Диверсификация российской экономики — одна из постоянных тем экспертной дискуссии. Для этого есть веские основания: сырьевые отрасли просто не смогут обеспечить устойчивый экономический рост. Предпочтительно, чтобы развитие шло за счет более сложных отраслей, создающих товары с высокой добавленной стоимостью. Поскольку соответствующие ноу-хау есть лишь у сравнительно небольшого числа государств, российские производители в случае успеха смогут выйти на рынки с менее интенсивной конкуренцией.
Государство-посредник
Но какие именно сложные производства стоит развивать в первую очередь? Исследования указывают на то, что такие отрасли должны быть технологически связаны с уже существующими в стране. Среди наиболее сложных производств лидерство России отмечается в выпуске вооружений и в сфере ядерных технологий. В других высокотехнологичных производствах роль российских компаний крайне далека от ведущей. Однако там, где российским фирмам удается сформировать некоторые компетенции, дающие надежду на развитие, они порой сталкиваются с неоднозначными действиями государства.
К современной сфере передовых производств относятся системы выпуска товаров и услуг, сочетающие в себе компьютерные и информационные технологии и высококвалифицированную рабочую силу, обеспечивающие массовый выпуск, но способные при этом к кастомизации создаваемых товаров и услуг. К ним можно отнести, например, промышленную и сервисную робототехнику, 3D-печать, выпуск новых материалов, компьютерные технологии для моделирования и производства изделий, в частности системы трехмерного геометрического моделирования.
Время перехода: как подготовить бизнес к новой эко-реальности
Государство может помогать своим компаниям, а также сотрудничающим с ними университетам и исследовательским институтам в формировании альянсов, в рамках которых выполняются исследования и достигаются прикладные результаты, воплощающиеся в производственных решениях, товарах и услугах. В Германии, в частности, этим занимается общество Фраунгофера, включающее в себя десятки исследовательских институтов.
Как обстоят дела с передовыми производствами в России? Если в сфере робототехники и аддитивных технологий Россия значительно отстает от мировых лидеров, то в некоторых компьютерных технологиях дела у российских компаний обстоят несколько лучше. Это вполне ожидаемо с учетом уровня развития математической школы, программирования, отдельных видов инженерного дела. Так что данная сфера вполне могла бы быть опорой для расширения присутствия российских производителей на соответствующих глобальных рынках.
Нельзя сказать, что российские институты развития не оказывают содействие в развитии передовых производств. И иногда соответствующая помощь оказывается вполне результативной.
Государство-полицейский
Однако участие государства в технологическом развитии, увы, не ограничивается одной только помощью. В немалой степени оно направлено на установление контроля над бизнесом. И наказание, если тот, по мнению властей, допустил нарушения. Последнее порой приводит к драматичным последствиям. Можно вспомнить, как в 2018 году был арестован и через три недели заключения в СИЗО при крайне странных обстоятельствах погиб директор компании «НовИТ ПРО», инженер и предприниматель Валерий Пшеничный, заподозренный в мошенничестве при выполнении работ по 3D-проектированию для Министерства обороны.
Уголовные дела против собственников и менеджеров компаний, производящих технологичные товары, в России не являются исключительными случаями. Летом 2020 года, после серии обысков в офисах IT-компаний, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий в открытом письме призвала прекратить силовое давление на бизнес. При этом преследование далеко не всегда представляется соразмерным допущенным нарушениям, как, например, в деле производящей медицинское оборудование компании «Тион» из Новосибирска. Получается, что одной рукой власти помогают технологичному бизнесу, а другой — подвергают его жесткому наказанию даже без значимого повода. В итоге государственная помощь представляется многим компаниям токсичной, и они стараются избегать ее.
Еще одной проблемой инновационного сектора в России являются затруднения, связанные с правами собственности на изобретения. Российские университеты нередко опасаются передавать права собственности на инновации своим агентам с целью их дальнейшей коммерциализации, опасаясь совершить ошибку и в результате попасть под уголовное преследование. Вопрос обсуждается много лет, но до сих пор остается актуальным. При этом в некоторых странах схожие трудности были законодательно решены еще 40 лет назад.
Разумеется, это только часть проблем, с которыми приходится сталкиваться технологичному бизнесу. Компании опасаются высоких рисков и неопределенности, характерных для новых сложных производств. Они страдают и из-за дефицита свободных финансовых средств или недостатка человеческого капитала. Поэтому устранение институциональных дефектов само по себе не решит проблему развития в России высокотехнологичных производств.
Однако оно безусловно станет важной частью такого решения. Снижение уровня токсичности государственной поддержки позволит российским предпринимателям, занимающимся высокотехнологичными производствами, несколько сравняться в возможностях с их иностранными коллегами, которые, получая поддержку от своих властей, не подвергаются высокому риску оказаться за решеткой. Это тем более важно ввиду того, что такая поддержка играет крайне важную, порой ключевую роль в развитии технологичного бизнеса. Помощь государства часто позволяет снизить риски и неопределенность, в которые способны погрузить бизнес новые и пока недостаточно изученные технологии.
Если властям не удастся создать для инновационного бизнеса благоприятную институциональную среду, например, за счет формирования специальных контрольных органов, понимающих специфику работы технологичных компаний, то инновационное развитие, скорее всего, сместится в сторону крупных корпораций, имеющих не только больше финансовых ресурсов, но больше и возможностей для противостояния атакам контролеров. Таким образом, успех инноваций будет зависеть от меньшего числа игроков, что негативно скажется на темпах и качестве внедрения новых технологий.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции