинины, отмечает начальник отдела мониторинга внешней среды ФГБУ «Центр агроаналитики» Даниил Козлов. Статистический портал IndexMundi ставит Россию на восьмое место по объемам экспорта. Пятерка лидеров: Евросоюз (3,75 млн т), США (2,9 млн т), Бразилия (1,4 млн т), Канада (1,36 млн т) и Мексика (260 000 т). В ближайшие годы, считает Ковалев, Россия способна увеличить объемы экспорта свинины до 350 000—450 000 т и войти в топ-5 мировых поставщиков. Причем случиться это может даже в ближайшие пять лет, полагает исполнительный директор компании «Сибагро» (входит в топ-3 российских производителей свинины) Виталий Павлюк: «Уже сейчас мы видим перестроение мирового рынка. Например, переключение Бразилии на китайский рынок, сокращение экспорта США в Мексику.
Свиной избыток
Вместе с экспортом растет и производство свинины. По данным НСС, на всех сельхозпредприятиях в 2021 году было выпущено 4,899 млн т в живом весе, в 2022-м — 5,237 млн т, прогноз на 2025 год — 5,992 млн т. Тройка крупнейших производителей, по данным союза: «Мираторг» (665 000 т в живом весе в 2022 году), «Сибагро» (388 000 т) и «Русагро» (336 000 т). Юрий Ковалев отмечает, что в России заявляются все новые проекты. «И почти все вводимые мощности учитывают возможность развития за счет экспорта», — добавляет исполнительный директор консалтинговой компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев.
Что это за проекты? К примеру, готовы к запуску мощности на 5900 т свинины в год на мясокомбинате «Скифагро-ДВ» в Хабаровском крае, которые позволят удвоить производство мяса в регионе. ГК «Агропромкомплектация» заявляла о планах построить к 2028 году пять новых свиноферм в Рязанской области на 80 000 голов каждая. Во Владимирской области «Дорстрой» планирует реконструировать предприятие в деревне Следнево мощностью в 18 000 т мяса в год.
Мощности по выпуску свинины, по информации генерального директора аналитической компании EMEAT Любови Савкиной, будут расти до 2025-2028 года. «Производители к 2028 году, по оценке EMEAT, могут произвести порядка 4,86 млн т свинины (в убойном весе), из них 4,6 млн т будет произведено в крупных компаниях, прирост по которым составит почти 20% за пять лет», — говорит эксперт. При этом, прогнозирует Савкина, будет падать производство в личных и фермерских хозяйствах, а также в старых комплексах.
Производство свинины в России продолжает увеличиваться, отмечает Даниил Козлов. По итогам первых пяти месяцев текущего года производство свиней на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях выросло на 5,8% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 года.
Насыщения внутреннего рынка удалось добиться уже к 2020-му, когда свиноводы произвели 4,3 млн т (в убойном весе). Потребление мяса в 2021 году НСС оценивает в 4,1 млн т, в 2022-м — 4,37 млн т, и объемы производства свинины во всех категориях хозяйств в прошлом году достигли уже 5,8 млн т в живом весе, в текущем году прирост может составить 5% (до 6 млн т), говорит Ковалев. И это не предел — крупными игроками рынка заявляются новые проекты.
«Конкуренция на внутреннем рынке растет, и с учетом планов по дальнейшему росту объемов производства свинины в стране она будет только усиливаться», — говорит председатель совета директоров ГК «Агроэко» Владимир Маслов. Экспорт, по мнению топ-менеджера, смог бы помочь улучшить ситуацию для отечественных производителей. Чтобы сохранять баланс, дополнительные объемы производства в будущие годы должны закрываться или ростом экспорта, или ростом объемов потребления внутри страны.
Цены на свинину из-за конкуренции между производителями и присутствия на рынке значительных объемов мяса снижаются не первый год — в 2022-м стоимость уменьшилась на 5,8%, по данным НСС. С мая этого года свинина выигрывает по стоимости даже у мяса птицы: в опте в первую неделю июня свиная полутуша второй категории торговалась по 172 рубля за кг, а тушка бройлера — по 183 рубля. Стало особенно заметно перераспределение в рамках мясной корзины: доля свинины в общем потреблении мяса добралась до 38%, хотя долгое время показатель находился в рамках 32-34%. Потребление свинины в прошлом году выросло на 6%, до 29,8 кг на душу населения (или 4,365 млн т против 4,124 млн т в 2021-м на всех россиян), говорит Ковалев. Уже в этом году потребление может достичь 30 кг на человека. Согласно расчетам EMEAT, среднедушевое потребление вырастет до 32 кг в год к 2028-му. В 2013 году потребление свинины с учетом импорта шпика и субпродуктов, по данным НСС, составляло 26,7 кг на человека.
«Говядина и баранина дорожают, изменения происходят и из-за сокращения ценовой разницы между птицей и свининой», — поясняет Ковалев. Но, по его словам, рентабельность свиноводов остается примерно на том же уровне, что и последние пять лет.
