Евгений Владимирович, с чего начиналась деятельность FinLine, кто стоял у истоков компании? Какие основные этапы в ее развитии можно отметить?
У истоков компании стояли учредители, которые в 90-е возглавляли ряд крупнейших банков России, но по различным причинам решили уйти в розницу, в сегмент кредитования. Правда, на тот момент компания так не называлась — к этому пришли постепенно. В 1999 году было открыто первое отделение на улице Бахрушина, у Павелецкого вокзала, в последующие три года открыли еще шесть отделений в пределах Садового кольца — все они занимались выдачей займов под залог автомобилей с постановкой на стоянку. То есть это был классический заем, а уже в 2009 году был выведен заем под ПТС — мы это сделали одними из первых в Москве.
Такой банковский опыт основоположников как-то повлиял на «сумму технологий» компании — систему обслуживания, сферу принятия решений?
В те годы, когда основывалась наша компания, в стране еще не был сформирован качественный рынок ломбардного кредитования — не было даже понятия о постобслуживании клиентов, дополнительных услугах, о ведении аналитики. Тогда 80% участников рынка были нацелены лишь на то, чтобы заполучить имущество клиента. А мы одними из первых запустили выдачу займов под залог ПТС, ввели комплексную систему аналитики, начали разрабатывать собственное программное обеспечение для обслуживания автоломбардов.
С какими в итоге результатами компания подошла к своему 20-летию? Что собой сегодня представляет сеть автоломбардов FinLine, какова ее структура?
Сегодня в сети автоломбардов FinLine 35 собственных отделений, которые работают в основном в Москве и Подмосковье. Хотя еще три-четыре года назад у нас было около полусотни филиалов, но их количество сократилось из-за того, что в столице началась стагнация рынка — в него вошли крупные игроки из банковского сектора со своими услугами по микрокредитованию и образовалась довольно высококонкурентная ниша, где стало довольно сложно привлекать нового клиента. В этих условиях собственники приняли решение сократить долю собственных ломбардов, сделав упор на те, что работают на базе собственных помещений, и при этом начать активно вкладываться в развитие сети ломбардов по франчайзингу.
Что сегодня предлагает FinLine своим клиентам, какие продукты и финансовые инструменты из портфеля компании наиболее востребованы?
Наиболее востребованы займы под залог ПТС — это 80% нашего портфеля. Есть также ломбард часов, драгоценных металлов и выдача займов под залог недвижимости.
Какие при этом гарантии предоставляет компания своим клиентам? С какими федеральными партнерами вы работаете сегодня?
Мы работаем честно, прозрачно, исключительно в рамках действующего федерального законодательства, в том числе в полном соответствии с законом «О ломбардах», и под надзором Центробанка России и других контролирующих органов. Среди наших партнеров — консалтинговые и брокерские компании, крупные автосалоны. В части интеграционных программ мы сотрудничаем с рядом крупных банков. Что же касается программного обеспечения, то это все собственные разработки компании, у нас довольно сильный штат сотрудников-программистов.
Кто и на каких условиях может стать клиентом FinLine? Насколько при этом важна его финансовая история? Кто чаще всего обращается к вам за кредитом?
Около 25–30% наших клиентов — это собственники бизнеса, которым необходимы оборотные средства. Также среди наших клиентов каждый третий обращается за кредитом более двух раз. Для постоянных заемщиков у нас действуют программы лояльности — к примеру, мы не начисляем пеню за платеж, просроченный до 10 дней. Мы также работаем с теми, у кого есть исполнительные листы от судебных приставов, — ломбарды, как правило, не сотрудничают с теми, у кого завис штраф даже 3–4 тыс. руб. Но вместе с тем мы откажем тому, кто был замечен в аферах с другими участниками рынка, а также тем, кто имеет большие долги по кредитам, и в целом людям с большой финансовой нагрузкой — ипотекой в банке и т. д.
Сегодня компания предоставляет франшизу «Автоломбард FinLine» — на каких условиях она предоставляется? И какими навыками должен обладать ваш франчайзи?
Как правило, большинство наших партнеров, которые покупают франшизу, уже имеют по несколько бизнесов, все они опытные собственники, а в ломбарды вкладываются еще и потому, что это рынок за последние три года, по данным Ассоциации ломбардов, показывает ежегодный рост на 25–30%. Из других секторов в этот бизнес приходит не более 3% партнеров. В любом случае у нашего франчайзи помимо желания и необходимых средств должны быть элементарные навыки управления бизнес-процессами.
А какова ее окупаемость?
Все зависит от величины кредитного портфеля — чем он больше, тем срок окупаемости меньше. Плюс наша франшиза имеет несколько форматов, которые по сути отличаются профессионализмом программного обеспечения — чем дороже пакет, тем выше его уровень.
Но в целом по базовым затратам на маркетинг и инфраструктуру франшиза окупается в среднем за 4–6 месяцев.
Каков сегодня охват по регионам? Каковы планы по расширению географии присутствия?
На сегодняшний день мы плотно присутствуем в Южном федеральном округе, в том числе на Поволжье и в Республике Крым. Работаем на Урале и в Сибирском федеральном округе. В перспективе — выйти на Дальний Восток. Плюс у нас большие планы по продвижению франшизы в Казахстане: мы достаточно хорошо изучили местное законодательство для работы в этой стране и уже открыли здесь два представительства.
Какие еще задачи стоят перед FinLine на ближайшее время?
Сейчас мы пытаемся максимально автоматизировать всю свою работу, разрабатывая для этого соответствующее программное обеспечение. Помимо этого, учитывая изменения в законодательстве, работаем над возможностью предоставления нашим клиентам услуг онлайн-кредитования. Также работаем над мобильными приложениями для наших партнеров.
* Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард «ФИНЛАЙН»»
**На правах рекламы