К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Хата с краю: как психология «только не в моем дворе» привела к жилищному кризису в США

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В конце марта сенатор от штата Миннесота Эми Клобушар и ее коллеги представили Конгрессу США так называемый «Акт о доступности жилья». Речь идет о том, чтобы федеральное правительство выделило $1,5 млрд, которые смогли бы получить местные власти разных регионов «для преодоления препятствий к новому строительству»

Законопроект имеет все шансы быть принятым, поскольку его внесла команда сенаторов, представляющих как Республиканскую, так и Демократическую партию. Акт может войти в пакет мер объявленной президентом США Джо Байденом программы развития инфраструктуры на $3 трлн, но может существовать и сам по себе. По замыслу законодателей, обращаться за грантами смогут власти городов и штатов. Тратить планируется по $300 млн в год. Полученные деньги можно использовать, чтобы преодолеть барьеры, препятствующие строительству нового жилья. Что это за барьеры? Один из серьезных — уважение к правам и свободам граждан. Подход «только не в моем дворе» (Not In My Backyard), когда местные жители сопротивляются любым изменениям своей среды и тем более новому строительству дешевого жилья, ограничивает аппетиты девелоперов.

Впрочем, колумнист Forbes.com Роджер Вальдез, директор организации «Сиэтл для роста», указывает, что за «Актом о доступности жилья» сенатора Эми Клобушар стоит девелопер Клайд Холланд. Именно его организация несколько лет поддерживала продвижение законопроекта о доступном жилье. У Holland Partner Group есть крупный земельный банк в зонах ограниченной застройки, пишет Вальдез.

Аналитики назвали семь городов для выгодной покупки жилья в 2021 году

 

Исторический рекорд цен

В США уже много лет жилищный кризис. Чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся, необходимо дополнительно порядка 2,5 млн жилых единиц, сказано в пояснительной записке к акту, а в декабре 2020 года был поставлен антирекорд по новому предложению. Пандемия усугубила ситуацию: по данным realtor.com, в марте в целом по стране объем предложения жилья сократился год к году на 52%, а предложение новых домов снизилось в среднем на 20%, а в 50 крупнейших мегаполисах — на 50%. Зимой 2020/2021 из-за непогоды предложение новых домов упало даже сильнее, чем ожидали эксперты.

В США более 500 000 бездомных, их число растет четвертый год подряд
В США более 500 000 бездомных, их число растет четвертый год подряд·Getty Images

Предложение снижается, и цены галопируют. Средняя цена дома в марте составила, по данным realtor.com, $370 000 (порядка 27 млн рублей) — это рекордная цифра за всю историю американского рынка. За год эта цена выросла на 15,6%, причем в среднем по стране рост оказался выше, чем в 50 крупнейших городах (там год к году рост составил 12,1%).

 

Глобальный дефицит и другие рекорды: как рынок зарубежной жилой недвижимости переживает пандемию

Полмиллиона бездомных

Всем известно, что в 2008 году рынок недвижимости США столкнулся с кризисом. Однако схлопывание пузыря ипотечных ценных бумаг, ничем не обеспеченных, на несколько лет облегчило ситуацию с доступным жильем. Так называемый «Индекс доступности жилья», который рассчитывает Statista, в 2007 году был 115,4, а в посткризисные годы вырос до 203,7. Но с 2012 года он снова неуклонно снижается, хотя и не достиг пока уровня до кризиса 2008 года.

По данным движения «Национальная коалиция доступного жилья для малоимущих», 75% бедных семей платят за аренду жилья более половины своего месячного дохода. Количество бездомных превышает 500 000 человек. Есть и такие данные: если в 2006 году только один из 50 детей был бездомным, то сейчас уже один из 30. Специалисты коалиции посчитали, что для того, чтобы решить проблему доступности жилья для 11 млн мало­имущих семей, нужно 7 млн жилых единиц (в декабре объем предложения был порядка 700 000 жилых единиц).

 

«Если кризис будет серьезный, бездомных станет еще больше». Директор «Ночлежки» Григорий Свердлин — о том, почему люди оказываются на улице и как им помочь

«Нимбизм» и экоактивизм

Почему крупнейшая экономика мира больше 10 лет не может одолеть жилищный кризис? Причин много, но одна из них — организации NIMBY (Not In My Backyard). Так называется сопротивление резидентов того или иного района его дальнейшей застройке. В Штатах традиционно влиятельны некоммерческие организации так называемого третьего сектора экономики, а локальные политики стараются угождать избирателям. Единой федеральной градостроительной политики не существует, большая часть решений и законодательных актов, которые регулируют застройку, принимается на местном уровне.

Цены на недвижимость растут, несмотря на пандемию, не только в крупных прибрежных городах, но и в центральных районах
Цены на недвижимость растут, несмотря на пандемию, не только в крупных прибрежных городах, но и в центральных районах·Getty Images

«Там, где сопротивление новому строительству сильнее, растет доля бездомных, — пишет в своем исследовании известный прогнозист рынка недвижимости Горд Коллинз. — В Калифорнии «нимбизм» и экоактивизм считаются нормой». Для преодоления кризиса доступного жилья аналитик предлагает обложить повышенными налогами и штрафами «NIMBY-группировки», которые сопротивляются новому строительству.

Представить себе такое в России пока сложно. В прошлом году Госдума приняла законопроект, который расширяет возможности властей и девелоперов в части застройки городских районов (так называемый закон о КРТ, предусматривающий в том числе принудительный выкуп квартир у собственников и расселение старых домов для застройки выгодных площадок при некоторых условиях). Если бы в Москве правила диктовали «Архнадзор» или депутат Сергей Митрохин, а мэрия была бы вынуждена обращаться в федеральное правительство за деньгами для борьбы с ними, столица выглядела бы совсем иначе.

20 крупнейших застройщиков России: рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+