К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стратег, который переобувается в воздухе: что теперь нужно российским компаниям от управленцев

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Консерватизм и закрытость — главные грехи лидера нового образца. Каким нужно быть менеджером, чтобы вас хотели нанять главой большой компании в 2020 году?

Консультанты Ward Howell Любовь Назарова и Алексей Улановский рассказывают о результатах масштабного исследования трендов лидерства и карьеры высших руководителей в 2020 году. Оно было сделано по заказу третьего всероссийского конкурса по поиску и развитию талантливых управленцев «Лидеры России». В онлайн-опросе и интервью участвовали HR-директора 44 крупнейших российских компаний из различных отраслевых сегментов экономики: от IТ, телекома, нефтегазовой промышленности и машиностроения до медицины, недвижимости и банков.

Проект как ключевая форма работы

В чем компании сейчас нуждаются наиболее остро, так это в качественных руководителях по управлению проектами и инновациями. Об этом говорят HR-директора как в государственных, так и в частных компаниях. Проектная деятельность становится одной из основных форм работы в организациях. И средние менеджеры, и руководители высшего звена сегодня помимо основного функционала обычно вовлечены в 3-5 проектов параллельно. Поэтому от лидера требуется умение оптимально распределять внимание между ними, сохранять фокус, сопровождать и завершать начатое. Это также требует способности влиять без полноты полномочий. Когда люди в команде — это твои коллеги, а не подчиненные, у них тоже в параллели еще пять проектов и основная работа. Проектный менеджмент предполагает и общее умение выстраивать отношения с самыми разными стейкхолдерами — шефом, коллегами, акционерами, внешними клиентами.

Изменчивые команды

Еще один безусловный тренд, который отмечают участники исследования, – управление командой. Он подтверждается обилием запросов на обучение, новых концепций и книг о командном лидерстве в последние несколько лет. Наш коллега профессор INSEAD Манфред Кетс де Врис считает, что 21 век и вовсе будет веком команд. Этот тренд объясняется тем, что организационный мир все больше эволюционирует от команд с фиксированным составом, ясными регламентами, ролями и задачами в сторону изменчивых команд с подвижными границами и составом, меняющимися по ходу задачами, смешанными ролями участников и очень «живой» групповой динамикой. От лидера требуется дирижировать, маневрировать, быстро «читать» внешнюю среду и состояние своих подопечных, помогать быстро сыгрываться игрокам под конкретную задачу и проект. Наверное, поэтому участники нашего исследования также много говорят об умении вдохновлять. Привычные директивные приемы лидерского влияния и формальный статус уходят все больше на второй план.

 
Getty Images

Переобувается в воздухе и дает быстрый результат

Среди наиболее востребованных компетенций респонденты указывают на гибкость, стратегическое мышление и ориентацию на результат. От лидера ждут гибкого ума и открытости к «слабым сигналам» извне, умение проверять свои и чужие гипотезы, перестраиваться по ходу движения. Как сейчас любят говорить стартаперы — «надо переобуваться в воздухе». Ритм стартапа — это сейчас и ритм большой компании.

Все это дополняется более привычными ожиданиями от лидера: от него нужна способность оставаться стратегом, видеть «большую картинку», учитывать контекст и множество переменных (внешних факторов, стейкхолдеров, рисков, ресурсов, возможностей). Очевидно, что сегодня работодатели становятся и более требовательны к срокам ожидания первых побед. Умение быстро войти в игру и показать результат — еще одно ожидание от лидеров нового десятилетия. Это понятно: срок пребывания на высших управленческих позициях сегодня значительно сократился по сравнению с прошлыми десятилетиями. По данным исследования 2018 года, проведенного Ward Howell, сейчас CEO в в России в среднем находится на своей позиции 3,8 года.

 

Консерватизм как красный флаг

Какие лидерские черты или поведение, по мнению работодателей, понижают шансы кандидатов на управленческие позиции? Консерватизм — главный управленческий грех сегодня. Респонденты сходятся в том, что не хотели бы видеть в нанимаемых лидерах такие черты, как ригидность, ограниченность, линейность мышления, склонность к бюрократии. Интересно, что для IT-компаний опыт свыше 10 лет в «традиционных индустриях» был назван «риском консервативности лидера», в числе малопривлекательных характеристик. Среди прочих черт и поведения, являющихся «красным флагом» для принятия на лидерскую позицию: индивидуализм (эгоцентризм, интровертность);  пессимизм и низкая энергетика; а также перекладывание ответственности.

Карьерные переходы и незамыленный взгляд — это плюс

Этот тренд называют основным большинство участников исследования. Готовность к горизонтальным перемещениям из одного актива в другой, переключение на новые задачи-вызовы, кросс-функциональные переходы (например, из производства в продажи и т.п.) — уже не показатель «ветрености» или авантюризма, а скорее адаптивность и мобильность как новое конкурентное преимущество.

Еще один тренд — эксперименты со сменой отраслей. HR-директора больше не требуют, чтобы у кандидата на позицию управленца непременно был опыт в этой сфере. Мы видим много примеров, когда переход управленца из отрасли в отрасль может дать незамыленный взгляд для компании, а ему самому — новую карьерную высоту. Респонденты наблюдают также больше случаев  кардинальной смены деятельности и роли, уход в консультанты, собственные проекты, фриланс. Как отметил один из экспертов, происходит «десакрализация» классических карьерных траекторий. Наконец, наращивание IT-компетенций и цифровых навыков — еще одна отмеченная особенность в развитии руководителей.

 

Метафора идеального лидера

Чтобы более целостно и эмоционально описать портрет лидера, на которого в данный момент есть запрос на рынке, мы предлагали нашим экспертам подобрать образ или метафору. Полученные ответы вращались вокруг нескольких категорий: спорта, достижения, преодоления, цифрового мира. Выше представлены наиболее повторяющиеся и яркие из метафор.

Выводы исследования в наборе лаконичных характеристик: в 2020 году наиболее востребованы гибкие, умеющие управлять проектами и изменчивыми командами, обладающие цифровыми компетенциями и способные к горизонтальным перемещениям лидеры.

Как прокачать в себе лидерский ресурс согласно новому запросу работодателя? Приходите на весенний интенсив Forbes Ontology 8 — это программа из восьми уик-эндов с 21 марта по 24 мая, где участники будут осваивать основные навыки персонального развития. Обучение стартует с тренингового уик-энда автора этой статьи и ведущего Forbes Ontology Алексея Улановского и называется «Жизнь как проект. Внутренние опоры в условиях изменений».  Всего в программе - восемь тренеров с проверенной репутацией и четыре основных темы - сознание, тело, энергия, социум. Это возможность получить навигацию 360 градусов по лучшим практикам персонального развития, чтобы совершить перезагрузку своей жизни и карьеры уже к лету. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+