Новый капитализм: как меняется мировая экономика, а вместе с ней и рынки капиталов
Пандемия, несомненно, усилила значение государства в экономике, отмечают авторы «Долгосрочного прогноза Julius Baer на 2020–2029 годы». До этого власти не очень благосклонно относились к тому, чтобы использовать фискальные меры для поддержки экономики и наращивать госдолг. Но из-за пандемии они изменили свое мнение на противоположное. Все чаще политики стали говорить о гарантиях со стороны государства, базовом доходе и справедливом пропорциональном налогообложении.
Вместе с мировой экономикой и политикой кардинально меняются и рынки капиталов. Какие именно тренды будут управлять судьбой инвесторов в ближайшие годы? Об этом рассказывает Евгений Смушкович, глава региона Россия, Центральная и Восточная Европа Julius Baer.
Ослабление власти доллара
Последние 50 лет доллар США обладал уникальным статусом: он был главной мировой резервной валютой. Это значит, что от его движения вверх или вниз зависела судьба инвесторов по всему миру, так как именно доллар задавал направление динамике самого крупного рынка капиталов в мире — американского. При «бычьих» циклах (в 1994–2001 годах и сейчас), когда доллар укреплялся, американские активы росли вслед за ним и опережали при этом активы на других рынках. При «медвежьих» циклах доллара (в 2002–2010 годах) бумаги США, наоборот, от всех отставали.
Для инвесторов было крайне важно понимать, как движется курс американской валюты. От этого зависел их успех на рынке. Однако сегодня доллар постепенно теряет свой привилегированный статус и значение для инвесторов. Все более важной силой в мировой торговле становится Китай, а значит, и юань. Меняется экономическая политика в США. В сторону освобождения от власти доллара движется и российская валюта, которая, вероятно, будет укрепляться по мере того, как набирает обороты российско-китайская торговля. Все эти факторы вместе приводят к тому, что роль доллара слабеет.
Ответственное инвестирование
До недавнего времени считалось, что чем больше компания выплачивает своим акционерам дивидендов, тем лучше. Сегодня положение дел меняется. На первый план выходят не интересы акционеров, а вопросы корпоративной ответственности: внимание бизнеса к изменениям климата, чуткое отношение к сотрудникам и социально значимым проблемам.
Тренд на инвестиции в компании, соответствующие ESG-критериям (ответственность в отношении экологии, общества, корпоративного управления), также растет с каждым днем. По данным Julius Baer, почти половина состоятельных клиентов в мире заявляют, что уже владеют ESG-активами. И самое большое внимание этим активам уделяют миллениалы, которые все более активно выходят на фондовый рынок как в России, так и за рубежом.
Растет и финансовая привлекательность ответственных инвестиций. Если несколько лет назад они были скорее данью моде и не считались гарантией высокого дохода, то сегодня все больше инвесторов верят в их экономическую эффективность. «Ответственные инвестиции становятся все прибыльнее, так как именно они позволяют выявлять лидеров и отстающих в соответствующих отраслях», — объясняет Евгений Смушкович.
Политика сильнее рынка
Сегодня рынки как никогда вынуждены подстраиваться под политический контекст: сигналы от властей, которые все больше влияют на состояние экономики, становятся для рынков важнее, чем иные индикаторы. В результате этого влияния неопределенность в политике захватывает и рынки: они становятся все более непредсказуемыми и волатильными. Когда систематические торговые алгоритмы, выполняющие те же или очень похожие рыночные операции, реагируют на краткосрочные новости, краткосрочная волатильность рынка резко возрастает.
«Мы теряем свободные рынки, и получать прибыль за счет тактических шагов в такой ситуации все сложнее. Поэтому мы рекомендуем инвесторам полагаться на стратегическое распределение активов, основанное на структурных тенденциях, а не пытаться поймать удачный момент для покупки или продажи активов», — предупреждают эксперты Julius Baer.
Для инвесторов, которые тем не менее хотят управлять портфелем тактически, подход Julius Baer к инвестированию обеспечивает полезную основу: мы выделяем четыре рыночных режима, согласно которым, оставаясь полностью инвестированными большую часть времени (экономический рост), мы можем активно снижать риск портфеля, когда это необходимо (системный кризис, экономический спад). Политические факторы, такие как Brexit или китайско-американская торговая война, считаются внешним шоком (четвертым режимом), по определению непредсказуемым. В таких ситуациях мы ожидаем от инвесторов чрезмерной реакции и покупаем рискованные активы, когда премия за риск акций достигает высокого уровня.
Расцвет китайского рынка
Китай уже в следующем десятилетии может стать ведущей экономикой мира. Он лучше других стран переживает последствия кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, и по итогам года, скорее всего, окажется единственной мировой экономикой, показавшей рост.
Китай в принципе становится все более сильной и привлекательной экономикой. Он все больше ориентируется на внутренний потребительский спрос, там растет уровень образования населения и поощряются инвестиции в научно-исследовательские разработки и технологии. Рынок Китая открыт инновационным технологиям и не зависит от движений на американском рынке. Все эти факторы делают китайские бумаги более значимыми для инвесторов.
Кроме того, остаются под вопросом отношения между США и Китаем. Мы вступаем в эпоху биполярного мира, в котором экономические и финансовые циклы США и Китая не коррелируют друг с другом. В этом контексте владение и американскими, и китайскими активами возрождает пошатнувшиеся из-за глобализации преимущества международной диверсификации.
ООО «Джулиус Бэр СНГ»
125009, г. Москва, Брюсов переулок, д. 19
Тел.+7 495 662 3328
* На правах рекламы