«Кто не понял — пойдет в автозак»: как в Москве прошел самый массовый несанкционированный митинг
Власти стали готовиться к акции на Пушкинской площади заранее: за два дня до мероприятия начали задерживать организаторов и тех, кто активно призывал к участию в митинге, а накануне вечером площадь окружили металлическими ограждениями. Утром 23 января появилась информация, что почти все выходы к площади из метро закрыты, а на тротуаре на Страстном бульваре решили переложить плитку.
За час до акции можно было свободно пройти к площади со станции метро «Чеховская» — там не было ограждений. На станции стояли полицейские, пока еще заботливо сжимающие шлемы в руках.
Вдоль Пушкинской площади от кинотеатра «Россия» до Тверской улицы растянулась цепочка дружинников, которые расположились в паре метров друг от друга. У обочины стояли автозаки, в которые первых задержанных начнут приводить примерно через 1,5 часа. Пока же на площади только начинали собираться, а полицейские вежливо просили всех слезть с парапетов и раздавали присутствующим маски.
«Она очень неудобная», — рассказала девушка Татьяна, которая только что получила маску из рук полицейского. Она сказала, что не надеется, что Алексея Навального отпустят после акции, но все равно считает важным участвовать в ней. «Я считаю, что митинги укрепляют единство между людьми, поэтому я здесь», — пояснила девушка.
Недалеко от нее выступала женщина, требуя свободы экс-губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу, политологу Николаю Платошкину, схиигумену Сергию, а также всем политзаключенным. «Руки прочь от них! Руки прочь от...» — женщина запнулась, но ей подсказал кто-то из зрителей, и она продолжила: «Навального!»
«За будущее»
«А мы вышли выразить свою позицию против правительства, против того, что сейчас творится. У нас есть дети, у которых будущего нет. Подняли пенсионный возраст, уничтожили медицину, уничтожили образование, они воруют уже в открытую, они говорят, что мы им не нужны», — рассказала участница митинга по имени Наталья, добавив, что не боится, что ее задержат, потому что «хуже уже не будет».
Толпа в это время скандирует: «Россия будет свободной!» Голос из громкоговорителя отвечает: «Уважаемые граждане, убедительная просьба не создавать массовых скоплений в целях избежания распространения коронавирусной инфекции. Используйте маски и перчатки!» Позже оперштаб объявит — на митинг пришли 19 зараженных коронавирусом.
Подругу Натальи Надежду не устраивает, что власти «изменяют законы так, как сами того хотят, а нас ставят перед фактом». Она начала рассказывать, что впервые пришла на митинг, но разговор прервал женский крик: «За что вы его забираете? Позор! Позор!» Бойцы ОМОНа пытались увести молодого человека, но им помешали собравшиеся. Толпу периодически рассекали колонны полицейских, которые шли друг за другом и забирали кого-то из стоящих на площади. Несмотря на участившиеся задержания, силу правоохранители пока не применяли.
«Для меня совершенно неприемлемо, что людей избивают и задерживают на митинге, когда мы совершенно мирно выходим выражать свою позицию без всякой агрессии, оружия и прочего», — рассказал высокий молодой человек по имени Антон в пальто со значком в виде буквы «Н». Он несколько раз начинал выкрикивать лозунги в поддержку Навального, и толпа их охотно подхватывала. Он рассказал, что его задерживали уже пять раз, но он все равно продолжает приходить на митинги, потому что убежден, что стране требуются изменения, «иначе нас ждут плачевные перспективы».
В этот момент поблизости появился блогер Илья Варламов. Он немного не дошел до памятника Пушкину, когда к нему подбежали полицейские, повели в сторону автозака, но почти сразу же отпустили. Варламов вернулся к тому месту, где его забрали, но через полминуты его увели снова. Позже его все же отпустили, и он вернулся на площадь.
«Мы делаем все для вашей безопасности»
«Мы не за Навального. Мы — за то, чтобы было право переизбираться, чтобы была альтернатива. Наш президент неэффективно управляет страной. У нас было достаточно времени в этом убедиться. У нас не работают законы. Даже наше присутствие здесь они объявили незаконным, но есть 31-я статья Конституции («Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование»), которая позволяет нам высказывать мнение. Надо что-то делать. Бездействовать смертельно опасно для страны, для всех нас», — уверена Елена. Она подчеркнула, что ей 60 лет и она успела понять, что происходит вокруг. Поговорив, она передает свой плакат «Не бойтесь, не молчите!» молодому человеку, интересовавшемуся, где можно взять такой же.
На Тверской улице был очень плотный поток сигналящих машин, во многих громко играла музыка: «Перемен!» группы «Кино», «Без Бою» группы «Океан Ельзи», «Все как у людей» Noize MC. Эта музыка звучала сегодня в разных районах Москвы.
У входа в магазин H&M образовалась импровизированная курилка для тех, кто вышел с Пушкинской площади и решил немного передохнуть. Вход в магазин был закрыт. Дизайнер Анна планировала пойти с теми, кто двигался в сторону Манежной площади, и рассказала, что пришла на митинг против судебного и полицейского произвола.
«Я за справедливость, я против незаконных задержаний, выездных судов, и я за Навального. Хотелось бы верить в то, что митинг поможет ему. Сейчас нельзя закрывать глаза, иначе точно ничего не поменяется, а так есть хоть какой-то процент вероятности», — считает она. Анна добавила, что ходит почти на все митинги, которые проходят в Москве, но ее ни разу не задерживали. «Я боюсь задержания, но еще больше я боюсь последствий того, что я не приду», — заявила она.
Внимание собравшихся привлекли двое молодых людей, которые залезли на фонарь рядом с памятником Пушкину: один из них держал в руках плакат в поддержку Навального, а второй — российский триколор с надписью «Владивосток». Вскоре их примеру последовал и другой мужчина: он решил занять место на свободном фонаре с противоположной стороны от памятника. Но в отличие от других он держал в руках плакат с требованием депортировать оппозиционера. Заметив это, несколько человек побежали к нему и стащили с фонаря. Мужчина упал и, по данным «МБХ Медиа», потерял сознание.
«Уважаемые граждане, мы делаем все возможное для обеспечения вашей безопасности!» — звучало из громкоговорителя.
Двое друзей, Илья и Кирилл, пришли на митинг вместе. Илья рассказал, что учится в МАИ и их староста прислал в чат группы «бумагу с приказом», что студентам нельзя приходить на митинг. «Сказали, что отчислят», — уточнил Илья. Его друг Кирилл считает, что ради своего будущего можно рискнуть и прийти на несогласованную акцию: «Хочется свободного будущего, чтобы пенсионный возраст не поднимали, свободных выборов, освобождения Фургала. Он начал поднимать Хабаровский край, он начал делать для народа, а не для единороссов, а его ни за что посадили. Нет ни доказательств, ничего. Верю, что митинг поможет, будем пытаться», — добавил он.
«Власти, конечно, разозлятся, люди тоже разозлятся»
На митинг в свой день рождения пришла и муниципальный депутат Тимирязевского района Москвы Юлия Галямина. Она считает, что противостояние властей и недовольных жителей какое-то время будет продолжаться. «Власти, конечно, разозлятся, люди тоже разозлятся. Они будут пытаться возбуждать уголовные дела, люди будут еще больше злиться, выходить на другие митинги, но я думаю, что это будет перманентно какое-то время длиться, а потом начнутся выборы в Госдуму. Эти события повлияют на них», — заявила Галямина. Финал ее фразы почти заглушили возгласы протестующих: «Перемен! Перемен!»
Дочь Юлии Галяминой Дуня с букетом цветов стояла рядом. «У моей мамы день рождения, и ей подарили цветы, и мы в ее день рождения решили прийти на митинг. Мы пришли за свободу. За свободу от узурпаторов нашей страны, за свободу Алексея Навального и других политзаключенных», — рассказала она.
«Понимаешь, надо сейчас стоять, мы же не погулять пришли, дальше хуже будет», — убеждал девушку молодой человек. «Да что здесь стоять, толку нет, надо идти к «Матросской Тишине» (там сейчас содержат Алексея Навального. — Forbes). Навального надо вытаскивать, без него «Умное голосование» (стратегия голосования за кандидатов не из правящей партии. — Forbes) не сделать», — терпеливо объяснял своему другу один из протестующих.
К этому моменту на Пушкинской собралось довольно много людей, силовики постепенно начали их оттеснять. Некоторые стали закидывать полицию снежками, кто-то стал расходиться по Страстному бульвару, а кто-то пошел по Тверской улице в сторону Красной площади, которая оказалась закрыта. Кроме снежков, в правоохранителей летели файеры. Так произошло на Страстном бульваре, куда начали оттеснять протестующих с Пушкинской площади.
«Кто не понял — пойдет в автозак»
На повороте на Камергерский переулок выстроился кордон оцепления. Силовики оставили одну калитку, и на входе вежливый молодой человек в камуфляже и полном обмундировании объяснял пожилой женщине, что выход на Тверскую в этом месте уже закрыт и придется подождать до вечера, потому что «люди выходят на митинги, хоть у них и не особо получается».
Когда полиция все же вытеснила людей с Пушкинской площади, они стали двигаться в сторону Цветного бульвара, где задержания продолжились уже у здания цирка. На всем пути от Пушкинской до Трубной площади стояли кордоны полиции, некоторые сотрудники были с собаками, а вдоль дорог выстроились автозаки и автомобили ДПС. Здесь прошли самые жесткие столкновения с полицией, многих протестующих задерживали в вестибюле станции метро «Цветной бульвар». «Все расходимся! Расчищаем пространство!» — кричал полицейский у входа на станцию. «Кто не понял — пойдет в автозак», — прозвучало вслед.
В какой-то момент в правоохранителей полетели снежки. Протестующие закидывали снегом и автобус Росгвардии, и проезжающую мимо машину с номерами АМР и мигалкой. Один из молодых людей забрался на капот машины, но его сняли другие собравшиеся, и автомобиль уехал.
Задержания на Трубной были куда жестче, чем на Пушкинской, — правоохранители применяли дубинки и не церемонились: задержанных здесь теперь не отпускали.
По данным правозащитного проекта «ОВД-Инфо», на 23:00 на несогласованных акциях протеста в российских городах 23 января задержали 2662 человека. Это рекордное число задержаний в ходе одной акции за все время работы проекта. В Москве задержаны 1045 человек. По данным главы ФБК (объявлен в России иноагентом) Ивана Жданова, акция 23 января может стать одним из самых массовых несанкционированных митингов с 2013 года. Жданов оценивает количество пришедших людей в 50 000 человек. Такую же оценку приводило агентство Reuters.