Прозрачность и эффективность: как ИТ-платформа снижает затраты в B2B-автоперевозках
Тема логистики стала одной из самых актуальных для бизнеса в прошлом году. На фоне режима изоляции были нарушены устоявшиеся цепочки поставок, транспортные компании не могли найти обратные рейсы, многие сотрудники заказчиков и перевозчиков перешли на удаленную работу. При этом сохранились и многолетние факторы, препятствующие развитию российского рынка логистических услуг.
Цифровизация против ручного управления
Одна из ключевых особенностей рынка логистики — он не консолидирован, доля крупных перевозчиков невысока. Огромное количество мелких перевозчиков порождает проблемы в коммуникациях, оперативном взаимодействии с ними и обеспечении надлежащего уровня сервиса с их стороны: большинство при значительных объемах не могут обеспечить высокий процент вывоза и постановку машин под загрузку в гарантированные сроки. Для грузоотправителей это оборачивается необходимостью содержать штат сотрудников, занятых операционной работой и взаимодействием с большим числом перевозчиков, причем зачастую без автоматизации процессов.
Распространенной практикой является ситуация, когда логисты в ручном режиме отправляют заявки, перевозчики отвечают на них, логистам необходимо сопоставить все условия, назначить и уведомить итоговых перевозчиков на каждую заявку, а после этого оформить необходимые документы — все это долгая, объемная рутинная работа. «Компаниям нужно осуществлять большое количество коммуникаций, постоянно звонить, пересылать много писем, бумаг. Контролировать несколько сотен договоров перевозки для многих заказчиков на практике нереально», — поясняет специфику рынка Денис Скороспелов.
Очевидно, что при ручном управлении не все перевозчики, потенциально способные предоставить транспорт, имеют договор с грузовладельцем и получают информацию о его заявках. И даже среди допущенных к работе заявки не всегда доступны всем — какие-то распределяются логистами напрямую одному из перевозчиков. Таким образом, ни коммуникации, ни сам процесс распределения заказов нельзя назвать прозрачными и эффективными.
Также ручное планирование перевозок и ручной поиск транспорта часто приводят к тому, что снижаются показатели вывоза (например, OTIF — от англ. On-Time-In-Full — насколько своевременно и в полном объеме выполняются перевозки), и для поддержания качества логистам приходится нанимать транспорт по завышенным ценам.
Чтобы решить обозначенные выше проблемы, необходимо собрать оптимальный пул перевозчиков в рамках единого информационного поля и организовать с ними простые, прозрачные и автоматизированные процессы коммуникаций и последующих действий — назначение перевозчиков, документооборот, мониторинг рейсов и пр.
Для достижения этих целей компания Trucker разработала и развивает специализированную ИT-платформу для комплексного управления грузоперевозками. Она позволяет объединить заказчиков и перевозчиков и предоставляет им цифровые инструменты для повышения эффективности совместной работы. В настоящее время на платформе зарегистрировано около 200 заказчиков и 8000 транспортных компаний.
Как работает платформа
Все участники системы, зарегистрированные на платформе Trucker, работают в едином программном контуре — грузовладелец создает заказы, а перевозчики видят их единовременно и в онлайн-режиме могут участвовать в аукционах, подтверждать заявки на перевозку, назначать транспорт и водителей, бронировать тайм-слоты на погрузку, производить обмен документами и т. д.
Система обеспечивает прозрачный выбор перевозчика двумя способами — автоматизированно по матрице распределения и через конкурентные торги.
Автоматическое назначение производится на основании заложенных алгоритмов по матрице распределения с учетом различных критериев: тарифы, квоты, рейтинг перевозчиков и др. Данный инструмент активно применяется крупными грузоотправителями для поддержания высоких показателей вывоза и получения скидки на объеме. Тарифы перевозчиков фиксируются на длительный срок, от квартала до года, но при этом могут учитывать сезонные факторы. Как правило, настройка распределения производится под условия конкретного заказчика и учитывает все особенности его автологистики, в том числе географию и специфику груза. Для заказчиков со сложной географией такой способ автоматизированной работы с перевозчиками является основным.
Для тех, чьи маршруты пролегают в регионах с высокой плотностью транспорта, возможен более гибкий вариант распределения — конкурентные торги. Заказчик размещает все свои заказы на платформе, задает ориентир цены на перевозку, которую он готов оплачивать, и определяет сроки проведения торгов. Все заказы сразу становятся доступными для перевозчиков, имеющих договор с клиентом, в онлайн-режиме. У перевозчиков в рамках торгов есть несколько вариантов: участвовать в торгах с постепенным снижением цены, завершить торги по кнопке buy now либо предложить свою цену (выше начальной). По ходу торгов цена может как снизиться, так и повыситься относительно изначального ориентира, если в регионе присутствует дефицит. Все зависит от текущей рыночной ситуации и наличия оптимального перевозчика в торгах в конкретный период времени. В свою очередь заказчик, если сталкивается с предложением повышенной цены, может либо принять ее, либо продлить торги, если ему это позволяет глубина планирования транспорта.
Стоит отметить функционал buy now — это отдельная кнопка, которая позволяет перевозчику забрать рейс, не дожидаясь окончания торгов, но по очень выгодной для грузоотправителя стоимости.
Настройки торгов гибкие и могут отличаться у разных грузоотправителей. Важно, что при правильном выборе способа распределения заказов по перевозчикам грузовладельцы добиваются существенной экономии, что подтверждается опытом пользователей платформы Trucker.
Помимо способов назначения перевозчиков, пользователям доступен и такой функционал, как проверка контрагентов, отслеживание статуса выполнения заказа через мобильное приложение и геомониторинг, электронный документооборот, включая юридически значимую е-ТрН (электронная транспортная накладная — прим. ред.), инцидент-менеджмент и центр уведомлений для всех задействованных сторон.
Без потерь времени
Отличительной чертой российского рынка грузоперевозок являются и длительные простои транспорта из-за плохо организованной системы планирования погрузо-разгрузочных работ. Живая очередь при одновременной нехватке мощностей на производстве, складах и других площадках все еще является стандартной практикой. В Trucker эту проблему знают не понаслышке — изначально решение создавалось для оптимизации управления логистикой в крупной компании с колоссальным объемом отгрузок автомобильным транспортом.
Внедрение цифровой очереди с четкими тайм-слотами на платформе Trucker помогает эффективно распределять машины по временным интервалам в соответствии с пропускной возможностью площадок и оптимальным режимом работы автомобиля. В первую очередь эта опция востребована у заказчиков с высоким темпом загрузок, тем, у кого формируется «бутылочное горлышко» на въезде — небольшая погрузочная зона при отсутствии площадки для парковки транспорта.
Благодаря цифровой очереди грузоперевозчики повышают эффективность своей работы, снижая количество простоев и сокращая издержки. А в некоторых случаях, при коротком «плече» (расстоянии доставки), даже увеличивают количество рейсов, что в конечном итоге позволяет им предложить лучший тариф на грузоперевозку. «Как правило, используя функционал платформы, перевозчики самостоятельно бронируют тайм-слоты, в которые они могут погрузиться, с учетом ограничений каждой отдельной площадки. Это дисциплинирует обе стороны процесса и позволяет перевозчикам приезжать на предприятие именно тогда, когда это эффективно. К примеру, нет необходимости приезжать к 6 утра и стоять полдня в ожидании погрузки», — объясняет Павел Алешкин.
Система позволяет осуществлять контроль на различных этапах, например: на въезде на погрузку, взвешивании груза, на самой погрузке, повторном взвешивании и выезде. В случае опоздания или нарушения правил грузоотправитель может применить к перевозчику штрафные санкции или понизить его рейтинг. Это позволяет избежать авралов. Кардинальным образом оптимизируют процессы также и автогенерация документов, электронные реестры и электронный документооборот. На сегодняшний день система интегрирована с двумя операторами ЭДО — СБИС и «Синердокс».
Индивидуальный подход
К системе Trucker сегодня подключены крупные промышленные предприятия, дистрибьюторы и экспедиторы. Наработанный опыт позволяет компании формировать серьезную аналитику и находить индивидуальный подход к клиенту, учитывая географию его деятельности, виды перевозок, подходы к определению цены и проверке контрагентов.
Одним из первых клиентов компании стал крупнейший в России производитель щебня АО «Национальная нерудная компания», который владеет сетью из 18 карьеров по всей России и производит более 45 млн тонн нерудных материалов.
«Как само АО «ННК» создает основы для строительного комплекса, так и платформа Trucker стала основой для эффективного управления грузоперевозками нашего предприятия», — комментирует Дмитрий Аверин, президент АО «Национальная нерудная компания». Внедрение платформы проводилось в 2018–2019 годах с целью автоматизировать ручные операции в процессах, связанных с организацией и контролем перевозок, сделать ценообразование и выбор перевозчика прозрачными, решить проблему с длительными простоями транспорта в очередях на погрузку. Последовательно были внедрены: система проверки и квалификации подрядчиков, маркетплейс заказов на перевозку с прозрачными торгами и подбором наилучшего перевозчика по стоимости и срокам исполнения, автогенерация документов и безбумажный документооборот, мобильное приложение и инструменты мониторинга статусов рейса и геолокации машин, система электронной очереди и бронирования тайм-слотов перевозчиками, полноценный электронный документооборот.
«Комплексный подход позволил существенно снизить административные издержки на организацию и контроль работы с перевозчиками и по перевозкам, повысить оборачиваемость автотранспорта в 1,5 раза, снизить стоимость перевозки на 24%, повысить эффективность работы погрузочного комплекса на предприятиях, автоматизировать и упростить документооборот. В настоящее время платформа Trucker используется на всех карьерах ННК, где есть автодоставка, а это около 10 карьеров в разных федеральных округах», — отмечает Дмитрий Аверин.
Впоследствии были реализованы успешные проекты и в секторе перевозки колесных пар. Клиенты — лидеры данного сектора — благодаря переводу логистики на платформу Trucker автоматизировали коммуникации со своими перевозчиками, улучшили планирование перевозок и показатель OTIF, а также наладили ежедневный автоматизированный контроль за фактическим исполнением рейсов.
Среди клиентов Trucker есть и строители, и агрохолдинги. «Платформа Trucker гибкая и готова подстроиться под бизнес-процессы заказчика из любого сектора, а повышение эффективности логистики в современных условиях актуально для всех отраслей», — резюмирует Денис Скороспелов.
* На правах рекламы