К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дельное вдохновение: что дает силы предпринимательницам

Дельное вдохновение: что дает силы предпринимательницам
Чем отличаются современные предпринимательницы в России, что их поддерживает и вдохновляет? Банк «Открытие» исследует эту сферу и объявляет флешмоб на лучшую личную историю.

Банк «Открытие» запустил флешмоб #ОpenВusinessWoman на лучшую историю о том, что вдохновляет предпринимательниц двигать бизнес вперед. Ведь именно ролевые модели, поддержка сообщества и личных опыт тех, кто преодолел трудности, очень важны для других женщин. Флешмоб проводится в социальных сетях Instagram, Facebook и «ВКонтакте» с 8 марта по 20 апреля. Для участия достаточно выложить видео, текст или мультимедийный материал в своем действующем аккаунте и поставить хэштег #OpenBusinessWoman. Лучшие истории появятся на сайте Forbes 30 апреля. Подробности флешмоба — в Instagram «Открытие для бизнеса».

Рассказывайте в соцсетях, что вдохновляет и поддерживает вас в кризисные для бизнеса моменты, и ставьте хэштег #OpenBusinessWoman.

Банк «Открытие» не первый год исследует сферу женского предпринимательства в России. Пять лет подряд ежегодный Индекс женского предпринимательства, замеряемый банком, показывал уверенный рост этой области. В год, когда мир охватила пандемия, индекс снизился на девять пунктов. Однако детали исследования показывают, что женщины неплохо перестроились в новых обстоятельствах. 93% опрошенных сохранили бизнес, 39% планируют в ближайшие месяцы восстановить прежние объемы, 62% во время самоизоляции прошли обучающие курсы.

Свежие данные по клиентам банка «Открытие» показывают, что женщины чаще всего управляют микробизнесом. Но они постепенно выходят за рамки традиционно «женских» занятий. Среди клиенток банка есть руководители компаний по утилизации опасных отходов, разведочного бурения и космического транспорта.

О том, как им удалось пережить прошлогодний кризис, что их вдохновляет и мотивирует, некоторые предпринимательницы уже рассказали на медийно-образовательной платформе Open Academy и в Telegram-канале «Неприниматели». А кое-кто попал на федеральные телеканалы благодаря прошлогоднему социальному проекту «Немаловажный» банка «Открытие». Весной 2020 банк предоставлял предпринимателям эфирное время на шести телеканалах, чтобы они могли рассказать в видеороликах о своем бизнесе. Аудитория проекта составила 32 млн человек.

«Открытие» первым из российских банков запустил в пандемию программы поддержки малого и среднего бизнеса. Среди предложенных мер — помощь в продвижении, кредитные каникулы, отмена комиссии по расчетно-кассовому обслуживанию. Только за первые полтора месяца к услуге «Бизнес-поддержка» подключились 17800 клиентов банка.

Что происходит в сфере женского предпринимательства сегодня и откуда черпают ресурсы успешные женщины — на слайдах.

Лучше вместе 


* На правах рекламы

Зачем это банку

О том, как сказалась пандемия на женском предпринимательстве и что помогает женщинам-руководительницам не опускать руки, несмотря на обстоятельства, мы поговорили с Надией Черкасовой, заместителем президента-председателя правления банка «Открытие» и председателем комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России».

— Много ли женщин среди клиентов банка «Открытие»? Какие тренды в сфере женского предпринимательства вам заметны?

— Наши данные отражают общую ситуацию: в России, по оценкам экспертов, около 30% предпринимателей — женщины, в клиентской базе малого и среднего бизнеса банка «Открытие» данные на том же уровне, что и в целом по рынку — 31%. Больше всего женщин в малом и микробизнесе. В компаниях с выручкой до 20 млн рублей 33% гендиректоров — женщины. Чем выше оборот компании, тем меньше шансов увидеть во главе женщину. Так, в компаниях с оборотом 1,5–3 млрд рублей женщин среди первых лиц только 12%.

