К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время инноваций: 5 ключевых трендов корпоративных закупок 2021

Время инноваций: 5 ключевых трендов корпоративных закупок 2021
Корпоративные закупки в России давно вышли за рамки процесса выбора поставщиков и организации снабжения предприятий. Без стратегического комплексного подхода к этой деятельности невозможно представить эффективное развитие компаний. Сегодня закупки — это область внедрения передовых технологий, аналитики больших данных и автоматизации. В последнее время все чаще можно слышать о роли снабжения в устойчивом развитии бизнеса. Мы поговорили с победителями десятой, юбилейной премии «Лидер конкурентных закупок» и узнали, какие тренды определяют будущее этой сферы.

В начале декабря прошла юбилейная церемония вручения премии «Лидер конкурентных закупок». Это профессиональный конкурс, с 2012 года объединяющий участников торгово-закупочной деятельности. Отбирали и оценивали лучшие проекты в сфере закупок 140 независимых экспертов. В этом году за победу в конкурсе боролись 270 крупнейших российских компаний из разных отраслей. По итогам экспертного голосования были определены обладатель Гран-при и победители в 13 номинациях. По традиции церемонию вручения премии организовал и провел ее учредитель — электронная торговая площадка B2B-Center.

Ольга Громкова, генеральный директор B2B-Center: 

«Премия является ключевым конкурсом для закупщиков — профессионалов отрасли. За десять лет было подано 1385 заявок и проектов, что подчеркивает высокий интерес к конкурсу. Премия стала признанной площадкой для сообщества закупщиков, обмена опытом и знакомства с лучшими кейсами».

ТРЕНД: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗАКУПКАМ

Гран-при премии
Победитель: Группа НЛМК

 

Победителем в главной номинации — «Компания года в области конкурентных закупок» — стала Группа НЛМК. За прошедший год Группа реализовала ряд крупных проектов: провела техническое перевооружение центрального склада ТМЦ, внедрила роботизацию стандартных конкурсных процедур, создала value chain с поставщиками полимерных покрытий для снижения затрат, выстроила стратегическое партнерство с поставщиками основного технологического оборудования.

«Мы подошли к такому моменту, когда внедрены практически все базовые доступные технологии, поэтому ищем новые идеи, как сделать снабжение еще лучше и вывести его на новый уровень, — рассказал Анатолий Хебнев, вице-президент по снабжению Группы НЛМК. — Сейчас мы формируем пятилетнюю стратегию развития снабжения НЛМК. Перспективные направления мы видим, прежде всего, в трех основных областях. Первая — принятие обоснованных решений закупщиком. Сейчас появилась возможность применять предиктивную аналитику, обрабатывать данные с помощью искусственного интеллекта, строить модели для принятия более взвешенных решений. Вторая область — автоматизация и роботизация транзакций для снижения числа ошибок. Третья — это коллаборация с поставщиками и внутренними клиентами. В этой области важно верно выстроить коммуникации, а современные технологии помогают улучшить процессы взаимодействия».

 

ТРЕНД: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 

Номинация: Лучший проект модернизации бизнес-процессов в закупках
Победитель: УК «Металлоинвест»

Результаты многих представленных на премии проектов отражают процессы, происходящие в сфере закупок. Директор по снабжению компании-победителя в номинации «Лучший проект модернизации бизнес-процессов в закупках» УК «Металлоинвест» Мария Коваленко подчеркнула, что повестка устойчивого развития является абсолютно необходимой для любой компании, которая хотела бы видеть себя стабильной и конкурентной на длительную перспективу.

«Мы смотрим на всю цепочку поставок. В этом году мы заложили основы для экосистемы, внутри которой взаимодействуют компании с единым взглядом на роль бизнеса. Совместно с площадкой B2B-Center мы разработали систему анкетирования поставщиков по теме устойчивого развития. При первичной аккредитации на ЭТП потенциальные контрагенты предоставляют нам информацию об уровне обеспечения безопасности на производстве, соблюдения принципов честной конкуренции, бережного отношения к окружающей среде и проч. По итогам анкетирования компаниям присваиваются баллы и формируется единый рейтинг. Мы уже аккредитовали почти 1700 базовых поставщиков по стандартам устойчивого развития. Задумывая этот проект, мы планировали его не только для себя, но и хотели привлечь в него максимально широкое число участников рынка», — рассказала Мария Коваленко.

 

Спецноминация: За вклад в развитие «зеленых» закупок
Победитель: ООО «УК «Сибирский Антрацит»

Специальную номинацию «За вклад в развитие «зеленых» закупок» получила УК «Сибантрацит». Компания продемонстрировала, что ключевые производственные задачи можно решать одновременно со снижением экологической нагрузки и углеродного следа. В 2021 году компания закупила высокопроизводительные дробильно-сортировочные комплексы (ДСК) на электрическом приводе для замены устаревшего оборудования. Новые ДСК позволят снизить выбросы загрязняющих веществ почти на 300 тонн в год. С 1 января 2022 года на использование «зеленой» энергии переходит и основное предприятие группы — АО «Сибирский Антрацит». Компания станет первым угледобывающим предприятием России, которое закупает электроэнергию, производимую с использованием возобновляемых источников.

«За зелеными закупками будущее, это мировой тренд, которого придерживается компания. Мы используем электрические экскаваторы при ведении горных работ, переходим на экологичное топливо — сжиженный природный газ, применяем эффективные технологии обработки угля против пыления, — прокомментировал Анатолий Кузьмин, директор по закупкам УК «Сибирский Антрацит». — Наш пример показывает, что если подойти к вопросу внедрения «зеленых» закупок взвешенно, то можно одновременно добиться высоких производственных и экологических показателей».

ТРЕНД: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Номинация: Лидер инноваций торгово-закупочной деятельности
Победитель: ООО «ЕвразХолдинг»

Одним из ярких трендов в закупках является внедрение инноваций. «ЕвразХолдинг» на протяжении нескольких лет последовательно реализует цифровую трансформацию различных процессов в закупках. В 2020 году был запущен интернет-магазин для внутреннего заказчика, а в этом году — мобильное приложение с удобным интерфейсом, где заказчик может совершить много операций без сложного взаимодействия со снабжением. Прямая коммуникация между поставщиком и покупателем уменьшает сроки, оборачиваемость запасов и транзакционные издержки.

 

«Мы стремимся к тому, чтобы наша функция была максимально комфортна для клиента», — рассказал директор по закупкам «ЕвразХолдинга» Денис Павлюченков. Он отметил, что интересные проекты для сферы закупок можно «подсмотреть» и в других сферах, например, в банковской и страховой. «Мы смотрим на ретейл и не боимся эти продукты внедрять в нашей непростой тяжелой промышленности», — отметил Павлюченков.

Номинация: Лидер инноваций торгово-закупочной деятельности
Победитель: ООО «РусВинил»

Компания «РусВинил» была отмечена жюри за проект электронного документооборота (ЭДО) с иностранными поставщиками. По словам руководителя службы закупок Ольги Локшиной, «РусВинил» стал одной из первых компаний в стране, реализовавших ЭДО через иностранного провайдера. Этот проект является частью программы цифровых трансформаций предприятия.

«Внедрение системы предваряли масштабная работа по уточнению нюансов применимости и легитимности такого подхода, комплексная оценка налоговых рисков, стоимости повторных отправок бумажных документов, а также анализ документооборота, связанный с экспортными продажами, — рассказала Ольга Локшина. — Найденное решение считаем изящным и универсальным. Оно подходит для любого объема сделок и документооборота, и его очень просто и быстро внедрить с очевидной выгодой для обеих сторон. Кроме того, проект имеет экологический эффект в виде снижения бумажного оборота и сбережения природных ресурсов соответственно».

 

ТРЕНД: ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСТАВЩИКАМИ

Номинация: Лучшая система работы с поставщиками
Победитель: АО «Северсталь Менеджмент»

Тренд на выстраивание долгосрочных отношений с поставщиками является ключевым для сферы закупок на протяжении нескольких лет. Успешным примером такого взаимодействия с контрагентами является компания «Северсталь Менеджмент».

«Активную деятельность по совершенствованию системы взаимодействия с поставщиками мы начали 3–4 года назад, в т.ч. в период пандемии пересмотрели некоторые процессы. В результате создали систему для управления взаимодействием с поставщиками, а также развития отношений. Наше взаимодействие основано на открытой оценке поставщиков, на которую каждый поставщик может влиять своей деятельностью. Кроме того, поставщики могут давать нам обратную связь, благодаря чему мы имеем возможность вносить корректировки во взаимодействие с ними и постоянно трансформировать подходы в коммуникациях. Мы оцениваем поставщиков на разных этапах: предквалификация, онлайн-аудиты или выездные аудиты на локации контрагента, оценка по результатам работы за период и составление плана корректирующих мероприятий и т. д. Все эти инструменты помогают добиться открытости во взаимодействии, в том числе прозрачности тендерных процедур, что очень важно для поставщика», — рассказал Антон Акимов, начальник управления категорийных закупок «Северсталь Менеджмент».

По его словам, один из следующих шагов в развитии системы — включение в оценку поставщика направления ESG.

 

Номинация: Экономическая эффективность закупочных операций
Победитель: ПАО Банк «ФК Открытие»

Банку «Открытие» отлаженная система работы с поставщиками позволяет добиваться значительной эффективности закупочных операций. «Работа закупщика похожа на инженерную конструкцию. Надо четко понимать, где ты должен сохранять твердость, а где должен быть гибким, — убеждена Анна Ермакова, вице-президент Банка «Открытие», начальник управления закупочной деятельности. — Поставщики будут с уважением относиться к вам как к закупщику, когда вы понимаете их нужды».

ТРЕНД: РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКОВ

Номинация: Развитие потенциала команды
Победитель: ООО «СИБУР»

Многие эксперты отмечают: какие бы новые технологии ни разрабатывались в закупках, в основе успеха лежит прежде всего профессионализм сотрудников.

 

Начальник управления по тендерным процедурам компании СИБУР Елена Ефимова ключевыми навыками закупщика назвала коммуникативные способности, гибкость и умение перестраивать процесс под условия и запрос рынка, владение ИТ-инструментами и отличное знание закупаемой категории товара: «Самое главное — вовремя услышать сотрудника, понять, в какую сторону он хочет дальше расти». В СИБУРе выделяют перспективных специалистов и выстраивают для них индивидуальный карьерный маршрут. Каждый год в отдел закупок приходят несколько студентов-стажеров, эти молодые люди чаще всего остаются работать дальше.

Номинация: Развитие потенциала команды
Победитель: AV Group

Оксана Анисимова, директор по закупкам AV Group, подчеркнула, что компания много усилий вкладывает в развитие команды департамента закупок. Компания выстраивает систему наставничества, при которой старшие сотрудники самостоятельно проводят онлайн-тренинги для своих коллег из различных регионов, делясь своим опытом и знаниями.

Номинация: Вклад в развитие регулирования конкурентных закупок
Победитель: Сергей Дашков, ООО «Энергосервис — конкурентные закупки»

 

В росте человеческого потенциала видит тренд развития сферы закупок Сергей Дашков, обладатель премии за вклад в развитие регулирования конкурентных закупок: «Есть вещи, где человеческие возможности ограничены. Там, где мы пытаемся конкурировать с роботом, мы проиграем. С роботом бессмысленно тягаться в скорости расчетов, в объеме обрабатываемой информации. Ключевыми вопросами развития системы закупок на ближайшее время станет развитие человеческих компетенций — это то, что обычно называют soft skills, в том числе умение строить командную работу».

СФОКУСИРОВАТЬСЯ НА ГЛАВНОМ

Наши собеседники отмечают, что закупки определенно стали драйвером трансформации бизнеса. Благодаря технологиям и оптимизации процессов закупщики реализуют новые для себя возможности. При грамотном внедрении современные инструменты помогают повысить производительность, устранить ошибки и обеспечить эффективную работу отдела закупок. И главное — применение технологий позволяет высвободить ресурсы для вдумчивой работы над ключевыми задачами: стратегическим планированием, обучением команды и устойчивым развитием.


Интервью победителей премии «Лидер конкурентных закупок»

• Ольга Громкова, генеральный директор, B2B-Center: смотреть

 

• Анатолий Хебнев, вице-президент по снабжению, Группа НЛМК: смотреть

• Мария Коваленко, директор по снабжению, и Павел Котельников, руководитель направления методологии категорийного менеджмента, ООО УК «Металлоинвест»: смотреть

• Денис Павлюченков, директор по закупкам, ООО «ЕвразХолдинг»: смотреть

• Сергей Дашков, генеральный директор, ООО «Энергосервис — конкурентные закупки»: смотреть

 

• Анна Ермакова, вице-президент, начальник управления закупочной деятельности, ПАО Банк «ФК Открытие»: смотреть

• Оксана Анисимова, директор по закупкам, AV Group: смотреть


* На правах рекламы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+