Перезагрузка лидера: успешные руководители объясняют, зачем им нужна бизнес-школа
Потребность в новых знаниях возникает естественным образом — когда накопленного опыта ощутимо не хватает. Если необходимо заполнить конкретный пробел — например, по финансовому планированию или цифровизации процессов, — то может быть достаточно курса из 10–15 лекций и практических занятий. Модульная программа нужна при запросах иного порядка: переосмысление стратегии, укрепление бизнес-модели, трансформация управления, запуск новых проектов и т. д.
Следующая развилка выбора: где? Бизнес-школа дает не только знания, но и связи — так называемый нетворкинг. С этой точки зрения лучше выбирать школу за рубежом, если в планах — развитие карьеры и бизнеса на международном уровне, и в новых реалиях эти возможности не закрыты. Если же в России — то ответ очевиден. Качество обучения зависит от содержания программ и квалификации преподавателей, а не от локации школы, тем более что знания давно уже трансграничны. Самый трудный вопрос — выбор времени. Отвлечение от повседневного руководства кажется рискованным, особенно в кризисных ситуациях. Но отложить на потом — вероятно, оказаться не готовым к новым вызовам или возможностям. И здесь мы возвращаемся к началу: почему возникла потребность в бизнес-образовании?
Мы поговорили с выпускниками Школы управления «Сколково» разных лет, чтобы узнать, почему они выбрали длинную программу и как изменились их карьера и бизнес после получения диплома. Программа Executive MBA, стартовавшая в 2009 году, выдержала проверку временем и искушенностью слушателей, у каждого из которых за плечами не менее восьми лет управленческой практики (это обязательное условие поступления). Последний набор прошел этой весной, следующий намечен на 28 сентября 2022 года, и прием заявок уже идет.
В октябре прошлого года EMBA Сколково вошла в сотню лучших программ бизнес-школ мира по версии Financial Times и сразу же заняла девятое место по уровню доходов выпускников. Программа состоит из 17 модулей и позволяет строить образовательную траекторию под запрос каждого студента — в частности, совмещать ее с работой. По отзывам выпускников, все модули максимально прикладные: с первых же занятий они практиковались в решении конкретных бизнес-задач и использовали полученные знания в повседневной работе. В каждой группе собираются в среднем 60 человек — предприниматели и профессиональные топ-менеджеры из разных сфер бизнеса. Такой микс создает среду для заинтересованного общения, обмена знаниями и совместного поиска решений. В итоге за 18 месяцев занятий складываются дружные комьюнити: бывшие сокурсники помогают друг другу и через сообщество находят сотрудников и партнеров даже годы спустя после выпуска.
«Главное, что школа учит меняться»
Мое путешествие под названием EMBA Skolkovo в 2010 году началось с настоящего морского приключения на борту парусника «Крузенштерн» совместно с представителями двух потоков: самого первого EMBA и нашего, третьего по счету, который только начинал свой путь. Одно из ключевых обещаний школы — высокий уровень участников сообщества и его перманентное развитие. Для нашей страны это ключевая кузница управленческих кадров. Вместе с тем лично для меня основная отдача заключалась в знаниях и навыках, которые мне дала школа и которые я до сих пор активно применяю.
«Сколково» — очень большая веха в моей жизни. Программа EMBA стала прочным фундаментом для моего дальнейшего профессионального развития и как эксперта, и как управленца. Я очень благодарна за эту базу. Она помогает преодолевать кризисы, в том числе такие комплексные, как сегодняшний. Одним из самых сильных курсов на EMBA для меня стала стратегия. Профессор дал нам просто гениальный, с моей точки зрения, алгоритм элементов создания и управления стоимостью бизнеса и его масштабирования. В банке я занималась финансированием крупных проектов: бизнес приходил за деньгами, были кредиты на миллиарды долларов. К любому проекту, маленькому или большому, я с тех пор системно применяю элементы этого алгоритма. Он помогает задавать правильные вопросы, учитывать все ключевые элементы и их взаимосвязи, вырабатывать эффективные решения.
Самый ценный актив любого бизнеса или сообщества — люди. Невозможно переоценить ценность человеческого капитала, наших знаний и развитости эмоционального интеллекта как индивидуально, так и на групповом уровне. Того, как мы накапливаем знания и компетенции, как мы сотрудничаем и коммуницируем друг с другом. Как быстро мы умеем меняться. Поэтому помимо «стратегического» базиса для меня ключевыми «человеческими» фундаментами стали модули по управлению, HR и переговорам. Нам рассказали, какие организационные структуры целесообразно применять в том или ином случае, какие формы взаимодействия усиливают мотивацию, как наращивать лидерство в команде. Мы практиковали разные переговорные стратегии, участвовали в бизнес-симуляциях. Кроме того, я получила целый ряд простых инструментов, которые при желании можно применять ежедневно.
Возвращаясь к кризисам и различным вызовам. «Сколково» учит не только конкретным знаниям и навыкам. Главное, что школа учит меняться, быть открытым новому, не бояться пробовать и ошибаться. В принципе это и есть единственная стратегия выживания — уметь учиться и меняться. Можно с уверенностью сказать, что это не только самая эффективная стратегия развития и прохождения серьезных вызовов для любого бизнеса, но и базовая предпосылка лидерства. И для меня, начиная со «Сколково», это стало на годы личной стратегией развития. Способность накапливать и развивать знания, а также готовность к изменениям позволяют быстрее принимать решения и, главное, действовать по-новому. Жить и меняться стало еще интереснее.
«Если хочешь получить свежие и эффективные идеи, то надо идти учиться»
Я начинал бизнес в 2002 году, не имея опыта работы в крупных корпорациях. Поэтому постигал все на собственных ошибках. Но для достижения результатов в бизнесе недостаточно опираться только на свой практический опыт управления компанией, который, безусловно, имеет значение и сам по себе зачастую является огромным конкурентным преимуществом. Не менее важно регулярно повышать объем фундаментальных знаний, а также внедрять опыт мировых компаний.
Изучая различные виды бизнес-образования, я понял, что обучение за рубежом для меня не совсем удобно, в первую очередь из-за необходимости надолго покидать Россию и возникающих в связи с этим сложностей с управлением бизнесом. Но кто ищет, тот всегда добивается успеха. В 2018 году, когда я думал об обучении, друг рассказал мне, что собирается подавать документы на программу Executive MBA в Школе управления «Сколково». Я изучил информацию и решил присоединиться.
Если собирается много управленцев и владельцев бизнеса, на первом этапе все хотят показать, какие они крутые и состоявшиеся. Так было и у нас. Через пару месяцев тренд поменялся на обмен знаниями и работу в команде. Executive MBA — это обучение для тех, кто готов здесь и сейчас применять знания в своей работе. Очень полезным оказался блок по переговорам. Даже если имеешь за плечами большой опыт переговоров, но попадаешь на модуль к Моти Кристалу, который на несколько порядков выше (он не только лично решал сложнейшие ситуации, но и консультировал руководителей по всему миру), то с наслаждением впитываешь информацию. Потому что все это можно использовать каждый день.
Был отличный блок лидерства с Джеком Вудом — специалистом международного класса, который сейчас продолжает участвовать в программе, несмотря на непростые времена. Модуль впечатляет тем, что тебе никто не рассказывает по параграфам, как быть лидером, а ставит в ситуации, когда надо находить и принимать решения, взаимодействуя с другими людьми. И это, конечно, очень помогает в работе с коллективом и партнерами и просто в повседневном общении.
Модуль лидерства проходил в условиях нестабильности — началась пандемия. Но вся наша группа восприняла те события как окно возможностей и шанс для развития бизнеса внутри страны. Интересным оказался выездной китайский модуль. После поездки в Китай я задумал новый бизнес: создать сайт, который помог бы пользователям комфортно путешествовать — комфортнее, чем существующие ныне онлайн-сервисы и сайты. Пока руки до него не дошли, но необходимые домены я зарегистрировал — besttrip.ru и besttrip.com.
Когда я пришел в «Сколково», моя компания закончила год с оборотом около 45 млрд рублей. В этом году мы перешагнем планку 130 млрд рублей. «Сколково» не дает «волшебную палочку» — ответ на вопрос, как сделать так, чтобы за тебя кто-то построил твой бизнес. Идти туда за этим бессмысленно. Но если ты хочешь получить свежие и эффективные идеи, то да, надо учиться. И тогда появятся новые подходы к решению проблем, которые раньше казались неразрешимыми.
«Дело не только в знаниях, но и в комьюнити»
С первых же занятий на программе EMBA в «Сколково» я была под большим впечатлением. Из тебя не делают узкого специалиста по бухучету или маркетингу, а дают весь спектр знаний, который необходим руководителю для понимания основ бизнеса. Кроме того, ты можешь сразу применить эти знания для своей компании, выполняя контрольные задания по пройденному курсу, и получить обратную связь от преподавателей.
Почему я решила снова учиться? Моя карьера развивалась вполне успешно: до ЦРПА я работала в инвестиционной компании, занималась корпоративными конфликтами, слияниями и поглощениями. Потом мы с партнером создали свой бизнес, я сосредоточилась на управляемых банкротствах. 12 лет напряженного труда привели к некой «замыленности» взгляда. На первом же модуле по «Общему менеджменту», где проводилась бизнес-игра «Адские башни», я смогла посмотреть на себя со стороны, увидела свои минусы как руководителя и поняла, что не слышу людей. Многие собственники бизнеса и руководители считают свою точку зрения единственно верной. В «Сколково» учат, что сначала нужно выслушать все мнения и собрать все пазлы информации, а потом принять взвешенное решение.