Гендерный дисбаланс в руководстве крупных компаний сложился в том числе потому, что в российском бизнесе было традиционно мало женщин. Последние годы вопросу вовлечения женщин в экономику уделяется большое внимание, созданы образовательные программы для женщин, как найти идею для бизнеса, реализовать свой проект и эффективно управлять бизнесом, программы финансовой грамотности для предпринимательниц и многое другое. Все больше женщин с лидерскими амбициями видят возможности реализации в собственном бизнесе. Они осознают, что «дом должен быть центром, но не границей жизни женщин», как точно отмечала Маргарет Тэтчер.

Самый сложный период при открытии своего дела — первые год-полтора, пока не начали появляться первые доходы. До этого приходится только инвестировать — и деньги, и силы. В этот нестабильный период предпринимательницам требуется поддержка со стороны государства, чтобы вывести свой бизнес на качественный уровень. И сейчас такая поддержка доступнее, чем раньше. Есть господдержка от таких институтов развития, как Корпорация МСП, есть банковское кредитование. Наш банк, например, предлагает клиентам пройти образовательную программу «Мама-предприниматель» и получить кредит на развитие бизнеса.

Еще одно наблюдение: женщины чаще всего создают бизнес в сфере услуг, от рекламных до консалтинга по бухгалтерскому учету (28%), и в торговле (23%), а также в индустрии дошкольного и дополнительного образования для детей.

— А в высокотехнологичных отраслях женщины представлены? 

— Клиентская база банка «Открытие» демонстрирует и общемировую тенденцию разрушения гендерных стереотипов: если раньше в IT-бизнесе женщин фактически не было, то сегодня 1,5% наших клиенток работают именно в этой отрасли. Женщины приходят и в инженерно-научный бизнес, требующий STEM-образования (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Но большинство по-прежнему активны в традиционно «женских» отраслях, которые пострадали больше других в ситуации локдауна 2020 года. Как показывает наш Индекс женского предпринимательства, у 7% опрошенных бизнес просто не выжил. Падение индекса на девять пунктов до уровня трехлетней давности показывает, насколько уязвим именно малый бизнес и как локдаун повлиял на сферы экономики, в которых высокая доля женщин.

— Вы ожидали такого падения индекса по сравнению с 2019 годом?

— Несмотря на рост индекса на протяжении пяти лет его существования, в последние годы показатели вышли на плато и требовались специальные финансовые программы и программы для поддержки стартапов. В конце марта 2020 года, в период локдауна, прогнозы по восстановлению экономики были крайне пессимистичными. Я помню экономические кризисы 1998 года и 2008 года, но опыта полной остановки экономики ещё никогда и ни у кого не было. Однако уже осенью наблюдалось восстановление деловой активности в ряде отраслей, в первую очередь в розничной торговле, а к концу года транзакционная активность клиентов банка полностью вернулась на допандемийный уровень.
Конечно, основной задачей прошлого года для большинства было сохранить бизнес. 63% предпринимательниц отметили снижение оборотов компаний, а 58% — падение спроса на реализуемые услуги. Неудивительно, что 68% опрошенных пришлось сокращать расходы. При этом надо отметить, что большинство владелиц бизнеса не растерялись: 58% увеличили продажи в интернете, 54% вышли на новые рынки сбыта, 38% расширили спектр продукции. По-моему, отлично, что 29% опрошенных видят возможность не просто сохранить, а увеличить обороты компании в ближайшие месяцы.

— Судя по индексу, в прошлом году 30% предпринимательниц прошли курсы по цифровому маркетингу, что в локдаун неудивительно, но еще больше — 33% — по основному профилю. С чем вы это связываете?

— В современном мире все так быстро меняется, что у многих вошло в привычку постоянно учиться. Что касается цифровизации, то тут все меняется еще быстрее: вчера узнали о Clubhouse — сегодня уже пошли на курсы по продвижению в этой соцсети.

Но продвижение в цифровых каналах — далеко не все, чему пришлось учиться людям в прошлом году. В банке «Открытие» как раз около года назад появилась возможность пройти цифровой чекап бизнеса: узнать, насколько компания готова к цифровой трансформации, и пройти курсы по одному из блоков: продвижение, информационная безопасность, цифровизация бизнес-процессов. Например, востребованы знания, как сохранить от утечек клиентскую базу или защититься от DDoS-атак.

— На ваш взгляд, что позволяет женщинам быстро адаптироваться и двигаться вперед?

— Во-первых, слаженная команда, причем не только на работе, но и дома — я имею в виду, семья. Без этого я, например, вряд ли смогла бы совместить переход на удаленное управление большой командой в банке с дистанционными уроками троих детей. Поддержка команды и энергия команды позволяет достигать невероятных результатов.
Во-вторых, знаю по себе, как вдохновляет поддержка и пример других женщин. В очередной раз убедилась в этом в конце февраля на форуме комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» в Волгограде. Многие участницы творили и создавали проекты, несмотря на все трудности. Одним из таких примеров является Александра Сукиасян, которая разработала авторскую методику преподавания, открыла школу. Но для того, чтобы достроить новый корпус школы, ей приходится вникать в совершенно чуждую сферу — строительство. И получилось — почитала, проконсультировалась, надела строительную каску и пошла достраивать и лично управлять процессом завершения строительства. Или ландшафтный дизайнер, решившая написать программу для дистанционной разработки проектов: заказчик присылает фото — дизайнер предлагает воспользоваться программой, которую можно скачать на смартфон, — варианты, как в дизайне интерьеров. И в локдаун она это сделала. Приведу ещё одну цифру, которая характерна только для женщин: 52% предпринимательниц для развития бизнеса хотят сначала увидеть успешную ролевую модель, узнать, какой был опыт, и только потом действовать. Женщины не склонны к риску, поэтому для нас так важно не только обучиться, а и увидеть на практике реализованный бизнес-проект. Профессиональное женское сообщество в этом очень помогает. Банк «Открытие» таких активных женщин, которых не останавливают сложности, нацеленных на созидание, называет «непринимателями». Тех, кто не принимает ограничений, а предпринимает. Мы создали телеграмм-канал, в котором каждый день публикуем истории предпринимателей для вдохновения.

Клиентки банка «Открытие» по-разному справляются с трудностями. Так, для директора пензенского завода «Моторные технологии» Ольги Израновой, как и для Надии Черкасовой, сила в первую очередь в команде. В локдаун ее заводу-производителю моечных машин для автосервисов удалось вдвое увеличить обороты. Ольга сначала планировала провести период самоизоляции с семьей: у нее четверо детей. Но 1 апреля поняла, что локдаун надолго. В рабочем чате она попросила набросать, что нового и востребованного завод может произвести прямо сейчас. Руководители направлений и инженеры начали писать все, что приходит в голову, включая гробы из нержавейки. Никто не смеялся: все думали только о возможностях и целесообразности. «Когда я упомянула автономные дезинфекторы, то сразу увидела в чате фразу «Пиши ТЗ», — вспоминает Ольга. — Инженеры взялись за разработку, и через неделю мы начали уже бета-тестирование наших диспенсеров для антисептика на железнодорожном и автовокзале».

Вскоре диспенсеры «Моторных технологий» появились на автобусных остановках Пензы, Москвы, Казани. А дезинфицирующие тоннели, запущенные в производство в июне 2020 года, — на входах в больницы и на стадионы.

«Даже нельзя сказать, кто придумал и разработал новые направления, — говорит Ольга. — Все рождалось в диалоге людей, заинтересованных в результате. В нашей команде все понимают, что от успеха компании зависит их профессиональное развитие, доходы и перспективы. Но, безусловно, мы с самого начала заботились о такой атмосфере».

Набирая команду десять лет назад, Ольга старалась, чтобы работа стала людям вторым домом: директор с каждым разговаривала, знала, у кого сколько детей и какие проблемы. Расширяя производство, Ольга училась доверять своим топ-менеджерам. «Я поняла, что надо давать людям возможность совершать ошибки и развиваться, — говорит предпринимательница. — Сама я просто не успею все проконтролировать, да и не сложится тогда командной работы».

2020 год подтвердил, что ставка на команду оказалась верной. «Вместе мы не просто поддерживаем друг друга эмоционально, — объясняет Изранова. — Вместе мы можем быстро создать новый продукт, выйти на новые рынки и уже планируем продажи в Европе, хотя еще несколько лет назад я о таком не думала».

Екатерине Постоевой, гендиректору волгоградской компании Morojko, которая производит мороженое, справиться с локдауном помогло местное сообщество предпринимательниц. По словам Екатерины, ее женщины «с ветром в волосах» помогли не только не впасть в панику, но и придумать новые идеи.

«Когда в марте все мы остались дома наедине с собой и 24 часа в день слушали страшилки о том, как все умрем, я, честно говоря, рассчитывала только на помощь родных и друзей, — говорит Екатерина, председатель комитета по развитию женского предпринимательства волгоградского отделения «Опоры России». — Но именно чат предпринимательниц стал для меня источником достоверных новостей и разумных оценок».

В тот момент сезонный бизнес Екатерины фактически находился на паузе. Единственную круглогодичную точку Morojko в торговом центре пришлось закрыть. Обычно в апреле мороженое начинают продавать через фудтраки, но не вышло. Екатерина платила сотрудникам зарплату из денег, отложенных на запуск уличных точек. «В напряженном ожидании мы обсуждали в нашем чате, что делать дальше, — рассказывает Екатерина. — Мы выступали на круглых столах, нас приглашали на все серьезные совещания, в том числе с министром экономического развития Максимом Решетниковым, на котором удалось добиться правильного решения о субсидиях для малого и среднего бизнеса».

Кроме антикризисных мер, участницы чата обсуждали разные лайфхаки, устраивали онлайн-мастерские по soft skills. Это помогло Екатерине сохранить бодрость духа до конца июня, когда наконец появилась возможность открыть торговые точки в парках. «Люди так соскучились по празднику, что к концу сезона мы покрыли все издержки», — говорит Екатерина.

Особой гордостью женского сообщества предпринимателей стал масштабный гражданский проект «Быть героем просто», который мотивировал людей, переболевших коронавирусом, сдать антиковидную плазму. За 5 месяцев число доноров такой плазмы в регионе возросло в 7 раз.

Ответственность за других — еще один важный стимул не сдаваться. У Ирины Залевской из Владимира, CEO сети салонов красоты Cesare Ponti и клиник материнства и детства «Бэбибум», локдаун совпал с другими проблемами. Весной во время беременности она попала в ДТП и фактически до родов восстанавливалась после операции на сломанной в нескольких местах руке. «Но я отвечаю не только за свою семью, но и за других своих людей, — говорит Ирина. — За сотрудников с детьми и ипотеками и за клиентов, с которыми лично общаюсь в соцсетях».

Она решила занять сотрудников и заставить их строить планы с помощью образовательных курсов. Для руководителей салонов красоты организовала Mini Beauty MBA. Для парикмахеров — онлайн-обучение от известных профессиональных брендов. Для клиентов салоны красоты создали в Instagram серию домашних лукбуков, а потом сформировали бьюти-боксы для домашнего маникюра и окрашивания волос. «Сотрудники салонов, включая руководителей, сами развозили покупателям бьюти-боксы и сертификаты на будущие посещения, — вспоминает Ирина. — Тогда стало ясно, что вместе мы сможем пережить кризис».

Востребованность воодушевляет и ее саму. Когда банк «Открытие» предложил записать видео о том, как пережить кризис, Ирине тоже оказалось важно, что ее опыт кому-то нужен. «Но главное — делать то, что нравится, от чего сердце бьется чаще, тогда энергии хватит на все», — считает Залевская.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+