Правда, желание быть экологичнее рождает новые проблемы. Так, массовый переход на электрокары приведет к появлению большого числа отработанных аккумуляторов, которые нужно будет утилизировать. А еще нужна инфраструктура зарядных станций. С самолетами сложнее. Заменой классическому керосину может стать электричество или водород, но нужно убедить консервативную авиаотрасль перейти на новые типы двигателей. Мы собрали истории тех, кто пытается построить бизнес, решая эти проблемы.
Прибраться за Tesla
В ESG-рейтинге Sustainalytics компания Tesla занимает 49-е место среди 72 компаний автомобильной индустрии. Но в отношении электромобилей есть один серьезный экологический риск — что будет с батареями автомобилей, когда они выйдут из строя? Удастся ли их переработать, или они окажутся на свалке? Ведь для таких аккумуляторов нужны редкие элементы — литий, кобальт, никель и другие, а их добыча наносит вред окружающей среде.
В 2017 году бывший технический директор и сооснователь Tesla Джеффри Брайн Страубел озаботился этой проблемой и основал компанию Redwood Materials, чей бизнес как раз ориентирован на переработку аккумуляторов. Идея в том, чтобы собирать старые аккумуляторы, извлекать из них ценные материалы и заново пускать в производство. Такой подход оказывается дешевле традиционной добычи.
Несколько лет Redwood Materials существовал в стелс-режиме, не рассказывая о себе. И тем не менее стартап привлек первые $42 млн. В июле 2021 года у компании был крупный раунд на $700 млн. В проект вложились Goldman Sachs, венчурный фонд Amazon и другие, оценив бизнес в $3,7 млрд. В Redwood Materials утверждают, что им удается пускать в переработку 95–98% редких металлов. За 2020 год компания на своем заводе переработала 10 000 т лома, а среди ее клиентов — Panasonic и Amazon.
По подсчетам аналитиков Bloomberg, в 2020 году было продано 3 млн электрокаров, но в 2040 году их будет продано уже 66 млн, а автомобилям с двигателем внутреннего сгорания останется лишь треть рынка. И конкурентов у Redwood Materials будет только прибавляться. Например, в июне шведский производитель батарей Northvolt привлек $2,8 млрд. Компания ставит своей целью на 80% снизить углеродный след при производстве батарей.
Самолет на газу
Аналитики фонда Phystech Ventures в своем отчете о deeptech-технологиях указывают, что в 2020 году инвестиции в технологии на базе водорода стали «бычьим» трендом в сегменте энергетики. Одним из тех, кто оседлал этот тренд, стал Валерий Мифтахов и его компания ZeroAvia, которая разрабатывает самолет на водородном топливе. С конца 2020 года он привлек уже два раунда инвестиций на общую сумму $75 млн, а среди его инвесторов — фонд Билла Гейтса, Amazon, Shell, правительство Великобритании.
Мифтахов закончил МФТИ, в конце 1990-х уехал в США учиться в Принстонском университете. Там успел поработать в McKinsey и Google, запустить несколько компаний. А в 2017 году вернулся к своему давнему увлечению — авиации — и основал ZeroAvia. В сентябре 2020 года его стартап успешно протестировал HyFlyer — самый крупный в мире самолет на водороде. Мифтахов надеется, что в 2022 году их разработка будет сертифицирована. По его словам, сначала водородные двигатели займут нишу самолетов с 20–30 посадочными местами, а к 2030 году на водороде смогут летать и самолеты вместимостью 100 человек. Зачем переходить на водород вместо керосина? Такие двигатели экологичнее, а стоимость перевозок будет меньше.
Над созданием самолетов на водороде работают и гиганты вроде Airbus. В сентябре 2020 года компания представила концепты нескольких моделей. Одна рассчитана на вместимость 200 пассажиров и дальность полета около 3800 км, другая — на полеты дальностью около 1900 км и перевозку 100 пассажиров. Идея в том, чтобы добиться нулевых выбросов вредных веществ при полетах, что отразилось в названии концептов — ZEROe (zero emissions, «нулевые выбросы). В Airbus рассчитывают ввести такие самолеты в коммерческую эксплуатацию к 2035 году. Правда, в компании отмечают, что переход на водородные самолеты потребует изменений от всех участников авиаотрасли. В частности, аэропортам придется изменить инфраструктуру, чтобы начать работать с жидким водородом.
Еще один тренд в авиации — самолеты на электротяге. Например, Себастьян Трун, сооснователь Google X, секретного подразделения гиганта, при поддержке основателя Google Ларри Пейджа развивает проект Kitty Hawk, который пытается сделать небольшой электросамолет Heaviside c возможностью вертикального взлета и посадки. Фонд Билла Гейтса Breakthrough Energy Ventures поучаствовал в раунде на $35 млн шведского разработчика электрических самолетов Heart Aerospace, который уже получил предзаказ на 200 электросамолетов от United Airlines. А DHL Express заказала 12 самолетов у израильского стартапа Eviation для региональных перевозок. Цель — сократить уровень выброса вредных веществ.
Короли «бензоколонки»
Нефтяной бизнес сложно ассоциировать с заботой об экологии и ESG-стратегией. Тем не менее и традиционные добывающие отрасли пытаются подстроиться под меняющийся рынок и новые тренды. Например, одна из крупнейших нефтегазовых компаний Shell активно развивает сеть зарядных станций для электромобилей, построив за последние несколько лет одну из крупнейших в мире сетей. Массовый переход на электрокары несет и появление новых бизнесов. Одни занимаются утилизацией батарей, а другие строят бизнес на зарядке.
Shell уже несколько лет скупает или инвестирует в компании, занимающиеся зарядкой электромобилей. Так, в 2017-м нефтегазовая компания купила NewMotion, чья сеть сейчас насчитывает 200 000 точек зарядки в 35 странах. В 2018-м возглавила раунд на $31 млн в стартап Ample. В 2019-м купила американский стартап Greenlots, который разрабатывает технологии для зарядных станций. В 2020-м вложилась в израильский стартап Envoy. А в 2021 году купила сеть зарядных станций Ubitricity, которая занимает около 13% рынка Великобритании.
Конечно, Shell не единственная нефтегазовая компания, пытающаяся встать на новые рельсы. Итальянская Eni, стремящаяся к 2050 году добиться полной углеродной нейтральности, в августе 2021-го договорилась о покупке Be Power, второй по величине в стране сети зарядных станций с 5000 точек. А BP, например, в 2018-м купила Chargemaster — на тот момент это была крупнейшая сеть зарядных станций в Великобритании.
Впрочем, рынок зарядных станций для электромобилей развивается не только за счет нефтегазовых компаний. Например, за последний год сразу пять компаний, связанных с зарядкой электромобилей, вышли на биржу через процедуру SPAC. Самая крупная — ChargePoint, которую оценили в $10 млрд. На втором месте — EVgo с оценкой $3,8 млрд. В России у аналогичных компаний пока не столь крупный размах — суммарное число зарядных станций по всей стране едва ли перевалит за 1000. Но тренд развивается — замглавы Минпромторга Михаил Иванов анонсировал, что к 2030 году в России должно появиться около 70 000 зарядных станций.