Большая перемена: зачем «Эмпатия» Михаила Шелкова поддерживает педагогов в глубинке
Пандемия наглядно проявила проблемы российской школы. После перехода на дистанционное обучение родители увидели, с какими проблемами сталкиваются дети и учителя: это и нехватка цифровых навыков, и выгорание педагогов, и снижение мотивации к учебе у подростков.
Учителям нужны новые навыки, достойные зарплаты и повышение престижа профессии. Именно этими направлениями занимается благотворительный фонд «Эмпатия», который в 2019 году создал предприниматель и основной акционер титановой корпорации ВСМПО-АВИСМА Михаил Шелков (F72). Фонд выплачивает гранты учителям, организует курсы повышения квалификации, устраивает профессиональные конкурсы. Это уже второй проект бизнесмена в сфере образования: с 2018 года Шелков является частным инвестором творческого индустриального кластера «Октава» в Туле.
«К нам обращается все больше филантропов, решивших вкладываться именно в массовое образование, а не только в элитарное, доступное единицам», — замечает Алена Маркович, исполнительный директор фонда «Новый учитель». Крупные работодатели тоже начинают понимать: проблему человеческого капитала не решают школы для одаренных детей и даже нацпроект «Образование». «Научить сотрудника профессии можно, а вот критическому мышлению, например, почти нереально, если это не сделала школа», — уточняет Андрей Галиев, вице-президент «Рыбаков Фонда».
Возросший интерес бизнеса к повышению качества массового среднего образования заметили и директора школ. Правда, многие педагоги и родители о такой филантропии не знают, поэтому «надо идти в народ и о ней рассказывать», добавляет Павел Северинец, директор московской школы № 1679.
Вспомнить про учителя
Главный приоритет сейчас — обеспечить педагогам достойные условия труда и привлечь сильных управленцев в школы, считает Алена Маркович из фонда «Новый учитель». Без этого система не сделает качественный рывок. Учителя, особенно начинающие, работают в буквальном смысле за двоих, а зарплаты в некоторых регионах в 10 раз ниже столичных.
Фонд «Эмпатия» начал свою работу с поддержки учителей в глубинке — в городах Верхняя и Нижняя Салда Свердловской области. Там базируется производство ВСМПО-АВИСМА, где один из мажоритарных акционеров — основатель фонда Михаил Шелков. Он не раз приезжал в регион и понимает, с какими проблемами сталкиваются люди. Вот уже год учителя местных школ получают прибавку к зарплате 15 000 рублей. Только на эти цели в прошлом учебном году фонд потратил 63,2 млн рублей.
«У любого человека был учитель, про которого он может сказать: «не будь его, я бы не смог» или «благодаря ему я научился», — и я не исключение, — говорит Михаил Шелков. — Поэтому идея фонда стала естественным продолжением чувства уважения, которое я испытываю к своим учителям».
Поначалу педагоги, которым помогает «Эмпатия», настороженно отнеслись к неожиданным выплатам — раньше любые надбавки увеличивали их нагрузку. Но потом привыкли, поверили и стали тратить деньги на свое усмотрение: на покупку компьютера, оплату курсов и даже на поездки своих учеников на экскурсии, если те не могут себе этого позволить. Сейчас «Эмпатия» поддерживает учителей не только в Свердловской области.
Самоирония и цифровые навыки
«В 2020–2021 годах появилось немало онлайн-курсов, платформ для общения, активно создавались профессиональные комьюнити, — говорит Арина Нуриахметова, соосновательница проекта Geek Teachers. — Кризис подстегнул технологические перемены в школе: геймификацию, превращение соцсетей в эффективный инструмент, продвинутые учителя сейчас снимают обучающие ролики для TikTok».
«Эмпатия» начала развивать и это направление. В пандемию фонд совместно с Высшей технической школой (г. Тула) организовал для уральских учителей бесплатные курсы повышения квалификации. Важно, что педагогам ничего не навязывали: направления, в которых им бы хотелось развиваться, они выбирали сами.
В 2020 году, например, самыми популярными стали курсы по цифровым навыкам. В результате переход из офлайна в онлайн прошел мягко: почти 200 учителей тут же применили новые технологии на практике. В 2021 году педагоги выбрали программы по безопасной цифровой среде, функциональной грамотности и психологии. Когда знания обновляются каждые 10–20 лет, уже не работает позиция педагога «я прожил жизнь, я знаю». Нужно уметь учиться у детей, убеждены эксперты. Чтобы мотивировать детей, современному учителю требуется самоирония, умение разруливать конфликты и быть на одной волне с учениками.
Программы «Эмпатии» в Нижней и Верхней Салде прошли более 370 педагогов, а к концу года их станет 500. Проект стартовал год назад, но результаты уже есть. В двух городах повысился отклик на учительские вакансии. Учитель географии и выпускник программы фонда по цифровым инструментам Игорь Зорихин победил на муниципальном этапе конкурса «Учитель года — 2021» в номинации по IТ. Кроме того, сразу три выпускника школ сдали экзамены на сто баллов — это рекордный показатель для маленького города: за все годы существования ЕГЭ такую оценку в Салде получил лишь один выпускник.
Долгая дорога в школу
По оценке РАНХиГС, лишь 15–20% выпускников российских педвузов сейчас приходят работать в школу. Учительские вакансии годами не закрываются, лучшие специалисты уходят из среднего образования. Бороться с этим можно, только повышая престиж профессии.
Летом 2021 года «Эмпатия» вместе с Минобразования Тульской области организовал конкурс для педагогов «Призвание — учить!». Чтобы охватить как можно больше профессионалов, число номинаций расширили до 11: за звание лучших боролись не только учителя-предметники и классные руководители, но и воспитатели детсадов, социальные педагоги, те, кто работает с особенными детьми, учителя сельских школ.
Призовой фонд составил 7 млн рублей, а церемония награждения проходила в индустриальном кластере «Октава» в Туле. Фонд взял на себя все налоги, чтобы не перекладывать их на учителей.
Как поддержать начинающего педагога? Первые годы для молодого учителя самые сложные. Важно сделать так, чтобы он не пожалел о выборе профессии. Например, молодой педагог-дефектолог из Салды сразу же после окончания вуза в Екатеринбурге вернулась в родной город и начала преподавать в коррекционной школе. Программа финансовой поддержки от «Эмпатии» оказалась для нее очень кстати. Или семейная пара молодых учителей, которые стали победителями конкурса в Туле «Призвание — учить!». Победа не только добавила им гордости, но и пополнила семейный бюджет (совсем недавно они стали родителями).
Повышать доверие
Если повысить фактор общественного доверия в России до уровня Швеции, то ВВП увеличится на 69%, подсчитали французские экономисты Пьер Каю и Ян Алган. Чем выше доверие между людьми и ниже социальные фобии, тем лучше для экономики. А этот фактор формируется в школе и детском саду, напоминает Андрей Галиев из «Рыбаков Фонда».
Вовлекать детей в социально значимые проекты стоит как можно раньше, убежден и основатель «Эмпатии». Недавно фонд запустил инженерный акселератор для подростков в Верхней и Нижней Салде. 54 школьника вместе с наставниками работают над проектами благоустройства своих городов. Совсем скоро специальное жюри выберет три команды, которые получат гранты на воплощение идей.
Михаил Шелков надеется, что его инициативы поддержат другие филантропы. Система среднего образования серьезно недофинансирована и очень неповоротлива с точки зрения перестройки изнутри. «Поэтому любые системные инвестиции в привлечение, обучение и финансовую поддержку учителей — реальная и действенная помощь школе», — объясняет Алена Маркович.
* На правах рекламы