Зачем это банку
О том, как сказалась пандемия на женском предпринимательстве и что помогает женщинам-руководительницам не опускать руки, несмотря на обстоятельства, мы поговорили с Надией Черкасовой, заместителем президента-председателя правления банка «Открытие» и председателем комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России».
— Много ли женщин среди клиентов банка «Открытие»? Какие тренды в сфере женского предпринимательства вам заметны?
— Наши данные отражают общую ситуацию: в России, по оценкам экспертов, около 30% предпринимателей — женщины, в клиентской базе малого и среднего бизнеса банка «Открытие» данные на том же уровне, что и в целом по рынку — 31%. Больше всего женщин в малом и микробизнесе. В компаниях с выручкой до 20 млн рублей 33% гендиректоров — женщины. Чем выше оборот компании, тем меньше шансов увидеть во главе женщину. Так, в компаниях с оборотом 1,5–3 млрд рублей женщин среди первых лиц только 12%.
Гендерный дисбаланс в руководстве крупных компаний сложился в том числе потому, что в российском бизнесе было традиционно мало женщин. Последние годы вопросу вовлечения женщин в экономику уделяется большое внимание, созданы образовательные программы для женщин, как найти идею для бизнеса, реализовать свой проект и эффективно управлять бизнесом, программы финансовой грамотности для предпринимательниц и многое другое. Все больше женщин с лидерскими амбициями видят возможности реализации в собственном бизнесе. Они осознают, что «дом должен быть центром, но не границей жизни женщин», как точно отмечала Маргарет Тэтчер.
Самый сложный период при открытии своего дела — первые год-полтора, пока не начали появляться первые доходы. До этого приходится только инвестировать — и деньги, и силы. В этот нестабильный период предпринимательницам требуется поддержка со стороны государства, чтобы вывести свой бизнес на качественный уровень. И сейчас такая поддержка доступнее, чем раньше. Есть господдержка от таких институтов развития, как Корпорация МСП, есть банковское кредитование. Наш банк, например, предлагает клиентам пройти образовательную программу «Мама-предприниматель» и получить кредит на развитие бизнеса.
Еще одно наблюдение: женщины чаще всего создают бизнес в сфере услуг, от рекламных до консалтинга по бухгалтерскому учету (28%), и в торговле (23%), а также в индустрии дошкольного и дополнительного образования для детей.
— А в высокотехнологичных отраслях женщины представлены?
— Клиентская база банка «Открытие» демонстрирует и общемировую тенденцию разрушения гендерных стереотипов: если раньше в IT-бизнесе женщин фактически не было, то сегодня 1,5% наших клиенток работают именно в этой отрасли. Женщины приходят и в инженерно-научный бизнес, требующий STEM-образования (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Но большинство по-прежнему активны в традиционно «женских» отраслях, которые пострадали больше других в ситуации локдауна 2020 года. Как показывает наш Индекс женского предпринимательства, у 7% опрошенных бизнес просто не выжил. Падение индекса на девять пунктов до уровня трехлетней давности показывает, насколько уязвим именно малый бизнес и как локдаун повлиял на сферы экономики, в которых высокая доля женщин.
— Вы ожидали такого падения индекса по сравнению с 2019 годом?
— Несмотря на рост индекса на протяжении пяти лет его существования, в последние годы показатели вышли на плато и требовались специальные финансовые программы и программы для поддержки стартапов. В конце марта 2020 года, в период локдауна, прогнозы по восстановлению экономики были крайне пессимистичными. Я помню экономические кризисы 1998 года и 2008 года, но опыта полной остановки экономики ещё никогда и ни у кого не было. Однако уже осенью наблюдалось восстановление деловой активности в ряде отраслей, в первую очередь в розничной торговле, а к концу года транзакционная активность клиентов банка полностью вернулась на допандемийный уровень.
Конечно, основной задачей прошлого года для большинства было сохранить бизнес. 63% предпринимательниц отметили снижение оборотов компаний, а 58% — падение спроса на реализуемые услуги. Неудивительно, что 68% опрошенных пришлось сокращать расходы. При этом надо отметить, что большинство владелиц бизнеса не растерялись: 58% увеличили продажи в интернете, 54% вышли на новые рынки сбыта, 38% расширили спектр продукции. По-моему, отлично, что 29% опрошенных видят возможность не просто сохранить, а увеличить обороты компании в ближайшие месяцы.
— Судя по индексу, в прошлом году 30% предпринимательниц прошли курсы по цифровому маркетингу, что в локдаун неудивительно, но еще больше — 33% — по основному профилю. С чем вы это связываете?
— В современном мире все так быстро меняется, что у многих вошло в привычку постоянно учиться. Что касается цифровизации, то тут все меняется еще быстрее: вчера узнали о Clubhouse — сегодня уже пошли на курсы по продвижению в этой соцсети.
Но продвижение в цифровых каналах — далеко не все, чему пришлось учиться людям в прошлом году. В банке «Открытие» как раз около года назад появилась возможность пройти цифровой чекап бизнеса: узнать, насколько компания готова к цифровой трансформации, и пройти курсы по одному из блоков: продвижение, информационная безопасность, цифровизация бизнес-процессов. Например, востребованы знания, как сохранить от утечек клиентскую базу или защититься от DDoS-атак.
— На ваш взгляд, что позволяет женщинам быстро адаптироваться и двигаться вперед?
— Во-первых, слаженная команда, причем не только на работе, но и дома — я имею в виду, семья. Без этого я, например, вряд ли смогла бы совместить переход на удаленное управление большой командой в банке с дистанционными уроками троих детей. Поддержка команды и энергия команды позволяет достигать невероятных результатов.
Во-вторых, знаю по себе, как вдохновляет поддержка и пример других женщин. В очередной раз убедилась в этом в конце февраля на форуме комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» в Волгограде. Многие участницы творили и создавали проекты, несмотря на все трудности. Одним из таких примеров является Александра Сукиасян, которая разработала авторскую методику преподавания, открыла школу. Но для того, чтобы достроить новый корпус школы, ей приходится вникать в совершенно чуждую сферу — строительство. И получилось — почитала, проконсультировалась, надела строительную каску и пошла достраивать и лично управлять процессом завершения строительства. Или ландшафтный дизайнер, решившая написать программу для дистанционной разработки проектов: заказчик присылает фото — дизайнер предлагает воспользоваться программой, которую можно скачать на смартфон, — варианты, как в дизайне интерьеров. И в локдаун она это сделала. Приведу ещё одну цифру, которая характерна только для женщин: 52% предпринимательниц для развития бизнеса хотят сначала увидеть успешную ролевую модель, узнать, какой был опыт, и только потом действовать. Женщины не склонны к риску, поэтому для нас так важно не только обучиться, а и увидеть на практике реализованный бизнес-проект. Профессиональное женское сообщество в этом очень помогает. Банк «Открытие» таких активных женщин, которых не останавливают сложности, нацеленных на созидание, называет «непринимателями». Тех, кто не принимает ограничений, а предпринимает. Мы создали телеграмм-канал, в котором каждый день публикуем истории предпринимателей для вдохновения.