На лекциях нам давали полезные инструменты, которые я позже использовала для своей компании. Например, при разработке системы бонусной мотивации сотрудников перечитала курс бизнес-школы по «Организационному поведению и управлению персоналом». Пригодились мотивационные теории для проведения опроса по вовлеченности и удовлетворенности персонала, психологические тесты для определения ролей в команде по Белбину. Важно было понять, смогут ли сотрудники эффективно взаимодействовать, так как для реализации проектов мы формируем кросс-функциональные команды.
Вы можете пригласить любого преподавателя из «Сколково», договориться о разработке индивидуальной программы с учетом конкретного запроса и специализации компании. И что особенно важно — это круг общения. Когда мы учились, нам всем было примерно по 30–40 лет, многие строили свой бизнес и открыто делились проблемами. Мы до сих пор на связи: говорим о том, что происходит в компаниях, как развивается бизнес, как справляемся с кризисами. Это очень помогает, у тебя есть возможность учиться на чужих ошибках, получить полезные советы и контакты. И это касается не только бизнеса, но и личностного роста. То есть появилась среда, которая вдохновляет и мотивирует.
Даже в сегодняшней ситуации неопределенности помогает то, что мы приобрели на программе EMBA. Дело не только в знаниях, но и в комьюнити. В кризис у многих возникают одинаковые проблемы, и мы помогаем друг другу решить их. И это могут быть любые вопросы — от валютного регулирования и выстраивания новых логистических цепочек до поиска няни. Очень важно просто иметь возможность задать вопрос: ребята, а что вы делаете и как? И люди откликаются. И у тебя нет ощущения вакуума.
«После “Сколково” я еще больше поверил в себя»
Бизнес — сложная штука: не всегда понимаешь, будет что-то работать или нет. Но если учитывать чей-то опыт, опираться на проверенные знания, то действовать можно без опасений. Учиться в «Сколково» я пошел в 2018 году вместе с коммерческим директором. Раньше я думал, что для АЗС главное — качество топлива и заправочных услуг. Но для роста этого стало не хватать. Мне хотелось по-новому взглянуть на свой бизнес и расширить знания о том, как развивать сеть. Хотелось превратить заправки в мультисервисные центры — с хорошим кафе, магазином, мойкой. Нужно было понять, как запускать новые направления, и делать это уверенно, а не методом тыка.
Фокус программы Executive MBA — на предпринимательстве и решении реальных кейсов. У нас была удачно подобранная группа: управленцы из очень разных отраслей — от туризма до строительства. На занятиях мы разбирали и обыгрывали в том числе наш кейс с АЗС: в чем сильные и слабые стороны «Нефтьмагистрали», что и как можно улучшить. Бизнес-школа дала понимание, как не сидеть только на бензиновой выручке, монетизировать клиентский трафик и предлагать покупателям больше, чем конкуренты. А когда нет сомнений, все гораздо быстрее и лучше получается.
Мы изучили бизнес-модели, которые успешно работают в мире. Например, McDonald’s: открывая свои кафе, мы построили схожий технологический процесс с фабрикой-кухней и распределительным центром для товаров. У нас имелась своя программа лояльности, но активно развивать ее мы стали во время учебы в «Сколково». Там были сильные преподаватели, которые на примерах показывали, как важны повторные покупки и постоянные клиенты. Нужны фанаты бренда, и нам объясняли, как за них бороться, как выстроить маркетинг. Теперь клиент «Нефтьмагистрали» может на баллы за заправку покупать продукты в наших магазинах, мыть машину, ужинать в кафе. Вроде бы все просто, но работает, когда просчитано и сведено в систему.
Наша выручка с тех пор растет на 30% в год. На одном из модулей по предпринимательству нам говорили, как важно постоянно делать то, чего не делал вчера: «Если вы не меняетесь, то вы умираете». Это правило стало и нашим. Год назад мы внедрили инновацию — газовые станции в Подмосковье, которые вырабатывают компримированный газ, им заправляют машины. Мы поменяли половину своего автомобильного парка, что позволяет прилично экономить и беречь экологию. Еще на заправках мы теперь майним биткоины, у нас есть дополнительные электрические мощности. Оказалось, очень прибыльная штука.
После «Сколково» я еще больше поверил в себя. Часто опытные управленцы думают, что все понимают в менеджменте, переговорах, маркетинге, но это не так. Пока не начнешь учиться и применять полученные знания, ты не понимаешь, как сильно зажат в своих представлениях. А надо расширить эти рамки, выйти за пределы привычного, оказаться «над схваткой» — и тогда будут видны новые решения, возможности и перспективы.
*На правах рекламы