Вакцинное неравенство: как богатые страны могут помочь бедным победить пандемию
Многосторонние инициативы по глобальным закупкам прививок, такие как COVAX, одним из организаторов которой является ВОЗ, пока не справляются с решением проблемы. Некоторые экономисты уже говорят о новом вакцинном национализме. Например, Мариана Маццукато, профессор Университетского колледжа в Лондоне, обращает внимание, что значительная часть развивающегося мира остается далеко позади в процессе вакцинации. Дарон Аджемоглу из Массачусетского технологического института указывает на то, что появление новых опасных штаммов в странах с недостаточным уровнем вакцинации делает менее эффективным коллективный иммунитет в развитых государствах и призывает более строго контролировать международные поездки, пока коллективный иммунитет не будет достигнут в глобальном масштабе.
Бонус за укол: в каких странах и как мотивируют делать прививку от коронавируса
Всем не хватит
Казалось бы, с ними нельзя не согласиться: глобальная вакцинация, действительно, должна быть синхронной. Сейчас процесс организован так, что в недостаточно охваченных прививками странах успевают сформироваться новые штаммы COVID-19, которые затем неизбежно распространяются по всему миру. Уберечься от них, как мы видим, не получается даже у богатых, географически изолированных государств, таких как Австралия, которой пришлось прибегнуть к строгому локдауну, чтобы не допустить вспышки заражений дельта-штаммом. Странам, отличающимся протяженной сухопутной границей и более коррумпированными, чем австралийские, чиновниками, избежать проникновения новых штаммов почти невозможно.
Синхронно идущая по всему миру вакцинация позволила бы задушить вирус в каждой стране и тем самым остановить глобальную фабрику новых штаммов. Однако это утверждение верно только в том случае, если мировые производители вакцин в состоянии произвести столько доз, сколько хватит всему человечеству для выработки коллективного иммунитета. Тогда равномерное распределение вакцин между странами позволило бы покончить с пандемией и добиться того, что принято называть игрой с положительной суммой.
Однако сегодня вакцину для всех произвести все еще нельзя. Спрос на прививки пока значительно превышает их предложение, и в такой ситуации многие неизбежно останутся без вакцины. Стоит ли в этом случае бороться за более равномерное распределение вакцин и тратить на это ресурсы?
Большая кампания: как Израиль стал мировым лидером по вакцинации от коронавируса
Не так просто ответить на этот вопрос. Действительно, пока вакцины достаются преимущественно населению развитых стран, жителям небогатых государств во многом остается полагаться на другие способы сдерживания вируса – социальное дистанцирование, маски и локдауны. При этом последняя мера дается таким экономикам значительно тяжелее, чем богатым, располагающим большими фискальными возможностями для поддержки бизнеса и населения. А первые две становятся все менее эффективными из-за новых, более заразных, штаммов.
Однако в случае более равномерного глобального распределения вакцин, при существующих масштабах их выпуска, прививки спасали бы больше жизней в развивающихся экономиках, но при этом не доставались бы многим жителям развитых стран. Это могло бы привести к тому, что США, Великобритания или Израиль испытывали бы сегодня значительно более высокие волны заражаемости и смертности — возможно, близкие к той, что наблюдалась минувшей весной в Индии. Иными словами, более равномерное распределение вакцин без достаточного уровня их выпуска привело бы и к более равномерному распределению смертей от COVID-19. Но это уже игра с нулевой суммой, при которой жизнь в одной стране сохраняется потому, что в другой кто-то умирает от недостатка вакцин. С точки зрения глобальной борьбы с пандемией это вряд ли что-то меняет по сравнению с сегодняшними результатами.
Возможно, определенных улучшений можно было бы добиться, отказавшись от вакцинирования молодых граждан развитых государств в пользу более пожилых жителей бедных стран. Но и в этом случае между развитым и развивающимся миром неизбежна асимметрия в процессе вакцинации, ведь богатые государства, в отличие от бедных, отличаются более возрастным населением. Кроме того, некоторые новые штаммы значительно более беспощадны к молодым людям, чем первоначальная версия вируса.
Не рыба, а удочка
Поэтому не менее важной задачей, чем формирование глобальных механизмов распределения вакцин, таких как COVAX, является наращивание их глобального выпуска и формирование инфраструктуры, требующейся для доставки до потребителей, ведь некоторые вакцины, например, Pfizer/BioNTech, требуют специальных условий хранения.
Предложения, которые могут способствовать увеличению выпуска, известны. Надо снять ограничения на поставку сырья и оборудования для производства вакцин в развивающихся странах, которые нередко, как, например, в Индии, замедляют возможности выпуска вакцины как раз тогда, когда она особенно нужна. Замедляет производство и процесс регистрации вакцин на уровне отдельных стран, нередко длящийся многие месяцы, даже для вакцин, которые уже прошли не только полноценные испытания, но и доказали свою эффективность и безопасность в массовом применении. Очевидно, что регистрацию необходимо ускорить.
Обновление защиты: стоит ли спешить с ревакцинацией
Правительства производящих вакцины стран могли бы сыграть важную роль не только в ослаблении регулирующих барьеров, но и в расширении выпуска. Для этого они могут использовать субсидии и другие инструменты экономической политики, а главное — способствовать организации производства вакцин в развивающихся странах. Это подразумевает передачу патента на производство, обучение сотрудников, поставки недостающего оборудования и другую помощь. Опыт такой поддержки уже существует, и она может быть вполне успешной в тех случаях, когда отставание развивающейся страны в возможности выпуска вакцин не слишком велико. В дальнейшем созданные таким образом мощности могут быть использованы для производства вакцин от других вирусов. Наконец, производителям важно лучше представлять себе структуру спроса, чтобы выпускать вакцину соразмерно потребностям той или иной страны.
В сочетании с такими инициативами, как COVAX, позволяющими направить вакцину бедным странам и тем самым синхронизировать глобальный процесс вакцинации, созданные при помощи перечисленных шагов запасы вакцины позволят достичь долгожданного глобального коллективного иммунитета — и тем самым положить конец пандемии COVID-19.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора