Правила для чужих: почему растет вероятность блокировки YouTube и Facebook
Вслед за замедлением работы Twitter в России Роскомнадзор предъявил американской компании ультиматум — если в течение месяца требования об удалении запрещенного контента не будут выполнены, соцсеть заблокируют полностью. Срок ультиматума истекает в середине апреля. Это первая прямая угроза ограничить работу крупного зарубежного сервиса после запрета LinkedIn и Telegram соответственно в 2016 и 2018 годах. И ее следует воспринимать серьезно, несмотря на то что власти все еще не хотят блокировать зарубежные соцсети.
Отложенная блокировка: может ли Роскомнадзор остановить работу Twitter
Контент, репрессии, блокировки
Регулирование интернета в России с самого начала следовало логике обеспечения информационного суверенитета и развивалось по спирали. Сначала государство пыталось контролировать контент, создав механизм и процедуру блокировки сайтов и IP-адресов на уровне операторов связи. Когда стало понятно, что это неэффективно, потому что пользователи легко осваивают все более дешевые и простые средства обхода блокировки, в игру вступили силовики, попытавшиеся запугать тех, кто распространяет информацию — стала расширяться практика преследования за экстремизм, в Уголовном кодексе и КоАП начали появляться новые и ужесточаться старые статьи, устанавливающие ответственность за выражение мнения, а использование интернета при этом все чаще признавалось отягчающим обстоятельством. Сейчас никого не удивишь многолетним лишением свободы за короткий твит или комментарий в соцсети. Можно вспомнить дело Ивана Любшина из Калуги, который получил пять лет и два месяца за пост, который сочли оправданием терроризма.
Судя по всему, и это работает не очень хорошо. Постоянное увеличение числа уголовных и административных дел лишь подтверждает, что угроза привлечения к ответственности не останавливает пользователей. Нужны какие-то иные механизмы. Одновременно стало понятно, что ключ к решению проблемы опасного контента находится у владельцев платформ — глобальных IT-компаний, которые фактически стали виртуальными кибергосударствами, со своим населением, законами и органами власти в виде абьюз-тим (Abuse Team — виртуальная полиция нравов в ЖЖ, занимающаяся разбором жалоб на нарушения со стороны отдельных пользователей и имеющая возможность их блокировать. — Forbes) и локальных администраторов.
Принуждение к сотрудничеству
Пришло время завоевания слабых и переговоров с сильными. Российские сервисы были вынуждены подчиниться, у них не было выбора. С прочими пришлось договариваться. На протяжении последних лет российские власти уговаривали зарубежные ИТ-компании сотрудничать. И прогресс в этом направлении очевиден, достаточно взглянуть на отчеты о прозрачности, которые они регулярно публикуют.
К примеру, Google c 2009 года получил 9700 запросов об удалении контента от американских властей, удовлетворив лишь 60% из них. За это же время российские власти направили корпорации 104 897 запросов, Google удовлетворил 74%. Ну и кого тут больше игнорируют?
Взаимоотношения с Twitter похожи. В первой половине 2020 года (самые свежие данные) компания получила 8900 запросов от российских властей и 298 — от американских (удовлетворено соответственно 23% и 40%). То есть 2047 удаленных публикаций против 120.
Очевидно, что дело не в количестве выполненных запросов, а в чем-то другом. Возможно, российские власти хотят, чтобы американские IT-гиганты вели себя так же, как уже поставленные под контроль «ВКонтакте» и «Одноклассники». Об этом свидетельствуют требования открыть представительства, платить налоги, скоординировать пользовательские соглашения с российской практикой и раскрывать сведения о пользователях (в отличие от запросов на удаление контента пользовательской информацией с властями сервисы делятся крайне неохотно).
Скорее всего, власти не хотят блокировать западные сервисы, несмотря на то что технических возможностей для этого гораздо больше, чем в 2018 году, когда весь мир смеялся над попытками заблокировать Telegram. Причина не только в том, что это все еще серьезный удар по репутации. Просто такое оружие можно применить только один раз, и важно не допустить фальстарта.
Однако почва для возможной блокировки готовится. В течение последнего года Роскомнадзор активно создает образ западных соцсетей как главных врагов свободы слова в России. За это время ведомство неоднократно требовало убрать маркировку, вернуть в тренды, разблокировать контент, произведенный российскими государственными и окологосударственными медиа.
Google получил как минимум 18 таких запросов, Facebook — шесть, а Twitter — пять. Почти каждый подобный пресс-релиз сопровождается настойчивой рекомендацией пользоваться российскими платформами. Более того, YouTube удостоился персонального пресс-релиза, в котором Роскомнадзор подчеркнул, что компания осуществляет «целенаправленную политику влияния на доступ россиян к объективной информации». Защита от этого — закрытость Рунета и опора на собственные силы.
Россия сознательно повышает ставки, и замедление (как и грядущее ограничение доступа к Twitter, который, возможно, выбран как наименее ценный и наиболее уязвимый ресурс) призвано показать готовность играть по новым правилам. Теперь свое слово должны сказать компании, у которых все меньше возможностей отмалчиваться и, формально не возражая, на деле игнорировать ключевые требования российских властей. Отныне саботаж, а тем более любая попытка активно противодействовать блокировке будут расценены как проявление враждебности со всеми вытекающими из этого последствиями.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции