Мир сильно меняется. Никогда раньше так остро не стояли перед городскими и региональными властями во всем мире проблемы смягчения последствий изменения климата, снижения загрязнения атмосферного воздуха, сокращения неравенства и другие вопросы устойчивого развития. Дорожную карту в решении всех этих проблем задает Глобальная повестка ООН до 2030 года и, в частности, концепция целей устойчивого развития (ЦУР), принятая в 2015 году. Бороться с глобальными вызовами можно только объединив усилия. Резолюцию подписали 193 страны, включая Россию. В документе зафиксировано 17 целей, которые направлены на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия жителей.
Стратегии устойчивого развития сейчас вырабатываются на уровне стран, регионов, отдельных мегаполисов. Так, например, в 2030 году доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергетике Евросоюза достигнет 60%, использование ископаемого топлива будет повсеместно ограничено: в Париже запретят бензиновые и дизельные автомобили, а Великобритания, Германия и ряд других стран полностью прекратят продажи транспорта с двигателем внутреннего сгорания.
Устойчивые города
Города и регионы играют критически важную роль в реализации ЦУР. Именно поэтому под эгидой международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был запущен пилотный проект «Территориальный подход в достижении целей устойчивого развития». В нем участвуют 7 стран-партнеров ОЭСР: Дания, Германия, Норвегия, Исландия, Бельгия, Япония и Аргентина. В 2019 году к ним присоединился бразильский штат Парана и российский мегаполис Москва.
Этот проект позволил участникам оценить потенциал ЦУР как инструмента для улучшения качества жизни людей, решения сложных вопросов, требующих целостного подхода, среди которых сбалансированное развитие городов, качество воздуха, городская мобильность, чистая вода и санитария.
В рамках пилотного проекта разрабатывалась система индикаторов, позволяющая оценить достижение той или иной цели устойчивого развития с использованием десятков показателей. Систему создавали с учетом опыта и идей, которые применимы на очень разных территориях — например, от Бразилии в проекте участвовал штат Парана, от Норвегии — округ Викен, от Германии — город Бонн.
«Система по оценке достижения городами ЦУР предполагает применение отобранных специальных индикаторов к любому городу, к любому региону, — говорит Антонина Левашенко, руководитель Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС. — Другое дело, что не везде есть возможность собрать данные. Важно, что система оценки не рейтингует города/регионы, а лишь показывает, по каким индикаторам у того или иного субъекта есть сильные/слабые стороны. Это важно».
Эксперт отмечает, что при оценке выполнения каждой ЦУР обязательно учитывается множество индикаторов. Так, например, среди показателей эффективности усилий по ликвидации голода есть и доступность магазинов, и процент ожирения населения, и другие параметры.
Система оценки, сформированная в ходе пилотного проекта ОЭСР, уже становится основой для других методик оценки городов. «Сегодня ВЭБ.РФ, основываясь в том числе на опыте Москвы и ОЭСР, создает систему оценки качества жизни в российских городах. На первом этапе она даст возможность оценить качество жизни в 120 российских городах, а также сопоставить развитие города по отдельным показателям с городами стран ОЭСР. Это первая такого рода система оценки в России, которая включает порядка 80 международных показателей ОЭСР (ЦУР и индекса лучшей жизни)», — говорит Елена Гущина, старший вице-президент государственной корпорации развития ВЭБ.РФ. Москва — лидер повестки устойчивого развития среди российских городов, отмечает эксперт.
В феврале 2020 года на Всемирном урбанистическом форуме в Абу-Даби ОЭСР представила доклад, посвященный целям устойчивого развития. Российская столица получила высокие оценки по ряду ЦУР: «Хорошее здоровье и благополучие», «Гендерное равенство», «Партнерство в интересах устойчивого развития». А к сегодняшнему дню Москва достигла 100% показателей по таким ЦУР, как «Качественное образование», «Недорогостоящая и чистая энергия», «Достойная работа и экономический рост», «Борьба с изменением климата», «Гендерное равенство» и «Устойчивые города и населенные пункты».
Подробнее про высокие достижения российской столицы по отдельным показателям, входящим в оценку развития территории по нескольким ЦУР, — в нашем слайд-шоу:
В ходе пилотного проекта «Территориальный подход в достижении целей устойчивого развития» эксперты ОЭСР анализировали идеи, которые разные регионы реализуют на пути к достижению ЦУР. Самые важные темы для городских и региональных властей, которые влияют и на качество жизни, и, соответственно, на инвестиционную привлекательность и экономическую устойчивость той или иной территории, можно разделить на три блока: экологические аспекты, решение социальных проблем, цифровизация. Рассмотрим подробнее опыт Москвы по каждому из направлений, который может быть интересен другим городам как на территории России, так и за ее пределами.
Экология
Для экологической политики любого крупного города первоочередными задачами являются качественные преобразования транспортной системы, направленные на обеспечение чистоты воздуха, снижение уровня шума и значительное сокращение антропогенных выбросов. Москва еще в 2012 году приняла транспортную политику с приоритетом развития экологически чистых видов общественного транспорта.
Автобусный парк Москвы на сегодняшний день — один из самых молодых в Европе. Городские автобусы оснащены двигателями класса «Евро-5», но в перспективе они будут заменены на электробусы — 600 штук. С нынешнего года электробусы активно внедряются на столичных маршрутах — экологически чистые и комфортные (климат-контроль, USB-зарядки, доступ в интернет), оборудованные для перевозки маломобильных граждан.
Функционирует в городе интеллектуальная транспортная система (ИТС), использующая инновационные разработки для повышения безопасности движения. Развивается альтернатива как личному, так и общественному транспорту: на долю столицы приходится 85% отечественного рынка каршеринга, вводятся меры по поддержке электрокаршеринга и электротакси, внедряется прокат электросамокатов и велосипедов.
К 2023 году в Москве заработает канатная дорога над Химкинским водохранилищем, которая соединит станции метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Она станет частью сети общественного транспорта, разгрузит дороги, сократит время пути для жителей районов Левобережный, Северное и Южное Тушино, а также поможет сократить количество вредных выбросов. В совокупности это обеспечивает выполнение ЦУР №9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура» и ЦУР №11 «Устойчивые города и населенные пункты».
Неля Рахимова, руководитель «Открытой школы устойчивого развития», отмечает, что в Москве многое сделано для достижения устойчивого развития города: «Например, хорошо работает общественный транспорт, особенно с учетом населения города, которое увеличивается год от года. Развиваются различные культурные зоны и парки, достаточно открыто работает администрация с рядом некоммерческих проектов».
Активно работает Москва и над выработкой недорогостоящих и масштабируемых решений проблемы изменения климата. Так, в целях контроля и снижения парниковых газов в городе ежегодно организуется сбор информации о расходе энергетических ресурсов, обращении с отходами и сточными водами и иные данные, используемые для расчета выбросов парниковых газов. Результаты инвентаризации выбросов парниковых газов, информация о деятельности города в области снижения воздействия на климат и адаптации к климатическим изменениям раскрываются на международной платформе CDP.
Вовлечены в мониторинг экологического состояния и жители. Портал Мосэкомониторинг, созданный в 2018 году, является официальным и достоверным источником о состоянии воздуха в Москве. Сведения по 16-ти анализируемым загрязняющим веществам аккумулируются с 54-х автоматических станций контроля загрязнения атмосферы, расположенных на территории Москвы. Данные обновляются каждые 20 минут и для удобства пользователей визуализированы в виде интерактивной карты. С 2019 года на сайте доступны онлайн-трансляции с камер видеонаблюдения за наиболее интересными событиями в области экологии Москвы, реализована возможность участия жителей в интерактивных опросах.
Социальная сфера
В методологии ОЭСР большое внимание уделяется показателям, характеризующим качество жизни населения. По словам Елены Гущиной, качество жизни людей, клиентоцентричность — один из основных фокусов при оценке эффектов от реализуемых с поддержкой ВЭБ проектов. «Кроме очевидного экологического аспекта ВЭБ также оценивает вопросы занятости населения, уровень дохода отдельной семьи и инновационной активности в городе. Все это делается на основе международного опыта, в первую очередь — стандартов ОЭСР. Важное место в повестке для российских городов — развитие транспортной доступности в городе и модернизация ЖКХ. Это те вопросы, которые решает Москва и которые стоят в повестке ВЭБ», — отмечает старший вице-президент ВЭБ.РФ.
Проекты, связанные с благополучием горожан, относятся сразу к нескольким ЦУР, в том числе таким ключевым, как ЦУР №1 «Ликвидация нищеты», ЦУР №3 «Хорошее здоровье и благополучие», ЦУР №4 «Качественное образование», ЦУР №10 «Сокращение неравенства», ЦУР №11 «Устойчивые города и населенные пункты».
Эффект программ, которые разработаны в Москве по этим направлениям, был особенно заметен в 2020 году, когда на фоне пандемии социально-экономические условия многих семей ухудшились.
Москва сохранила свои обязательства в сфере социальной защиты и остается безусловным лидером среди субъектов России по душевым расходам на социальную политику. Эффективно организована работа по преодолению бедности посредством предоставления социальных выплат, льгот и оказания адресной помощи. С 2020 года размеры большинства городских выплат — людям старшего возраста, семьям с детьми, на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — увеличились на 5,6%.
Сегодня в столице реализуется пилотный проект, призванный повысить доход семей, оказавшихся в трудной ситуации. Зачастую бедность вызвана объективными причинами, препятствующими выходу на работу: необходимостью присмотра за детьми или тяжелобольными членами семьи. В рамках проекта предусмотрен комплекс социальных услуг, устраняющих барьеры для трудоустройства: от приоритетного зачисления детей в детские сады до обеспечения патронажного ухода и лечения алкогольной зависимости. После информационной кампании 3000 семей выразили желание участвовать в проекте, 500 из них уже обрели самостоятельный источник дохода.
Большое значение для благополучия горожан имеет состояние здравоохранения и образования. В этих сферах Москва опережает другие мегаполисы мира. Например, по количеству врачей на 1000 человек (5,8 при среднем по ОЭСР значении 2,7) — это отражение усилий, которые прилагает город для обеспечения населения качественными медицинскими услугами. В частности, приняты меры, направленные на повышение престижа профессии: за время реализации проекта «Московский врач» этот статус получили 1087 специалистов по 27 специальностям, им положена ежемесячная надбавка к зарплате.
Ведется работа по снижению уровня смертности — ранней диагностике опасных недугов. Для выявления онкологических заболеваний реализуется программа профилактических осмотров в амбулаторной онкологической сети, медицинским организациям предоставляются гранты за каждый выявленный случай рака. Количество сосудистых центров и ангиографических установок в столице — на мировом уровне, что обеспечивает доступность экстренной помощи кардиологическим пациентам. Результат: смертность от злокачественных новообразований снизилась до 214,7 на 100 000 населения, а от болезней системы кровообращения — на 25% по сравнению с 2019 годом.
Достижения Москвы в сфере образования зафиксированы во многих международных исследованиях. И оценка по показателям ОЭСР это подтверждает: доля населения в возрасте 15–19 лет, обучающегося в общественных или частных учреждениях, в российской столице достигает 100%, тогда как средний показатель по ОЭСР — 84,6%. Высшее образование имеют 74,8% человек в возрасте от 25 до 65 лет при целевом показателе ОЭСР — 45,7.
Сегодня по данному направлению в городе реализуется несколько различных проектов, в частности «Профессиональное обучение без границ», который позволяет школьникам одновременно посещать и занятия в колледже, после чего они получают свидетельство о профессии. Также в рамках направления запущен проект «Доступная запись в школу и детский сад», обеспечивающий возможность записать ребенка через портал Мэра Москвы в первый класс или же перевести его в другую школу в течение учебного года.
Город в цифре
Прошлый год с локдаунами и массовыми переходами организаций на работу в удаленном режиме стал для многих городских агломераций сигналом о том, что цифровизация всех сфер городской жизни имеет критическое значение для устойчивого развития.
Одним из серьезных вызовов, влияющих на будущее городов, стало обеспечение дистанционной учебы школьников. В Москве новые образовательные технологии активно используются в течение последних лет. В частности, проект «Московская электронная школа» (МЭШ) дает возможность учиться и учить по-новому: на платформе для общего использования размещены электронные учебники и учебные пособия, более 54 000 сценариев уроков, более 10 000 видеоуроков и иного полезного контента. Сейчас платформой МЭШ пользуются 2 млн педагогов, учащихся и их родителей.
Свыше 13 млн человек пользуются и 380 сервисами электронных государственных услуг. Например, цифровая платформа Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) охватывает все поликлиники и службы скорой помощи города — массив медицинских данных обрабатывается с помощью технологии искусственного интеллекта.
Портал «Наш город» и площадка для электронного голосования «Активный гражданин» позволяют горожанам напрямую влиять на жизнь столицы, контролировать качество благоустройства и обслуживание объектов городского хозяйства, а также выбирать, к примеру, как должны работать библиотеки и центры государственных услуг.
А ресурс для инвесторов и предпринимателей «Инвестиционный портал Москвы»* открывает доступ к 30 онлайн-сервисам, упрощающим ведение бизнеса в столице. Так, запущенный в конце 2020 года сервис «Московский инвестор» рассматривает все возникающие вопросы инвесторов и отвечает на них за 10 рабочих дней. Развитые цифровые площадки формируют общественные «Эффективные институты» (ЦУР №16) и делают Москву одним из самых инновационных мегаполисов мира.
Столица будущего
Трансформация города в соответствии с требованиями устойчивого развития невозможна без вовлечения и бизнеса, и горожан. Один из ярких проектов, где вклад в достижение ЦУР могли внести все жители столицы, — общегородская акция «Миллион деревьев»: за семь лет было высажено порядка 150 000 деревьев и 4 млн кустарников. Причем места озеленения и виды насаждений выбирали сами горожане.
«Вовлеченность населения — важное условие при реализации программ устойчивого развития, — отмечает Елена Гущина, старший вице-президент ВЭБ.РФ. — И при оценке качества инфраструктуры, например в методике, которую ВЭБ разработал на основе стандартов ОЭСР, будет учитываться в том числе и вовлеченность местного населения при принятии тех или иных управленческих решений в муниципалитетах».
Ответственный подход бизнеса тоже становится все заметнее, чему способствуют стимулы и со стороны инвесторов, и со стороны властей. Промышленные предприятия Москвы сейчас перестраивают производства в соответствии с экологическими принципами, внедряют самые современные зеленые технологии. Экотрансформация Москвы также подразумевает и создание новых предприятий, которые будут решать задачи города в сфере устойчивого развития, например заниматься переработкой городских отходов. Столичные власти уже подписали концессионное соглашение с инвестором о строительстве двух заводов по утилизации илового осадка: полученный продукт будет поставляться цементным заводам для использования в качестве биотоплива.
Существенный вклад бизнеса заметен не только в сфере экологии. Например, в рамках городского проекта «Создание мест приложения труда» застройщикам дают возможность не просто реализовывать жилые пространства, а располагать на территории бизнес-инфраструктуру: офисы и производственные комплексы. Это позволяет жителям новых микрорайонов работать недалеко от дома, что не только улучшает их благосостояние, но и позитивно сказывается на экологической обстановке.
Еще один пример — создание «индустриальных кварталов» на территориях заброшенных промзон. Проект позволит строить современные районы с экологичными производствами, жилыми домами, социальной инфраструктурой и общественными пространствами. Всего в рамках проекта планируется преобразовать более 120 бывших промышленных зон.
Забота о будущем экосистемы большого города включает в себя и гармонизацию отношений между его жителями. Поэтому в Москве реализуются проекты, направленные на улучшение межэтнического взаимопонимания: такие, например, как студенческий фестиваль «Мы россияне», творческий конкурс для детей «Азбука национальностей», в рамках которого они не только демонстрируют свои таланты, но и могут познакомиться с другими культурами, Московский фестиваль культуры народов Кавказа, комплекс мероприятий «Москва — столица многонациональной России» и много иных ярких событий в течение года.
Безусловно, использование правильных критериев оценки, обмен опытом и успешными практиками способствуют улучшению качества жизни и сохранению ресурсов планеты. Но это всего лишь инструменты и ориентиры. Проекты, о которых сегодня шла речь, наглядно показывают, что ключ к успеху — синергия трех основных участников городской жизни: жителей, бизнеса и власти. Достичь устойчивого развития можно только путем взаимодействия и объединения усилий всех сторон.
* На правах рекламы
* Возрастное ограничение 16+