Зеленый потенциал: чего стоит и что дает девелоперу следование ESG-принципам
— Comcity — единственный сегодня в Москве офисный парк, который соответствует международным зеленым стандартам и обладает сертификатом LEED с оценкой Gold. Можете рассказать подробнее, каковы критерии, как сама сертификация проходила?
— Действительно, Comcity стал одним из первых обладателей LEED Gold среди всех офисных зданий и первым бизнес-парком с такой высокой оценкой. Сейчас мы ежегодно наблюдаем рост количества таких объектов, так как тема экологии становится все актуальнее. LEED — один из наиболее сложных стандартов с точки зрения получения сертификата. Если говорить коротко, нам необходимо было проектировать здание с учетом требований LEED, построить и потом в течение года после получения разрешения на ввод в эксплуатацию доказать на практике, что все условия выполнены. Определенные требования соблюдаются также и при управлении.
— Среди ваших резидентов передовые компании, для которых повестка ESG актуальна. Насколько я понимаю, для их стейкхолдеров степень «зелености» офиса имеет значение. Насколько вырос интерес к теме экологичности Comcity при входе новых партнеров?
— Параметр экологичности стал сейчас намного значимее для арендаторов при выборе нового офиса. Если раньше некоторые даже не слышали о зеленых стандартах, то сейчас семь-восемь потенциальных арендаторов из 10 интересуются, что у нас с сертификацией, какой именно стандарт мы применяем и какую оценку мы получили. Тема, наверное, пока более актуальна для крупных международных компаний, но мы видим, что она становится все более важной и для крупных российских корпораций. Некоторые наши арендаторы сами приходят к нам с зелеными инициативами. Например, когда мы только начинали подготовку к внедрению раздельного сбора мусора, один из наших резидентов — компания Coca-Cola HBC — пришел с вопросом, как можно ускорить этот процесс, начать внедрять раздельный сбор совместно: у себя в офисе они были уже полностью готовы к этому.
— Ставка на экологичность, насколько я понимаю, серьезно увеличивает стоимость строительства, но уменьшает стоимость эксплуатации. Можете объяснить экономику и предпосылки принятия такого решения задолго до того, как ESG стала такой обсуждаемой темой?
— Для компании PPF Real Estate всегда было важно строить качественные проекты, учитывая все аспекты, которые входят в понятие качества. Охрана окружающей среды и экологичное ведение бизнеса всегда были важны для нашей корпорации. И как только на Западе такие стандарты стали актуальны, мы стали уделять теме пристальное внимание вне зависимости от расположения наших проектов.
Действительно, внедрение некоторых систем и технологий удорожает строительство, но мы смотрели в будущее и понимали, что делаем все не зря. Мы понимали, что скоро для всех это будет важной темой и что такой подход дополнительно увеличит интерес к нашему проекту. Для получения международного сертификата LEED с оценкой Gold компания увеличила стоимость строительства офисного парка Comcity на 15%. Сейчас мы значительно экономим на эксплуатации здания благодаря внешним жалюзи, хранилищам холода, естественному проветриванию и шелкотрафаретной печати на стеклах, снижающей эффект нагрева от солнечных лучей.
— Можем немного пройтись по тому, какая работа стоит за каждым из таких решений, поддержанием стандарта и развитием улучшений. Как выбирали подрядчиков? Правильно ли понимаю, что некоторые из строительных и энергосберегающих решений в России использовались впервые?
— При выборе архитектора и генерального подрядчика мы исходим прежде всего из профессионализма. Нашими партнерами всегда являются крупные компании с многолетним опытом работы. Для всех них тема экологичности важна. При строительстве Comcity совместно с архитекторами мы рассматривали различные мировые инновационные решения и выбирали наиболее эффективные и актуальные для нашего рынка.
Некоторые решения в России мы внедрили впервые, и они до сих пор остаются уникальными. Хочется выделить прежде всего автоматические внешние жалюзи на фасадах и хранилища холода. Технология аккумулирования холода позволяет днем охлаждать помещения, используя накопленный за ночь холод от холодильных машин. Мы, конечно, не первые в мире, кто установил хранилища холода, но это действительно редкая система. Подобные решения сильно помогают экономить на электроэнергии. В нашем офисном парке такая экономия составляет до 20%.
— Деревянные настилы дорожек, пруд с утками и сад камней... Расположение в децентрализованной локации дает возможности по благоустройству, которые трудно представить себе в городе. Насколько сотрудники компаний-арендаторов ими пользуются?
— Конечно, параметры нашего земельного участка позволили нам реализовать такое масштабное благоустройство, которое нельзя было бы реализовать на более центральных площадках. Но, строя высококлассный бизнес-парк, мы не испытывали ни малейшего сомнения, что одной из главных составляющих такого комплекса должен стать ландшафтный парк. Мы очень старались, чтобы он получился уникальным, разнообразным и интересным. Мы проводим регулярные опросы среди наших резидентов, и благоустройство всегда получает самые высокие оценки. Резиденты очень любят проводить время у пруда, на шезлонгах или в беседках, особенно в летнее время. Порой складывается ощущение, что в моменте в здании никого нет и все на улице.
— Часто ли к вам обращаются за консультациями другие девелоперы? Больше ли становится экологичных проектов?
— Многие наши коллеги посещали Comcity, и все высоко оценивают качество объекта. Практически со всеми мы обсуждали тему экологичности, и для всех это важный тренд. Профессиональный рынок тоже высоко оценил Comcity, что видно по всем выигранным нами наградам по экологичности. В этом году мы получили все три престижные премии именно в этой номинации.
— Что еще компания реализует в сфере устойчивого развития?
— PPF Real Estate Russia уделяет много внимания этой теме в каждом проекте, причем неважно, это жилой проект, офисный, гостиничный или торговый центр. Все наши проекты сертифицируются по зеленым стандартам и внедряют все больше экологичных систем и процедур.
*На правах рекламы