Мировая система образования сложилась в эпоху иного технологического уклада — у людей в индустриальном обществе были другие потребности. Сегодня человек по-другому относится к информации: добывает и анализирует ее новыми способами. Но сфера образования стала одной из последних, кого коснулась цифровая революция.
О том, какие тренды в образовании сегодня актуальны для России, можно судить по опыту работы EdTech-акселератора ED2, созданного в партнерстве с компанией GVA. Он фокусируется на поддержке стартапов, развивающих альтернативные образовательные технологии. «Мы сделали самый крупный специализированный акселератор на территории бывшего СССР и Восточной Европы», — говорит Павел Лукша, основатель инициативы Global Education Futures и партнер GVA. По его словам, подобных акселераторов в мире не очень много и, в основном, они сосредоточенны рядом с глобальными рынками вроде США или Китая.
Программа является бесплатной, чтобы принять участие в отборе, достаточно представить MVP («minimum viable product» — минимально жизнеспособный продукт) и бизнес-план по его развитию. Дальше акселератор предлагает свою поддержку по преобразованию стартапов в реальные бизнес-проекты с привлечением ключевых игроков EdTech рынка.
За 2018 год через акселератор прошло более 800 заявок, авторы 150 из них обучались предпринимательским навыкам на заочном этапе, 36 стали участниками очной программы акселерации в Москве. Недавно завершился третий набор проектов , которые дают альтернативные возможности для дополнительного и базового образования. «Сфера бурно развивается, интерес инвесторов к ней растет, мы видим, что без поддержки акселератора проекты с хорошими идеями, новыми методологиями и технологиями не способны достигнуть своего клиента, выйти на рынок и масштабироваться. Основная причина – как сами предприниматели, так и рынок в целом ассоциируют образование с социальными инициативами, но не с коммерцией и бизнесом. Наша основная миссия – научить предпринимателей осознавать ценность своих стартапов как бизнеса и двигаться в сторону коммерциализации: учиться позиционировать и упаковывать продукт, продавать его и развивать в более глобальные проекты, — говорит Наталья Царевская-Дякина, руководитель акселератора ED2. — И чем больше мы получаем заявок на участие в акселераторе, тем более отчетливо видим недостатки и потребности рынка».
По данным исследования рынка образовательных технологий с участием ФОМ, Росстата, НИУ ВШЭ, ФРИИ, Нетологии, SkyEng и других игроков, к 2021 году рынок онлайн-образования вырастет более чем вдвое, до 53,3 млрд рублей и достигнет 2,6% образовательного рынка. Какие именно сегменты будут расти и какие сложности есть в развитии этого рынка? Вот несколько наблюдений из опыта акселератора ED2.
Учиться по-взрослому
Большая часть проектов акселератора нацелена на конечного потребителя — это образовательные приложения и сервисы для оптимизации процессов обучения как для маленьких детей и школьников, так и для взрослой аудитории. Сегмент взрослого дополнительного образования наименее лицензирован и почти не контролируется государством, поэтому здесь как раз происходят самые интересные инновационные сдвиги.
Как отмечает Замир Шухов, генеральный директор и партнер GVA, взрослым интересно практико-ориентированное образование, их главная цель — самореализация и саморазвитие, обучение скорее с целью повышения квалификации и продвижения по карьерной лестнице, чем для развлечения или досуга. «Они нацелены на конкретный результат, и чем раньше, тем лучше», — отмечает эксперт.
Для них создаются многочисленные сервисы по обучению новым прикладным профессиям. Взрослая аудитория заинтересована интересно как можно скорее применять полученные навыки и начать зарабатывать. Поэтому этот сектор коммерчески очень успешен.
Мобильные уроки
Свежий тренд — мобильность, быстрый и яркий контент в формате инстаграм-платформы, который достаточно удобен для просмотра и легок для восприятия. Люди предпочитают учиться в удобное время в любом месте, без привязки к тренинг-центрам или общим собраниям, и мониторить результаты онлайн. Формат мобильного обучения все чаще применяется и в больших корпорациях для обучения сотрудников — удобная система позволяет менеджерам добавлять готовые курсы от экспертов или создавать контент самостоятельно из любых форматов материалов в считанные секунды, вовлекая тысячи сотрудников в нужные уроки.
Корпоративное обучение
Если приложения для индивидуального обучения интересны в основном самим потребителям, то платформы для создания цифрового профиля навыков, их оценки и подтверждения значительно упрощают взаимодействие специалистов и работодателей: пользователь проходит бесплатный тест способностей и добавляет свой профиль в базу профессионалов будущего.
Когда несколько сторон заинтересованы в продукте, есть большая вероятность, что он будет коммерчески успешным. Поэтому многие участники акселератора изначально ориентировались на рынок b2b: создавали предложения, разрабатывали продукты и пакеты услуг для крупных партнеров и корпоративных университетов. Ряд проектов-участников программы существенно перестроил бизнес-процессы в своих компаниях: меняли отдел производства, запускали новые продукты, собирали курсы под новые целевые аудитории, меняли систему продаж. Так, стартапу VR Concept в течение трех месяцев акселерации удалось закрыть контракты на сумму 1,8 млн рублей (сравнимо с его годовым оборотом). Команда продала 21 лицензию вузам, 13 лицензий школам и сети детских технопарков «Кванториум», заключила 7 договоренностей о пилотах.
Индивидуальный подход
Если говорить о цифровизации обучения и внедрении инноваций и стартапов в образовательную систему, то в основном процессы все еще происходят без глобальных изменений парадигмы: то, что ранее было создано оффлайн, реализуется онлайн. Именно с этой идеей создавались МООK («Массовые открытые онлайн-курсы»), но революции в образовании не произошло: они не перевернули этот рынок. Восприятие и эффективность многочасовых видео-записей в интернете мало отличается от их оффлайн-аналога — преподавателя у доски. О методологии обращения с контентом рассуждает Павел Лукша: «Мы все смотрим в сторону индивидуальных траекторий, когда обучающийся ищет собственный путь получения знаний: у всех разные темпы, разные способы запомнить информацию, и это нужно учитывать. Все должно исходить от потребностей человека: знаете материал — сдайте тест, не знаете — давайте поучим еще. Образовательные компании должны не заставлять учиться, а предоставлять возможности для развития своих способностей. Мы полагаем, что именно EdTech стартапы могут поменять модель образования — с устаревшей, созданной 200 лет назад для совершенно других условий, на современную».
Симуляционные технологии
AR/VR и ИИ способны направить образовательные процессы в сторону индивидуального и адаптивного обучения. Одним из финалистов акселератора стал проект, который представляет собой онлайн-платформу психооценки и анализа коммуникативных возможностей с помощью искусственного интеллекта. Команда создала рекомендации, как работать с теми или иными психотипами и на развитие каких коммуникативных навыков нужно обратить внимание.
Сфера EdTech — не про дистанционное онлайн-образование, а про новые технологии, связанные со средствами доставки новых знаний до человека, аналитикой, замерами эффективности обучения и технологиями высокого порядка. В нашей стране пока недостаточно экспертов в этой области, которые могли бы правильно позиционировать эту высокотехнологичную отрасль EdTech на образовательном рынке.
Вход в систему
Современное образование невозможно без целеполагания. Учащийся готов платить за результат, за достигнутую цель, и привести к такому результату пока может только человек, а не роботы или отдельные онлайн-системы. Все вышеперечисленное невозможно без технологий Big Data: для того чтобы реализовать любой высокотехнологичный проект с искусственным интеллектом, нужна накопленная и структурированная база, ее аналитика и статистика. Реализация подобных проектов упирается в финансирование и базы данных, которых у нас в стране пока нет. Такие возможности могут предоставить только крупные компании с большим количеством трафика.
На данный момент одно из приоритетных направлений акселератора — подключать новые ресурсы со стороны государственных партнеров, чтобы изменить процессы и помочь новым проектам заходить в образовательную систему с помощью органов государственного управления. «Даже если предлагать школам очень хорошую инновацию, вопрос стоит не в том, насколько эта технология работает, а в возможности ее интегрирования в текущую государственную систему образования. Это сложная задача, которую мы намерены решать в 2019 году», — говорит Замир Шухов.
Следующим шагом в развитии акселератора может стать создание коммуникативной среды для взаимодействия всех участников проекта. «Для глобального успеха и прорыва нужно развивать альянсы, в том числе и между проектами, прошедшими акселератор, чтобы создавать своего рода экосистему и видеть возможности друг друга. Нужна перекрестная кооперация между участниками, связка между всеми игроками на новом рынке образования», — отмечает Павел Лукша.