Норвежская компания Aker Carbon Capture зарабатывает деньги из воздуха в буквальном смысле. Она делает установки для улавливания СО₂. Как правило, подобные системы устанавливают, например, около производств, чтобы снизить количество вредных выбросов. Воздух проходит через установку, которая задерживает углекислый газ, собирая его в специальное хранилище. Затем его можно использовать в сельском хозяйстве или других отраслях. В августе 2020 года Aker Carbon Capture вышла на биржу, и за год стоимость ее акций выросла более чем в четыре раза — с $5 до $23, капитализация выросла до 1 млрд евро.
Выход Aker Carbon Capture на биржу совпал сразу с двумя трендами. Во-первых, чуть больше чем за полгода до этого страны Евросоюза заключили так называемую «зеленую сделку», соглашение предусматривает ряд мер по достижению углеродной нейтральности к 2050 году, для чего необходимо радикально снизить выбросыCO₂ в атмосферу уже в ближайшее десятилетие. Во-вторых, все большую силу набирает тренд ответственного инвестирования, когда фонды и частные инвесторы вкладываются в компании с оглядкой на их ESG-рейтинги.
ESG-рейтинги компаний состоит из трех составляющих — экологической (Environmental), социальной (Social) и корпоративного управления (Governance). Как утверждают аналитики PwC, объем капитала ответственного инвестирования прирастал на треть каждые два года с 2014 по 2018 год — до $30,6 млрд. А только в 2020-м, как подсчитали в Morgan Stanley, объем ESG-фондов вырос в 3,5 раза — до $153 млрд. При этом ответственное инвестирование — не только дань моде. В PwC утверждают, что из 2000 академических исследований с 1970-х годов 63% нашли положительную корреляцию между ESG и стоимостью публичной компании. И только 10% не подтвердили корреляцию.
Присоединиться к этому тренду теперь можно и с помощью нового индекса от Sber Private Banking — SPBGreen Transition Index, который ориентирован на компании зеленой экономики. Не надо быть специалистом, чтобы начать применять принципы ESG в своем портфеле, команда инвестиционного консультирования SberPrivate Banking уже проделала эту работу, отобрав компании, чьи бизнес-модели соответствуют новому зеленому миру, который необходим нам, чтобы остановить глобальное потепление, или же активно трансформируются в эту сторону, разрабатывают или применяют соответствующие технологии.
«ESG-инвестирование не означает, что нужно вкладывать только в компании, которые, например, не наносят вред окружающей среде. Некоторые компании нефтегазового сектора тоже могут обладать сравнительно высокими ESG-рейтингами среди своей группы. Это достигается за счет четких стратегических шагов по изменению бизнес-модели с целью сокращения нашего влияния на природу. Например, та же итальянская ENIсейчас переосмысляет свою бизнес-стратегию и активно занимается развитием электрозаправок. Именно поэтому важно комплексно смотреть на бизнес», — объясняет глава Sber Private Banking Евгения Тюрикова.
В новый индекс вошло шестнадцать компаний из Европы и США. Как их отбирали? Во-первых, инвестиционная команда выбрала так называемый «юниверс» — это компании, которые относятся к таким сегментам, как возобновляемая энергетика и альтернативные источники энергии, электромобили, технологии переработки и удержания СО₂, производство товаров из перерабатываемых материалов, очистка воды.
На втором этапе аналитики смотрели на инвестиционный кейс в каждом конкретном случае, используя как классические финансовые показатели — мультипликаторы и прогнозы по бизнесу компаний, так и ESG-оценки от международных рейтинговых агентств, таких как Sustainalytics и S&P (бывший Robeco). Кроме того, аналитики Sber Private Banking оценивали, насколько компания может стать выгодоприобретателем от текущих трендов вроде грядущего массового перехода на электрокары и европейской «зеленой сделки».
Например, переход на электромобили — очевидный тренд. Пока в объемах продаж они проигрывают традиционным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Но, как прогнозируют эксперты Международного энергетического агентства, уже к 2030 году 7% транспортных средств в мире будут с электрическим двигателем. А если правительства ускорят реализацию мер по борьбе с изменением климата, то доля может вырасти и до 12% к 2030 году. В индексе данный сегмент представлен компанией Tesla.
Еще одна компания индекса — американская Air Products & Chemicals, один из крупнейших в мире производителей водорода и систем для заправки этим газом. Водород — одно из направлений альтернативной энергетики, в частности в транспорте. Пока транспортные средства на водороде не столь популярны, как электрокары, но тоже могут стать заменой традиционным ДВС. Такие автомобили уже есть в линейках Honda, Toyota, Hyundai. Кроме того, сразу несколько крупных компаний и стартапов ведут разработку самолетов на водороде — там газ может заменить керосин. Водород могут использовать и промышленные предприятия. Главное, что благодаря развитию альтернативной энергетики водород становится дешевле в производстве, и при этом не выделяется CO₂.
Делайте ставки
Почему многие инвесторы делают ставку на ответственное инвестирование? При прочих равных компании, уделяющие большее внимание ESG-стратегии, привлекают сейчас больше денег. Крупные фонды предпочитают вкладываться именно в такие компании. Это четкий тренд, который вряд ли ослабеет.
Финансовые организации тоже стараются быть более ответственными. Так, датский пенсионный фонд AkademikerPension отказался от инвестиций в нефтепроизводителей, поскольку они являются источником выброса парниковых газов. Похожую стратегию избрал и Пенсионный фонд штата Нью-Йорк. В январе сразу несколько крупнейших европейских банков решили прекратить предоставлять торговые услуги, связанные с экспортом нефти из эквадорской части Амазонии. А до этого шесть крупнейших американских банков пообещали прекратить финансирование новых проектов бурения и разведки в Арктике.