Путешествуем дома: как государства сопротивляются краху туристической отрасли
Может показаться, что в России бум внутреннего туризма. Отели курортов Краснодарского края поднимают цены, но все равно не справляются с наплывом желающих, хотя количество гостиниц и апартаментов выросло за 2020 год почти на 30%. Спрос со стороны не имеющих возможности выехать за границу и уже смиряющихся с таким положением дел туристов отмечают и другие регионы: Калининградская область, Алтай, южные республики. В конце апреля Россия в очередной раз продлила программу «туристического кешбэка», когда 20% суммы, потраченной в поездках по стране, можно получить обратно на карту «Мир». И запустили новую программу «детского кешбэка», когда государство компенсирует часть расходов на летний детский отдых. Тем не менее в 2020 году в Краснодарский край приехало только чуть более 11 млн человек, прогнозы на 2021-й — 14–15 млн туристов. А до пандемии, в 2019 году, их было 17,5 млн.
Гастротур по России: за лучшей рыбой — в Астрахань, за десертами — в Калугу
Туризм и связанный с ним бизнес больше всего пострадали от пандемии. Объем зарубежных инвестиций в туристический сектор снизился с $48,5 млрд в 2019 году до $12,6 млрд в 2020-м. В результате, по данным Агентства по мировому туризму при ООН (World Tourism Organization, UNWTO), сектор потерял от $910 млрд до $1,2 трлн экспортных доходов и 100–120 млн рабочих мест. По его данным, количество международных туристических поездок снизилось на 87%, а некоторые регионы, например Океания, потеряли 98% иностранных туристов. При этом в таких странах, как Испания или Иордания, доходы от туризма составляют 12% ВВП. Всего в странах Организации экономического содружества на туризм приходится 4,4% ВВП.
Поддержка Конгресса
В крупнейшей экономике мира туристическая отрасль тоже сильно пострадала. До пандемии расходы туристов в США составляли $1,1 трлн в год, за счет этого формировался экономический эффект в размере $2,3 трлн. Расходы туристов в США в 2020 году упали на 42%, что стоило экономике потери $500 млрд. Число занятых в отрасли снизилось с 16,7 млн человек до 11,1 млн. Причем бизнес-туризм упал на 70% — расходы на него снизились с $348 млрд до $103 млрд.
В апреле 2021 года туристическая отрасль отчиталась о 331 000 новых рабочих мест, а безработица за месяц снизилась с 13% до 10,8%. Однако она все равно выше, чем 6% в целом по стране. О восстановлении отрасли говорить рано, считают игроки рынка и настаивают на государственной поддержке, а также на скорейшем открытии границ.
«На восстановление отрасли понадобится не менее пяти лет, это слишком много, — сказано в майском комментарии исполнительного вице-президента U.S. Travel Association Эмерсона Барса к законопроекту о поддержке индустрии. — Несмотря на то что внутренний туризм, как мы ожидаем, будет восстанавливаться быстрее остальных сегментов, восстановление не неизбежно. Семьи с доходом средним и ниже среднего больше всего пострадали в пандемию, исследования показывают, что они не склонны путешествовать в 2021 году. Бизнес-мероприятия, конференции, другие мероприятия до сих пор во многих штатах ограничены. А границы США закрыты для туристов из многих стран мира».
Конгресс США сейчас рассматривает несколько крупных законодательных инициатив по поддержке туристической отрасли. Одна из них — «Акт о восстановлении сектора гостеприимства». Предполагаются налоговые кредиты для тех семей, которые все-таки решатся путешествовать в период с 2021 по 2023 год, — своеобразный аналог мер, которые предпринимает Россия.
Но набор мер поддержки внутреннего туризма гораздо шире. Законопроект предполагает налоговые кредиты для компаний, которые планируют организовать мероприятия с 1 января 2022 года по конец 2024-го. И налоговые кредиты для владельцев отелей, ресторанов, сувенирных магазинов и т. д. Со ссылкой на Oxford Economy лоббисты законопроекта уверяют, что его принятие может сократить срок восстановления туристической индустрии с пяти до трех лет.