К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Подчиниться или уйти: как Компартия Китая поставила бизнес перед сложным выбором

Фото  Qilai Shen / Bloomberg via Getty Images
Фото Qilai Shen / Bloomberg via Getty Images
Инвесторы в китайские технологические и образовательные компании уже испытали на себе усиление давления властей, на очереди те, кто вложился в производителей продовольствия и лекарств. Пандемия и противостояние с США усилили позиции Компартии Китая, что позволяет ей «наводить порядок» в экономике, полагает эксперт Forbes

11 августа было опубликовано совместное постановление Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) и Госсовета КНР с призывом к властям активнее регулировать различные сферы жизни общества — от национальной безопасности до производства продовольствия и лекарств. Казалось бы, это всего лишь продление аналогичного плана, действие которого официально закончилось в прошлом году. Однако вместе с другими сигналами из Чжуннаньхая — резиденции высших партийных и государственных органов Китая — постановление выглядит грозным предупреждением для бизнеса, включая иностранных инвесторов. КНР под властью Компартии продолжает ориентироваться на рыночную экономику, но с предпринимателями здесь никто больше церемониться не будет: или ты играешь по правилам, или не играешь вообще.

Суверенный дракон: почему китайские IT-компании столкнулись с давлением властей

Системное наступление

Список сигналов, которые в совокупности можно охарактеризовать как ухудшение инвестиционного климата, впечатляет. Сначала мощный удар был нанесен по бизнес-империи основателя Alibaba Ма Юня, более известного как Джек Ма: можно вспомнить и фактически заблокированный выход финансовой платформы Ant на IPO, и рекордный антимонопольный штраф на $2,8 млрд. В августе Alibaba вновь обсуждалась в китайских СМИ в негативном контексте, после того как стало известно, что после традиционного ужина с клиентами компании один из менеджеров начал домогаться своей подчиненной. В ответ власти раскритиковали культуру употребления алкоголя в бизнесе в целом, но очевидно, что основной удар снова пришелся по активам Джека Ма.

 

В июле власти «наехали» на крупнейший в Китае сервис по заказу такси DiDi, обидевшись на выход компании на IPO в Нью-Йорке и заставив китайские магазины приложений удалить сервис со своих площадок. Это решение регулятора и стало весомым аргументом в пользу вывода о том, что конечной задачей китайских руководителей является установление контроля над цифровым бизнесом в целом, а не личная неприязнь к чересчур независимому господину Ма.

Тогда же из недр ЦК КПК и Госсовета КНР появилось совместное постановление «О сокращении нагрузки на учеников обязательных образовательных программ в виде домашних заданий и внеурочных занятий», нанесшее сокрушительный удар по рынку дополнительного образования, прежде всего в онлайне. Давний лидер отрасли New Oriental за три дня потерял более 50% своей стоимости, его конкурент Koolearn — 30%. Другие крупные игроки, не успевшие выйти на IPO, теперь вряд ли смогут это сделать. Многие образовательные компании, особенно связанные с иностранными инвестициями, уже заявили об уходе с рынка или кардинальной смене стратегии развития.

 

Почему ради снижения зависимости от США Пекин готов смириться с потерями своих компаний

Партия и бизнес

Является ли новое постановление рубежом, после которого уже уверенно можно говорить о том, что в Китае начали кошмарить бизнес? И да, и нет. С одной стороны, инвесторов уже сложно переубедить — работа на китайском рынке становится непредсказуемой и слишком зависящей от политических установок. Анализ документа от 11 августа заставил напрячься прежде всего производителей продовольствия и лекарственной продукции. Именно эти отрасли впервые включены властями в список сфер, где «требуется правовое регулирование». И в ситуации, когда бизнес уже не ждет до последнего, а считывает малейшие сигналы, свидетельствующие о настроениях в верхах, можно ожидать оттока инвесторов в соответствующих областях уже сейчас.

С другой стороны, нельзя сказать, что китайская Компартия ведет крестовый поход против бизнеса, поскольку партия сама уже давно плотно в него интегрирована — скорее, она наводит порядок, избавляясь от многих побочных эффектов, которые накопились за годы бурного и зачастую бесконтрольного экономического роста. Акции против финансовых платформ типа Ant легко можно объяснить заботой о рисках для финансовой системы КНР — тем более, что биржевой крах 2015 года убедительно показал, как легко может обрушиться рынок, несмотря на все бравурные заявления властей и восторги зарубежных экспертов. Борьба с цифровыми гигантами находится в створе «закручивания гаек» в сфере национальной безопасности, актуальность чего многократно повысилась в контексте противостояния с США. Наконец, ожидаемое наведение порядка в области производства продовольствия и лекарств может снизить долю некачественной и контрафактной продукции на этих рынках. В том, что она высока, давно убедились российские производители, страдающие от массовой подделки своих товаров, нарушений интеллектуальной собственности и недобросовестного отношения со стороны китайских фирм.

 

Обстоятельства складываются в пользу китайского руководства. Благодаря пандемии и успешной борьбе с ней Компартия предельно усилила свое влияние, а грандиозное празднование столетия КПК в июле зафиксировало этот успех. Все та же пандемия, а также противостояние с Западом ощутимо мобилизовали общество. Правоохранительные и регулирующие органы сильны как никогда. Бизнес в условиях пандемийных ограничений зависим от государства и его поддержки. Принятый весной этого года 14-й пятилетний план (2021-2025 гг.) нацелен на развитие прежде всего внутреннего потребления, и крен на деглобализацию, усилившийся в 2020-2021 годах, лишь подтверждает уместность такого курса. В этих условиях у китайского капитала и иностранных инвесторов, похоже, не остается другого выхода — или отдаться на волю властей, или искать другие рынки.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Уроки китайского: как КНР стала заповедником единорогов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+