К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Прозрачность и эффективность: как ИТ-платформа снижает затраты в B2B-автоперевозках

Прозрачность и эффективность: как ИТ-платформа снижает затраты в B2B-автоперевозках
Высокая конкуренция и низкая консолидация транспортных компаний на рынке автоперевозок, длительные простои транспорта и значительные административные расходы тормозят развитие бизнеса многих российских компаний-грузовладельцев. О том, как повысить эффективность работы и снизить издержки в грузоперевозках, рассказали эксперты компании Trucker.

Тема логистики стала одной из самых актуальных для бизнеса в прошлом году. На фоне режима изоляции были нарушены устоявшиеся цепочки поставок, транспортные компании не могли найти обратные рейсы, многие сотрудники заказчиков и перевозчиков перешли на удаленную работу. При этом сохранились и многолетние факторы, препятствующие развитию российского рынка логистических услуг.

Цифровизация против ручного управления

Одна из ключевых особенностей рынка логистики — он не консолидирован, доля крупных перевозчиков невысока. Огромное количество мелких перевозчиков порождает проблемы в коммуникациях, оперативном взаимодействии с ними и обеспечении надлежащего уровня сервиса с их стороны: большинство при значительных объемах не могут обеспечить высокий процент вывоза и постановку машин под загрузку в гарантированные сроки. Для грузоотправителей это оборачивается необходимостью содержать штат сотрудников, занятых операционной работой и взаимодействием с большим числом перевозчиков, причем зачастую без автоматизации процессов.

Распространенной практикой является ситуация, когда логисты в ручном режиме отправляют заявки, перевозчики отвечают на них, логистам необходимо сопоставить все условия, назначить и уведомить итоговых перевозчиков на каждую заявку, а после этого оформить необходимые документы — все это долгая, объемная рутинная работа. «Компаниям нужно осуществлять большое количество коммуникаций, постоянно звонить, пересылать много писем, бумаг. Контролировать несколько сотен договоров перевозки для многих заказчиков на практике нереально», — поясняет специфику рынка Денис Скороспелов.

Очевидно, что при ручном управлении не все перевозчики, потенциально способные предоставить транспорт, имеют договор с грузовладельцем и получают информацию о его заявках. И даже среди допущенных к работе заявки не всегда доступны всем — какие-то распределяются логистами напрямую одному из перевозчиков. Таким образом, ни коммуникации, ни сам процесс распределения заказов нельзя назвать прозрачными и эффективными.

Также ручное планирование перевозок и ручной поиск транспорта часто приводят к тому, что снижаются показатели вывоза (например, OTIF — от англ. On-Time-In-Full — насколько своевременно и в полном объеме выполняются перевозки), и для поддержания качества логистам приходится нанимать транспорт по завышенным ценам.

Чтобы решить обозначенные выше проблемы, необходимо собрать оптимальный пул перевозчиков в рамках единого информационного поля и организовать с ними простые, прозрачные и автоматизированные процессы коммуникаций и последующих действий — назначение перевозчиков, документооборот, мониторинг рейсов и пр.

Для достижения этих целей компания Trucker разработала и развивает специализированную ИT-платформу для комплексного управления грузоперевозками. Она позволяет объединить заказчиков и перевозчиков и предоставляет им цифровые инструменты для повышения эффективности совместной работы. В настоящее время на платформе зарегистрировано около 200 заказчиков и 8000 транспортных компаний.

Как работает платформа

Все участники системы, зарегистрированные на платформе Trucker, работают в едином программном контуре — грузовладелец создает заказы, а перевозчики видят их единовременно и в онлайн-режиме могут участвовать в аукционах, подтверждать заявки на перевозку, назначать транспорт и водителей, бронировать тайм-слоты на погрузку, производить обмен документами и т. д.

Система обеспечивает прозрачный выбор перевозчика двумя способами — автоматизированно по матрице распределения и через конкурентные торги.

При правильном выборе способа распределения заказов по перевозчикам грузовладельцы добиваются существенной экономии, что подтверждается опытом пользователей платформы Trucker.

Автоматическое назначение производится на основании заложенных алгоритмов по матрице распределения с учетом различных критериев: тарифы, квоты, рейтинг перевозчиков и др. Данный инструмент активно применяется крупными грузоотправителями для поддержания высоких показателей вывоза и получения скидки на объеме. Тарифы перевозчиков фиксируются на длительный срок, от квартала до года, но при этом могут учитывать сезонные факторы. Как правило, настройка распределения производится под условия конкретного заказчика и учитывает все особенности его автологистики, в том числе географию и специфику груза. Для заказчиков со сложной географией такой способ автоматизированной работы с перевозчиками является основным.

Для тех, чьи маршруты пролегают в регионах с высокой плотностью транспорта, возможен более гибкий вариант распределения — конкурентные торги. Заказчик размещает все свои заказы на платформе, задает ориентир цены на перевозку, которую он готов оплачивать, и определяет сроки проведения торгов. Все заказы сразу становятся доступными для перевозчиков, имеющих договор с клиентом, в онлайн-режиме. У перевозчиков в рамках торгов есть несколько вариантов: участвовать в торгах с постепенным снижением цены, завершить торги по кнопке buy now либо предложить свою цену (выше начальной). По ходу торгов цена может как снизиться, так и повыситься относительно изначального ориентира, если в регионе присутствует дефицит. Все зависит от текущей рыночной ситуации и наличия оптимального перевозчика в торгах в конкретный период времени. В свою очередь заказчик, если сталкивается с предложением повышенной цены, может либо принять ее, либо продлить торги, если ему это позволяет глубина планирования транспорта.

