Восстановительная повестка: как правительству добиться высоких темпов роста
На дополнительную поддержку граждан было направлено 2,3 трлн рублей — более десятой части всех бюджетных расходов. Значимые и, по сути, сопоставимые ресурсы задействованы для помощи бизнесу. Одна только программа ФОТ 2.0 (ее участникам будут списаны кредиты на сумму около 430 млрд рублей) позволила сохранить 5,3 млн рабочих мест. Без принятых мер уровень бедности был бы на два процентных пункта выше, а ВВП упал бы вдвое глубже вместе с близким к этому снижением реальных располагаемых доходов населения. Государство, упорно двигаясь по антикоронакризисному вектору, на деле уже стало более социальным.
Нелишне вспомнить, что в 2020 году было обнаружено немало технологических и управленческих решений, которые могут быть оценены как создание условий и предпосылок для радикального обновления секторов и отраслей экономики, а также системы предоставления госуслуг. Уже созданы первые элементы ее нового облика — «социального казначейства», когда люди будут получать помощь от государства не потому, что сами куда-то обратились, а потому что изначально имеют на это право. Проактивное (беззаявительное) предоставление адресной социальной поддержки и других услуг государства, необременительное для граждан и бизнеса — это стратегический путь его поступательного разрыва с бюрократическим произволом. Понятно, что движение по маршруту не обещает быть беспроблемным. Ухабистого неудобья здесь все еще немеряно. Но процесс тем не менее стартовал и именно в сложнейших прошлогодних обстоятельствах.
Депутатский счет: что не так с лоббизмом в Думе и Совфеде
Проверкой обновления технологии принятия и исполнения решений правительства стала собственно борьба с COVID-19: четыре зарегистрированных вакцины, двенадцать выведенных на рынок основных противовирусных препаратов, в разы (а по большей части в десятки раз) возросший выпуск средств индивидуальной защиты, аппаратов искусственной вентиляции легких и других видов медицинского оборудования. На этой основе с учетом требований биологической безопасности создается система «санитарного щита», способного свести к минимуму риск проникновения в страну опасных инфекций.
Убедительность результатов на этом треке деятельности кабинета министров, однако, лишь повышает ожидания по всем другим слагаемым теперь уже восстановительной повестки. Впрочем, их трудно признать безосновательными. На совершенно другой качественный уровень поднято взаимодействие законодательной и исполнительной власти, что наиболее наглядно проявляется в правовом обеспечении усилиями парламента оперативных мер в рамках бюджетного процесса. Обратная связь с субъектами России, тесная работа с Советом Федерации, президиумом и рабочими группами Госсовета, по сути, дали старт качественно новым отношениям Центра и регионов — реальностью становится обеспеченная финансовыми источниками политика пространственного развития России.
Онлайн-банки, экология и ментальное здоровье: каких перемен ждать в 2021 году
Принципиальное значение, в связи с этим, будет иметь перенос с 1 октября на 15 сентября даты внесения правительством трехлетнего бюджета. Для регионов это большая предсказуемость условий формирования собственных финпланов (за счет ускорения заключения соглашений с федеральными ведомствами и контрактации). Сдвиг сроков вместе с тем предполагает повышенную интенсивность откровенного и открытого диалога с бизнесом (по тем же параметрам общей фискальной нагрузки), в ходе которого как раз и должно складываться согласованное представление о движущих силах устойчивого роста, идущего на смену восстановительному отскоку текущего года.
В настоящее время у экспертного сообщества и правительства есть общее понимание: для уверенного исполнения социальных обязательств государства и устойчивости макродинамики, позволяющей «послойно» устранять ее же структурные ограничения на пути к национальным целям 2030 года, ВВП должен расти ежегодно минимум на 3,0-3,5%. При этом производительности труда (если исключить рентные добывающие отрасли и бюджетный сектор) требуется повышение не менее чем на 4,0-4,5%, а инвестициям — на 5-6% в год. Эти общие исходные параметры, в принципе, споров не вызывают. Гораздо больше предложений и предположений о том, чем заполнять эту «контурную карту». Среди них: СЗПК (законодательство о защите и поощрении капиталовложений) и СПИК 2.0 (с немалым потенциалом импортозамещения), межотраслевые структурные маневры, поддержка IT-компаний и электронной промышленности, стимулирование внедрения отечественных научных разработок, реализация низкоуглеродной и климатической повесток и т.п. Каждая из идей многообещающая, но что-то с их синергией постоянно идет не так.
Дать жару: какие выгоды от глобального потепления обнаружили экономисты для России
На мой взгляд, всем актуальным и потенциальным драйверам роста требуется общая платформа — обновление условий ведения бизнеса с максимальной универсализацией регулятивных практик, открывающей простор для развития конкуренции. Без этого риск получить на деле темпы роста ниже необходимых все еще остается немалым.
Отчет перед Госдумой показал: правительство — главный коллективный оптимист, сосредоточенный на массе текущих и неотложных дел. Тем не менее запрос субъектов экономики и гражданского общества на понимание дальнейшей перспективы тоже очевиден. Ответ на него стоило бы дать до следующего отчета перед парламентом.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора