К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сбитые летчики: как действовать на карьерных виражах


Самая эффективная стратегия карьерного движения — когда не приходится искать работу, к вам приходят с предложениями, вы звезда. В реальном мире не все становятся звездами. И даже если у вас получилось забраться на вершину «успешного успеха», это может быть не навсегда: несколько ошибок, и вот вы уже стремительно теряете высоту

Как не стать «сбитым летчиком»? Какие карьерные ошибки могут разрушить даже самую успешную историю роста? Об этом карьерный консультант и амбассадор Forbes Ontology Анна Рыжкова поговорила с ведущими представителями в областях executive search и коучинга.

Конечно, у каждого своя карьерная история — уникальная, с драматическими поворотами. Но увы, на перегруженном сегодня трудовом рынке все очень жестко, ни у кого нет ни времени, ни причин эту вашу историю читать. Все просто: как только что-то в вашей профессиональной биографии кажется подозрительным, останавливает глаз, вызывает сомнения — рекрутер просто переключается на следующего кандидата.

Итак, каких ошибок стоит избегать, если вы хотите быть действительно привлекательным кандидатом?

 

1. Нарушенный баланс

Успешная карьера всегда хорошо сбалансирована: в первую очередь в вашем CV не должно быть ничего слишком.

 

Слишком много проектов. Каждый год меняли компанию? Не годится. Один раз, конечно, можно ошибиться и попасть «не туда», но постоянно последние пять лет? Маловероятно.

Слишком долго работали в одном месте. Просидели 15 лет в одной компании? Никуда не годится: замылился глаз, потеряли видение рынка, слишком «заточены» под узкие задачи. Или просто нашли теплое место, чтобы особенно не напрягаться. Ленились, потеряли чувство драйва и не нашли мотивации искать новые вызовы — в любом случае, не годится.

2. Недостаточно качественного роста

 

Недостаточно просто найти оптимальный темп смены проектов: важно не только количество, но и качество. Лучшие специалисты готовы переходить в новые качественные категории.

Чтобы совершать качественные карьерные движения, нужно быть способным:

Менять роли. Даже если ваша роль интересная и топовая, сегодня все хотят видеть динамику. Движение, ваша способность и, главное, собственная потребность расти, мобильно подстраиваясь под постоянно меняющиеся интересы рынка, – вот то, что действительно хорошо продается. Так что хорошее карьерное движение предполагает регулярную смену ролей и позиций (и тогда, может быть, вам простят длительную задержку в одной компании).

Браться за вызовы. Достижения должны чем-то измеряться. Желательно, чем-то впечатляющим. Ваша готовность не просто плыть по течению, а преодолевать, создавать, решать, разбираться с завалами — это огромный, огромный звездный плюс.

3. Неидеальная репутация

 

Репутация кардинально влияет на карьеру. Это только кажется, что пока мы не звезды, никто нас не видит: любое наше движение на рынке оставляет след. Конфликты, ошибки, поражения, провалы, плохая коммуникация, разрывы. Вы уволили кого-то когда-то, а он теперь принимает решения? Некрасивая история с увольнением кого-то может иметь большие последствия. Вас уволили 10 лет назад за ошибку, которую вы больше никогда не повторили? Тот, кто будет рассказывать о вас, вспомнит только плохое. Но самое главное — скандалы. Никто не любит скандалов, тем более связанных с нечистоплотным поведением, воровством или мошенничеством. И, конечно, никто не будет разбираться: кто был прав, кто виноват, кто на самом деле украл, кого подставили, что просто слухи, а что правда. На всякий случай все просто постараются держаться подальше — и вуаля! — кажется, у вас «черная метка» и вам больше никто ничего не предлагает. Так что, рассматривая оффер, хорошенько подумайте: будете ли вы гордиться этим этапом своей карьеры? Или стоит поискать место попрестижнее?

4. Отсутствие видимых результатов

Вы связываетесь не с теми. Компании, с которыми мы сотрудничаем, довольно сильно влияют на наш имидж. Можно двигаться в нужном темпе, спокойно меняя проекты раз в 5-7 лет, можно браться за самые проблемные участки и бросаться грудью на амбразуры всех черных дыр, но те, кто следят за нашими успехами, посмотрят на другое: с кем вы? Насколько успешен ваш бизнес? Как выглядит глобальный результат вашего труда? Сколько бы вы ни бились, ваши компании и проекты всегда не из десятка лучших в своих областях? О них вообще никто ничего не знает? Что ж… следующий!!!

5. Непроявленная личная мотивация

 

У вас не загораются глаза при мысли о завтрашнем рабочем дне? Тогда, может быть, это конкретное место не для вас. Если вы вообще не умеете получать реальное удовольствие от того, что делаете, — это катастрофа. Никому больше неинтересны люди, которые просто хотят управлять. Востребованы неравнодушные: те, кто хочет сделать что-то для клиента, создать крутой продукт, что-то исправить, что-то изменить. Предлагают не абстрактный менеджмент, а конкретный оффер.

И даже если вы все делали правильно и не совершили ни одну из вышеперечисленных ошибок, гарантий остаться на высоте нет: многое в карьере зависит от случая. Существуют разные ситуации, которые могут вас «сбить». Болезнь или декрет, выбившие вас из рядов трендовых специалистов на длительный срок, эмоциональное выгорание или какие-то невеселые личные обстоятельства. Специфика отрасли, в которой высоких позиций пересчитать по пальцам и двигаться особенно некуда, или просто внутренний страх браться за новый проект, когда за плечами оглушительный успех, — а вдруг второй раз волшебства не случится?

Даже действительно больших топ-менеджеров с грандиозными проектами за плечами могут не хотеть — ну, а вдруг предложат что-то более соответствующее масштабу и звезда уйдет? Успешных и знаменитых часто не берут из-за страха, что они будут «перетягивать одеяло на себя». Опять же громкие проекты часто сопровождаются скандалами, интригами, сплетнями — никто не хочет всего этого в своей команде. И вот вы вроде бы были звездой, а сейчас, совершенно неожиданно, «сбитый летчик».

«Сбитые летчики»: что поможет подняться «в небо»? 

 

Итак, вы и есть он, «сбитый летчик»? Что же, хорошая новость в том, что это не конец: падение с карьерных высот совершенно необязательно приводит к окончательному краху. После того как вы отряхнете запачканную одежду, потрете все синяки и ушибы, вам придется как-то жить дальше, лучше всего — осмысленно и с целью и надеждой подняться снова. Иногда в перерывах между взлетами лучшее, что можно сделать, — это потратить время на себя: заняться восстановлением своей целостности, оценить, насколько питательна среда вокруг, пересмотреть жизненные стратегии — в навигации по этим вопросам могут помочь такие программы, как Forbes Ontology.

Что касается работы над CV, эксперты полагают, что существует алгоритм действий, который поможет вернуть успех.

Сергей Сиротенко, Executive Coach, INSEAD: 

«В ситуации, когда вы уже потеряли позиции, совет запоздалый, но я все равно скажу: с первого осмысленного дня вашего карьерного движения помогайте другим. Всегда и всем. Не жалейте времени, не экономьте сил, не жадничайте лишнего телодвижения, которое ничего не даст вам в текущем моменте. Дело не только в хорошей карме и социально одобряемом поведении: помните о перспективе, укрепляя свой социальный капитал — именно он вывезет в случае неудачи.

 

Что касается практических советов, то первое, что необходимо сделать, обнаружив свои пошатнувшиеся позиции, — признать реальность. Не ту, в которой вы великий и ужасный, генеральный директор и собственник. А другую. Проверьте нарратив, в котором вы существуете сегодня, насколько он объективен? И попробуйте сконструировать новый. В котором вы не «генеральный директор», а «человек, который когда-то был генеральным директором, а сейчас ищет работу». Сейчас у вас есть время — так потратьте его с пользой, вместо того чтобы суетиться: найдите свою новую идентичность, чтобы нарратив звучал таким, каким вы хотите, чтобы он был.

Это может быть горько. Это совершенно точно очень трудно. Это потребует мужества и необходимости отгоревать все потерянное, в том числе кусочки старой идентичности. Но без этого вы не сможете сдвинуться с мертвой точки. Люди могут застревать именно потому, что не признают, не отпускают прошлое.

Другой важный момент: создавайте активность и «движуху». Может быть, это совсем не то, чего сейчас хочется (а хочется больше всего спрятать потерянное лицо и чтобы никто ничего не узнал). Но это просто необходимо: двигайтесь, встречайтесь, влезайте во всевозможные проекты и безумные идеи. Ходите на встречи, знакомьтесь с новыми людьми и идеями — в ворохе этих пока непонятных историй и взаимной пользы к вам наверняка прилипнут новые возможности».

Дина Акимова, управляющий партнер Boyden Executive Search:

 

«Как исправить ситуацию, когда вы перестали быть интересны рынку, зависит от конкретных обстоятельств. Но основная мысль: нужно показать всем, чего вы на самом деле стоите. Например, спуститесь на ступеньку ниже. Сбавьте ожидания и цифры, выходите на позицию проще и начинайте движение вверх заново. Еще один старый проверенный вариант: «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…» — уезжайте в регионы и поднимите там что-то неподъемное, во что уже никто не верил. Если у вас все получится, возвращение будет триумфальным, а о провалах все быстро позабудут.

Часто возможности уменьшаются с опытом. Если вы всю жизнь провели на одном месте и даже построили что-то замечательное, но вдруг выходите на рынок, то не стоит даже смотреть в сторону проектов, где требуется большая жизненная энергия: какие-то большие командные изменения, трансформация, вывод на рынок новых продуктов или какой-то сумасшедший рывок, что называется change — скорее всего, сюда будут искать молодых людей. Но если, наоборот, речь идет о методичной упорной работе, которая может быть немного рутинной, где нужно шагать вперед каждый день, передавать навыки молодежи, мотивировать команду, run — вот здесь человек с опытом и большим багажом может быть интересен. Другой вариант — уйти в консалтинг. Возможно, это тоже будет про потерю статуса и позиции, но зато это будет выглядеть уместным.

И еще одно очень важное — не врите. В первую очередь себе и затем нанимателю, рекрутеру. Не позиционируйтесь так, как будто все хорошо. Если вы считаете, что стоите 500 000, а дают за вас только 200 000 — значит правда в том, что вы не стоите 500 000. Иногда говорят: «Вы ничего не понимаете, мы вообще такие классные вещи делали. Не смотрите, что мы банкроты». Но это в корне неверно, нужно говорить: «Да, мы ошиблись, да, прогорели». На самом деле даже осознанный негативный опыт можно продать. Если есть ощущение, что человек находится в осознанности относительно этого опыта, он принимает ответственность на себя, он понимает, что он сделал что-то не так, рефлексирует, — это можно продать.

И тут один лайфхак: продавайте все-таки не агентству. Как бы грустно это ни звучало, агентства работают со звездами, и, если вы уже не они, вы там никому не интересны. Другое дело — внутренний HR. Их риски гораздо меньше, так что они с большей охотой закроют глаза на какие-то ваши несовершенства и дадут новый шанс (а заодно спокойно закроют необходимую позицию хотя бы на несколько месяцев, и даже если ваш шанс не выгорит, что ж, хотя бы полгода у них не будет головной боли).

 

Самое главное, что делают действительно успешные и всегда востребованные люди, — уходят вовремя. Это такое очень тонкое чутье: интуитивно видеть точку, когда линия роста немного заваливается, еще в самом начале. И тогда можно уходить в долгосрочный отпуск, в консалтинг, в совет директоров, учиться в «Сколково» — делать паузу, осмысленно заполненную паузу, в которой всем понятно, что вы набираетесь новых сил перед прыжком, пересматриваете, делаете аудит. И тогда, когда вы снова выходите на рынок, вас уже воспринимают, как после апгрейда, и хотят еще больше, чем прежде».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+