Перспективы экспорта
Источник Forbes на рынке, знакомый с таможенной статистикой (с прошлого года она закрыта), приводит следующие данные: с января по апрель 2023 года основные объемы экспорта свинины пришлись на Вьетнам (всего 19 000 т, рост в 2,1 раза в годовом выражении) и Белоруссию (16 700 т, рост почти в полтора раза). Поставки в Гонконг выросли в 2,1 раза, до 2100 т, в Армению — более чем втрое, до 1000 т, в Монголию — в 1,2 раза, до 2000 т. Поставки в Казахстан сократились с 1900 т до 1700 т.
На данный момент, по данным НСС, экспорт свинины почти поровну распределен между ближайшими соседями из ЕАЭС и странами Юго-Восточной Азии. Драйвером роста в текущем году стали поставки в Гонконг, а также Вьетнам. Причиной роста экспорта в этих направлениях Даниил Козлов из «Центра агроаналитики» называет общее увеличение импортного спроса в этих странах (в том числе после вспышек африканской чумы свиней (АЧС) и падежа на внутренних фермах).
Большой экспортный потенциал у рынков Китая и Филиппин, отмечает Юрий Ковалев из НСС, — именно на них возлагают надежды свиноводы. «Выход на рынок Вьетнама показал, что мы готовы к поставкам и в другие страны Азии. За два года отечественные производили отвоевали почти 40% рынка, подвинув таких топов, как США, Бразилия и Канада», — говорит Ковалев.
«В 2023 году, несмотря на сложившуюся геополитическую ситуацию, мы увеличим экспорт относительно прошлого года на 20% и поставим 13 200 т продукции, в 2024 году в планах нарастить реализацию еще на 70%, до 23 000 т», — говорит Виталий Павлюк из «Сибагро». В числе приоритетных направлений экспорта для компании он выделяет Монголию, Казахстан, Киргизию, Вьетнам, Гонконг и Белоруссию.
«В 2023 году пройдена аттестация и получены разрешения на поставки продукции «Агроэко» в Грузию, Гонконг и Таможенный Союз. В планах — получить разрешение на поставки во Вьетнам, — делится Владимир Маслов. — Объемы по экспорту пока небольшие, но это наши первые шаги в этом направлении». По его словам, компания в прошлом году нарастила производство свинины с 274 000 до 322 000 т и нацелена на увеличение производства продукции более глубокой переработки, а это значит, что у компании расширяются возможности для экспортных поставок.
Конкурентная среда
С точки зрения себестоимости производства живка (свиней в живом весе) Россия находится в числе мировых лидеров, указывает Юрий Ковалев. Цена на российскую продукцию свиноводства является конкурентоспособной на мировом рынке, соглашается Даниил Козлов, в том числе благодаря снизившимся в 2023 году производственным затратам (за счет снижения цен на корма — в 2022 году в стране собрали рекордные 158 млн т зерновых культур, в текущем году так же ожидается хороший урожай). На 26 июня, по оценке EMEAT, стоимость российской свинины находилась на отметке $2,16 за кг, продукции из Германии — $2,65, Испании — $2,8, Франции — $2,5, Китая, — $2,59, США — $2,09, Дании — $2,01, Бразилии — $1,82, Канады — $1,53.
Россия уже является сильным конкурентом на мировом рынке свинины, отмечает Любовь Савкина. «Наша цена — средняя. В ЕС в прошлом году начались сложности с животноводством из-за роста цен на электроэнергию, цены от основных экспортеров, Германии, Испании и Дании, значительно выросли», — говорит она. Однако стоит учитывать, что значимую долю конечной цены для страны-импортера составляют логистические издержки, добавляет Козлов. И задача отечественных производителей и государства, по словам Ковалева, — быть конкурентными не только по цене, но и как раз в области логистики, качества продукции и сервиса, предоставляемого в тех странах, куда идет экспорт.
Если в России, кроме полутуш, говорит Виталий Павлюк, наибольшим спросом пользуется грудинка и деликатесные части, такие как окорок, карбонад, шея, за рубежом вполне самостоятельными и востребованными являются субпродукты, которые, впрочем, нашли своего потребителя и внутри страны. «Ноги, хвосты, уши, пятаки — лишь часть того, что может уходить на экспорт, причем кратно превышая объем мышечной группы», — отмечает он.
В ближайшей перспективе ЕАЭС может импортировать еще больше российской свинины, полагает Константин Корнеев. Но «потолок» в объемах понять трудно, говорит Савкина. «В любом случае нарастить поставки в этом направлении проще: уже получены все необходимые разрешения, отстроена логистика, понятны требования партнеров», — поясняет Корнеев.
Потенциально Китай мог бы стать крупным рынком сбыта российской продукции свиноводства, отмечает Козлов, но необходимо учитывать, что в последние годы там взяли курс на импортозамещение за счет внутреннего производства. На этом фоне, в частности, с трудностями уже столкнулись поставщики из США, которые были в значимой мере ориентированы на китайский рынок. Да и переговоры с Китаем пока не дают результатов. «Китай не приобретает свинину из стран с АЧС и не признает регионализацию. Однако сейчас, после признания регионализации Франции, мы можем надеяться, что по России Китаем тоже будет принята наша регионализация (регионы чистые от АЧС смогут экспортировать свинину в Китай, несмотря на АЧС в других регионах страны)», — говорит Любовь Савкина из EMEAT.