К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эффект плацебо: почему Россия в пандемию заплатила за медицину дороже, но не получила больше услуг

Фото Сергея Мальгавко / ТАСС
Фото Сергея Мальгавко / ТАСС
Количество медицинских работников и их загруженность в 2020 году почти не изменились в сравнении со «спокойным» 2019-м, подсчитал Росстат. При этом суммарная стоимость здравоохранения, включая допфинансирование, для государства выросла рекордно как минимум с 2012 года, правда, ковидные выплаты медикам составили лишь пятую часть ее роста

Пандемия коронавируса в 2020 году заставила российское правительство увеличить поддержку здравоохранения рекордно как минимум с 2012 года (до 2011 года казначейство включало в расходы на здравоохранение расходы на физкультуру и спорт. — Forbes) расходы консолидированного бюджета на него выросли на 30%, то есть на 1,15 трлн рублей, по сравнению с 2019-м, следует из данных казначейства. Из них более 500 млрд рублей казна выделила дополнительно [к запланированным тратам], сообщала в декабре вице-премьер Татьяна Голикова.

Рекордные инвестиции, однако, не обернулись ни сколько-нибудь заметным ростом занятости в здравоохранении, ни увеличением совокупной загрузки работников, следует из предоставленного Forbes комментария Росстата. Среднесписочная численность работников здравоохранения увеличилась в прошлом году всего на 0,7%, индекс отработанного ими времени «не демонстрировал роста», сообщил представитель ведомства.

Болезненный год: как пандемия COVID-19 отразилась на экономике и здравоохранении крупнейших стран

 

Исходя из этих данных, общее количество оказанных россиянам медицинских услуг в год пандемии не увеличилось (по данным ведомства, их валовая добавленная стоимость сократилась на 0,1%. — Forbes), резюмирует представитель Росстата, и вызвано это сокращением количества не связанных с COVID-19 услуг: стационары перепрофилировались; сроки оперативного и терапевтического лечения плановых больных переносились; люди, опасаясь заражения, реже обращались в поликлиники. Однако это оперативная оценка, и в декабре Росстат может ее скорректировать — к тому времени он получит данные о том, как изменилась за год посещаемость поликлиник, сколько больных лечили в стационарах, сколько раз врачи посещали больных на дому, и другие сведения, добавил его представитель.

Мог ли медсектор сократить обслуживание россиян в пандемию

Помощь действительно сократилась, но не во всех сегментах, говорит директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович: люди реже обращались в поликлиники, однако в то же время их чаще госпитализировали. В среднем за год в России насчитывается 1 млрд посещений поликлиник, около 30 млн вызовов скорой помощи и около 30 млн госпитализаций, указывает она. Если предположить, что в 2020 году люди вдвое чаще вызывали скорую помощь и их вдвое чаще госпитализировали, но при этом посещаемость поликлиник упала также вдвое, суммарно контакты россиян с медицинской сетью должны были резко сократиться.

 

Росстат отложил публикацию данных о реальных располагаемых доходах россиян накануне послания Путина

Кроме того, приостанавливалась плановая помощь, напоминает эксперт. Forbes в марте писал о том, как во время всплеска заболеваемости больницы перепрофилировались под ковидные центры, а плановое лечение замораживалось. Мобилизация медиков — от стоматологов до хирургов — на борьбу с коронавирусом привела к тому, что оказывать помощь плановым больным оказалось некому, рассказывал тогда сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. 81% из 1958 опрошенных участников профессиональной социальной сети специалистов здравоохранения «Врачи РФ» заявляли, что менее доступными в разной степени стали все виды медицинской помощи, а 52% сообщали, что у них в больницах открыли «красные» отделения, куда перевели врачей всех специальностей, и заниматься нековидными пациентами стало некому.

«Не было «завала» [в медицинском секторе] из-за ковида — было перераспределение мощностей. Если и был [«завал»], то в стационарах: там открывали новые мощности, туда направляли огромное количество денег», — замечает Попович.

 

При этом из данных Росстата следует, что на протяжении 2020 года медики все активнее увольнялись по собственному желанию, особенно в четвертом квартале. Количество открытых вакансий в медицине и фармацевтике выросло в разы, при этом основной поток шел от госсектора: искали лечащих врачей, врачей-инфекционистов, младший и средний медицинский персонал, а также специалистов по клиническим исследованиям, причем инфекционистам и анестезиологам-реаниматологам предлагали зарплаты до 500 000 рублей, рассказывает представитель hh.ru.

Помимо Росстата, количество оказанных за год государственных медицинских услуг открыто оценивает лишь Фонд обязательного медицинского страхования, через который проходит более половины всех расходов на здравоохранение. Каждое лето он публикует эти данные в своем ежегодном отчете. Однако его представитель на запрос Forbes не ответил. Мы также направили запрос в Минздрав.

Сколько стоит российская медицина и ее услуги

Сами медицинские услуги в 2020 году, по оценке Росстата, подорожали — ведь средняя зарплата работников здравоохранения выросла на 15% за счет президентских и правительственных ковидных выплат медикам.

До 1 ноября за работу с больными коронавирусом медработники получали стимулирующие выплаты из Резервного фонда — для этого регионам перечислили 176,1 млрд рублей, а с 1 ноября они получают специальные социальные выплаты от Фонда социального страхования, на которые с ноября по январь включительно ушло 80,2 млрд, сообщил Forbes представитель Минздрава. Если предположить, что по месяцам выплаты распределялись поровну, то в 2020 году медработники получили около 230 млрд рублей ковидных выплат (без учета январских). Это значит, что президентские и правительственные выплаты обеспечили практически весь рост зарплат медицинских работников в 2020 году, ведь совокупный фонд оплаты труда в секторе, исходя из данных Росстата о динамике численности занятых и их средней зарплате, увеличился приблизительно на 295 млрд рублей.

Однако ковидные выплаты медикам составляют всего лишь пятую часть рекордного роста расходов на здравоохранение в 2020 году. И даже рост всего ФОТа медицинских работников — если предположить, что он был полностью обеспечен бюджетом, — лишь четверть.

 

Как следует из изученных Forbes (см. «Как мы считали расходы на здравоохранение». — Forbes) данных казначейства:

  • Самой масштабной статьей расходов в здравоохранении были и остаются траты на социальное обеспечение населения: в 2020 году они выросли на 11%, практически полностью за счет «закупки товаров, работ и услуг в пользу граждан». Прежде всего это оплата лекарств для лечения населения за государственный счет, пояснила Forbes Попович. На них пришлась пятая часть всех дополнительных расходов 2020 года.
  • Как уже было сказано, около 20% дополнительных расходов ушло на ковидные выплаты медицинским работникам, а в целом на увеличение фонда оплаты труда медиков, исходя из данных Росстата, могло уйти до 26% роста расходов бюджета. 
  • Отсюда следует, что еще четверть роста расходов на здравоохранение (295 млрд рублей) правительство выделило в виде субсидий и грантов различным бюджетным учреждениям и некоммерческим организациям на не связанные с персоналом траты. 
  • В относительном выражении больше всего от роста трат 2020 года выиграли коммерческие компании. Расходы властей на «иные бюджетные ассигнования» увеличились в 16 раз и были выплачены в виде субсидий и грантов коммерческим компаниям, ИП и физлицам на финансирование производственных и реализационных расходов, из которых 86% не подлежали казначейскому сопровождению. «Это могли быть, например, гранты на разработку лекарств», — предполагает Попович.
  • 17% дополнительных денег ушло на госзакупки и всего 4% — на капитальные инвестиции.
  • Деньги были направлены прежде всего на материальное обеспечение здравоохранения, а именно — на основные средства и на лекарства, отмечает Попович.

Как мы считали расходы на здравоохранение

Чтобы оценить, на что были потрачены дополнительные расходы консолидированного бюджета на здравоохранение в 2020 году, мы проанализировали данные казначейства о расходах на здравоохранение федеральных министерств и ведомств, государственных внебюджетных фондов, а также консолидированных бюджетов регионов и территориальных внебюджетных фондов за 2019 и 2020 годы.

Каждой бюджетной транзакции в отчете казначейства присвоен код вида расходов, в зависимости от которого они делятся на группы. Например, если сумме присвоен код 100, она перечислена на прямые бюджетные выплаты работникам, если 200 — на госзакупки, 300 — на социальное обеспечение и другие выплаты населению, 400 — на капитальные инвестиции, 500 — на межбюджетные трансферты, 600 — на субсидии бюджетным, автономным и некоммерческим организациям, в том числе на выплаты их работникам, 800 — на «иные бюджетные ассигнования». Суммарно из них всех казначейство публикует лишь расходы на межбюджетные трансферты.

«Медицина сработала, как могла»: чем обернулся запрет на плановую госпитализацию из-за COVID-19

 

Мы рассчитали суммарные расходы на здравоохранение по каждой из перечисленных статей. При этом рассчитанная нами сумма расходов на межбюджетные трансферты совпала с данными казначейства с точностью до одной копейки. Нам не удалось определить, на что было потрачено 10,7 млрд рублей (0,3% расходов) из федерального бюджета в 2019 году и 3,1 млрд рублей (0,1% расходов) — в 2020-м.

Каждая статья расходов может разбиваться казначейством на подстатьи, а они, в свою очередь, — на более мелкие подстатьи. Например, внутри статьи 800 содержатся гранты коммерческим компаниям, ИП и физлицам, расходы на исполнение судебных актов, уплату налогов, сборов и других платежей. Просуммировав расходы по каждой подстатье, мы смогли точнее — насколько это возможно из имеющихся данных — определить, на что были потрачены деньги.

Представитель Минздрава расчеты Forbes не подтвердил, но и не опроверг, представитель казначейства не ответил на запрос, в Минфине запрос перенаправили в Минздрав.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+