От экономии к технологиям: как меняются закупки в российских компаниях
Записная книжка vs диджитализация
«Лучшим инструментом закупщика всегда была толстая записная книжка с большим списком друзей, а сегодня на первый план выходят новейшие технологии. Автоматизация и модернизация закупочного процесса, внедрение искусственного интеллекта, машинное обучение — со всем этим российские компании уже работают, устанавливая новые стандарты закупочной деятельности», — говорит председатель общественного совета премии «Лидер конкурентных закупок» и глава совета директоров B2B-Center Александр Бойко.
К новым инструментам и сервисам в закупках проявляют интерес компании почти из всех сфер экономики, включая такие ресурсоемкие отрасли, как металлургия и обрабатывающая промышленность.
«Автоматизация обезличивает закупочные процедуры, делая их прозрачными, — отмечает Михаил Шумилишский, директор по снабжению международной металлургической и горнодобывающей компании ЕВРАЗ. — Диджитализация помогает снизить стоимость закупки и издержки всего процесса, сделав его понятным и надежным. И это глобальная тенденция».
Нельзя сказать, что у российских компаний на этом пути все гладко. У закупочной деятельности в России есть специфика — зарегулированность и чрезмерный контроль. Речь идет не только о государственных компаниях, но и о коммерческих организациях с системой внутреннего контроля.
По словам Михаила, многие не верят, что закупочный процесс можно сделать прозрачным, контролируемым и эффективным одновременно. В этом и есть основная сложность внедрения перспективных проектов в промышленных компаниях.
«Банковская отрасль или телеком гораздо легче адаптируются к внедрению новых технологий, металлурги более консервативны. Мы инвестируем в ИТ-проекты, но роботов, чат-ботов, искусственный интеллект при выборе подрядчика нам еще предстоит освоить», — отмечает Шумилишский.
Александр Бойко, B2B-Center, и Михаил Шумилишский, ЕВРАЗ.
В рядах консерваторов остается и сельское хозяйство. До последнего времени диджитализация не вязалась с животноводством и растениеводством. Но и в этой отрасли компании системы закупок начали меняться. Директор департамента закупок агрохолдинга «Степь» Сергей Шумейко рассказал, что централизованный характер закупок и внедрение категорийного менеджмента позволили сэкономить 25% бюджета.
«Когда компания только появилась, пришлось с нуля трансформировать закупочный процесс. Отдельный департамент с закупочной функцией всего за год принес нам колоссальную экономию. Но постепенно и отрасль сельского хозяйства пойдет по пути автоматизации, а человеческий фактор будет исключаться. Мы понимаем, что за этим будущее, но многие стейкхолдеры пока не видят этого», — сетует Шумейко.
Дмитрий Зубарев, B2B-Center, и Сергей Шумейко, АО «Агрохолдинг «Степь».
Роботы на складах и боты в корпоративных чатах
Компании, которые уже подхватили цифровую трансформацию и запускают в свои закупки новые решения, на российском рынке есть.
«Если смотреть в далекую перспективу, то профессия закупщика, как и многие, умирающая. Но умирать надо красиво, нужно всегда быть в авангарде, — считает Анатолий Хебнев, вице-президент по снабжению группы НЛМК. — Рутинные операции нужно оптимизировать и автоматизировать. Роботы с легкостью могут отрабатывать простые информационные запросы».
К примеру, в отделе снабжения НЛМК занимаются внедрением чат-ботов, которые обрабатывают запросы заказчиков и поставщиков. Есть разработки по созданию «умного склада», где грузами будут заниматься роботы, а не люди. Все как у интернет-гиганта Amazon.
Проекты замедляет постоянно меняющееся законодательство в сфере хранения и обмена данными. Законотворцам, по мнению экспертов, следует учитывать все многообразие ИТ-задач.
Анатолий Хебнев и Светлана Лапкина, НЛМК.
Главное — не технологии, а доверие
С переходом всех закупок в электронный вид, кстати, была похожая история. Долгое время контролирующие органы то сопротивлялись, то давали зеленый свет — и вот, наконец, электронные закупки на торговых площадках стали стандартом рынка. Этот инструмент сегодня активно используют почти все компании в разных отраслях.
«100% всех закупочных процедур в энергетике происходит в электронном виде, причем около 60% в общем объеме закупок — у представителей малого и среднего бизнеса», — подчеркнул директор департамента закупочной деятельности ПАО «Россети» Юрий Зафесов.
А внедрение цифровых технологий в компании происходит не только в области управления электросетевым комплексом, но и в части организации операционной деятельности электросетевого холдинга, в том числе закупочных процедур. В этом компания не первый год демонстрирует успешность на рынке.
«В электросетевом комплексе первое положение о закупках было утверждено в 2005 году, переход на закупки в электронной форме был осуществлен в 2007 году, а работу с малым бизнесом мы начали в 2014 году.
Мы стали действовать на основании «дорожной карты» Агентства стратегических инициатив по расширению доступа малого и среднего предпринимательства к закупкам госкомпаний еще до появления постановления об обязательных закупках у малого и среднего бизнеса. К примеру, если говорить о среднем количестве участников на одну процедуру, то в 2015 году их был около трех, а после — уже пять, и это колоссальный рост, учитывая, что в госзаказе сейчас на одну процедуру приходится два участника», — рассказал Зафесов.
Когда же было принято постановление, устанавливающее обязательные квоты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее 18% от годового объема, «Россети» уверенно перешагнули планку и стабильно показывали 20% и более. В прошлом году доля спецторгов компании только среди субъектов малого и среднего бизнеса составила 30%.
Участниками программы партнерства между дочерними и зависимыми обществами «Россетей» и субъектами малого и среднего предпринимательства являются около 700 компаний. «Мы производственная компания, и наша работа связана со стройками, с реконструкций сетевых объектов, поставкой оборудования. Субъекты малого бизнеса присутствуют во всех сферах нашей деятельности, и мы считаем это огромным плюсом, потому что они более клиентоориентированы и заточены под нужды заказчика», — отмечает Зафесов.
Александр Цыпилев, «Интер РАО — Центр управления закупками», Юрий Зафесов, «Россети», и Юрий Лизунов, «ТГК №14».
Не менее важный тренд на российском рынке закупок — развитие собственных поставщиков. Наиболее ярким примером выступают сети с широким охватом потребителей.
Директор по развитию сети поставщиков «Макдоналдс» Андрей Зырянов рассказал, как 28 лет назад в компании была запущена стратегия импортозамещения. «В то время на рынке было мало поставщиков, которые бы отвечали стандартам «Макдоналдс». И нам пришлось пойти на неординарный для ресторанной компании шаг — создать собственное производство.
Еще до открытия первого ресторана на Пушкинской площади компания построила крупный завод в Подмосковье, в который было вложено более 40 млн долларов. Он производил для ресторана основные продукты — от мясных котлет и булок до соусов. Мы понимали, что качество продуктов, которые мы поставляем в рестораны — это основа успеха бизнеса в любой стране. С тех пор в России выращено около 160 поставщиков, и со многими из них мы работаем более 10 лет. В этом году компания достигла уровня локализации в 98%, и это рекордный показатель в рамках системы «Макдоналдс» в мире», — говорит Зырянов.
Главным секретом успеха долгосрочного сотрудничества с поставщиками эксперт называет не технологические процессы, а доверие.
«Наши поставщики — это наши партнеры. Многие из поставщиков создали производственные мощности в России на основе долгосрочных доверительных отношений с «Макдоналдс», — говорит Зырянов. — В рамках стратегии импортозамещения в России внедряются лучшие мировые стандарты качества и управления производством. Наши поставщики создали около 100 тысяч рабочих мест в различных уголках страны. Считаю, что это достойный вклад нашей компании в развитие экономики России».
Андрей Зырянов, «Макдоналдс», и Ольга Локшина, «Русвинил»
Победители премии «Лидер конкурентных закупок» 2018 года:
- Компания года в области конкурентных закупок и обладатель Гран-при — ООО «ЕвразХолдинг»;
- «Лидер инноваций торгово-закупочной деятельности» — ПАО «ВымпелКом»;
- «Экономическая эффективность закупочных операций» — ТС «Пятерочка» X5 Retail Group N.V. и АО «БЭСК»;
- «Лучшая система работы с поставщиками» — ПАО «Московская городская телефонная сеть»;
- «Лидер диджитализации закупочных процессов» — Группа НЛМК и ПАО «Мобильные ТелеСистемы»;
- «Лучшая поддержка малого и среднего бизнеса» — Группа «Интер РАО» и ПАО «Россети»;
- «Лучший проект модернизации бизнес-процессов в закупках» — ПАО «СИБУР Холдинг» и ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат»;
- «Лидер импортозамещения» — ООО «Макдоналдс»;
- «Развитие потенциала команды» — ООО КБ «Ренессанс Кредит»;
- «За лучшее освещение закупочной деятельности в СМИ» — Анна Пушкарская, ИД «Коммерсант»;
- «За диджитализацию закупочных процессов в строительной отрасли» — ПАО «Группа ЛСР»;
- «За успехи в модернизации закупочных бизнес-процессов в сельском хозяйстве» — АО «Агрохолдинг «Степь».
Автор: Ангелина Зеленькова.
* На правах рекламы