Стоит отметить функционал buy now — это отдельная кнопка, которая позволяет перевозчику забрать рейс, не дожидаясь окончания торгов, но по очень выгодной для грузоотправителя стоимости.

Настройки торгов гибкие и могут отличаться у разных грузоотправителей. Важно, что при правильном выборе способа распределения заказов по перевозчикам грузовладельцы добиваются существенной экономии, что подтверждается опытом пользователей платформы Trucker.

Помимо способов назначения перевозчиков, пользователям доступен и такой функционал, как проверка контрагентов, отслеживание статуса выполнения заказа через мобильное приложение и геомониторинг, электронный документооборот, включая юридически значимую е-ТрН (электронная транспортная накладная — прим. ред.), инцидент-менеджмент и центр уведомлений для всех задействованных сторон.

Без потерь времени

Отличительной чертой российского рынка грузоперевозок являются и длительные простои транспорта из-за плохо организованной системы планирования погрузо-разгрузочных работ. Живая очередь при одновременной нехватке мощностей на производстве, складах и других площадках все еще является стандартной практикой. В Trucker эту проблему знают не понаслышке — изначально решение создавалось для оптимизации управления логистикой в крупной компании с колоссальным объемом отгрузок автомобильным транспортом.

Внедрение цифровой очереди с четкими тайм-слотами на платформе Trucker помогает эффективно распределять машины по временным интервалам в соответствии с пропускной возможностью площадок и оптимальным режимом работы автомобиля. В первую очередь эта опция востребована у заказчиков с высоким темпом загрузок, тем, у кого формируется «бутылочное горлышко» на въезде — небольшая погрузочная зона при отсутствии площадки для парковки транспорта.

Благодаря цифровой очереди грузоперевозчики повышают эффективность своей работы, снижая количество простоев и сокращая издержки. А в некоторых случаях, при коротком «плече» (расстоянии доставки), даже увеличивают количество рейсов, что в конечном итоге позволяет им предложить лучший тариф на грузоперевозку. «Как правило, используя функционал платформы, перевозчики самостоятельно бронируют тайм-слоты, в которые они могут погрузиться, с учетом ограничений каждой отдельной площадки. Это дисциплинирует обе стороны процесса и позволяет перевозчикам приезжать на предприятие именно тогда, когда это эффективно. К примеру, нет необходимости приезжать к 6 утра и стоять полдня в ожидании погрузки», — объясняет Павел Алешкин.

Система позволяет осуществлять контроль на различных этапах, например: на въезде на погрузку, взвешивании груза, на самой погрузке, повторном взвешивании и выезде. В случае опоздания или нарушения правил грузоотправитель может применить к перевозчику штрафные санкции или понизить его рейтинг. Это позволяет избежать авралов. Кардинальным образом оптимизируют процессы также и автогенерация документов, электронные реестры и электронный документооборот. На сегодняшний день система интегрирована с двумя операторами ЭДО — СБИС и «Синердокс».

Индивидуальный подход

К системе Trucker сегодня подключены крупные промышленные предприятия, дистрибьюторы и экспедиторы. Наработанный опыт позволяет компании формировать серьезную аналитику и находить индивидуальный подход к клиенту, учитывая географию его деятельности, виды перевозок, подходы к определению цены и проверке контрагентов.

Пользователи платформы с помощью комплексного внедрения могут сэкономить до четверти затрат на логистику.

Одним из первых клиентов компании стал крупнейший в России производитель щебня АО «Национальная нерудная компания», который владеет сетью из 18 карьеров по всей России и производит более 45 млн тонн нерудных материалов.

«Как само АО «ННК» создает основы для строительного комплекса, так и платформа Trucker стала основой для эффективного управления грузоперевозками нашего предприятия», — комментирует Дмитрий Аверин, президент АО «Национальная нерудная компания». Внедрение платформы проводилось в 2018–2019 годах с целью автоматизировать ручные операции в процессах, связанных с организацией и контролем перевозок, сделать ценообразование и выбор перевозчика прозрачными, решить проблему с длительными простоями транспорта в очередях на погрузку. Последовательно были внедрены: система проверки и квалификации подрядчиков, маркетплейс заказов на перевозку с прозрачными торгами и подбором наилучшего перевозчика по стоимости и срокам исполнения, автогенерация документов и безбумажный документооборот, мобильное приложение и инструменты мониторинга статусов рейса и геолокации машин, система электронной очереди и бронирования тайм-слотов перевозчиками, полноценный электронный документооборот.

«Комплексный подход позволил существенно снизить административные издержки на организацию и контроль работы с перевозчиками и по перевозкам, повысить оборачиваемость автотранспорта в 1,5 раза, снизить стоимость перевозки на 24%, повысить эффективность работы погрузочного комплекса на предприятиях, автоматизировать и упростить документооборот. В настоящее время платформа Trucker используется на всех карьерах ННК, где есть автодоставка, а это около 10 карьеров в разных федеральных округах», — отмечает Дмитрий Аверин.

Впоследствии были реализованы успешные проекты и в секторе перевозки колесных пар. Клиенты — лидеры данного сектора — благодаря переводу логистики на платформу Trucker автоматизировали коммуникации со своими перевозчиками, улучшили планирование перевозок и показатель OTIF, а также наладили ежедневный автоматизированный контроль за фактическим исполнением рейсов.

Среди клиентов Trucker есть и строители, и агрохолдинги. «Платформа Trucker гибкая и готова подстроиться под бизнес-процессы заказчика из любого сектора, а повышение эффективности логистики в современных условиях актуально для всех отраслей», — резюмирует Денис Скороспелов.


* На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+