Кризис, настигший человечество в 2020 году, носит цивилизационный характер. Под вопрос поставлено все то, что мы в ХХ — начале XXI века считали высшими достижениями цивилизации. Люди по праву гордились здравоохранением, которое победило эпидемии и на треть увеличило среднюю продолжительность жизни, образованием, которое стремительно развивало новые технологические возможности, демократиями, тонко и точно отвечавшими на любые общественные вызовы, всемогущей наукой, свободными и непредвзятыми средствами массовой информации, глобальной подвижностью населения. Все это в 2020 году оказалось под вопросом.
В отсутствие воздействий экономические системы стремятся к гомеостазису — они «засыпают». Мировая экономическая теория знает всего два способа, которыми происходит развитие: это либо внешний удар в виде катастрофы, извержения вулкана, эпидемии, который заставляет систему развиваться («шоковая» схема Гарольда Демсеца), либо накопление знаний, смена ценностей и предпочтений («кумулятивная» схема Дугласа Норта). Нынешний кризис уникален тем, что обе схемы развития сработали одновременно. Мы получили внешний удар от пандемии, а домашний арест, под который попало примерно 3 млрд человек во всем мире, стал уникальным историческим экспериментом, заставившим людей крепко подумать о тех вещах, о которых раньше никто не задумывался. Это означает, что ценностный сдвиг, лежащий в основании механизмов развития, уже происходит.
Карабас-Барабас и кукольная экономика: чем грозит миру нынешняя политика правительств и регуляторов
В июле-августе Российская венчурная компания совместно с Институтом национальных проектов и моими коллегами из МГУ провела исследование с целью выяснить, как повлияли события первой половины года на уровень доверия в обществе. По формальным цифрам этот показатель практически не изменился: в целом по России 25% считало и по-прежнему считает что «большинству людей можно доверять»; в мегаполисах этот показатель незначительно вырос. Однако, как мне кажется, это не застой, а равнодействующая двух разнонаправленных сил. С одной стороны, санитарная политика разобщала людей и продолжает их разобщать, оказывая десоциализирующее влияние. С другой стороны, там, где власть бросила людей и не могла ничего противопоставить кризисной ситуации, людям пришлось вступать в гораздо более тесное общение между собой, чем обычно. Наконец, как было сказано выше, у многих появилась возможность сесть и задуматься.
В итоге власти некоторых государств не узнали своих избирателей, вышедших из карантина, — люди стали вести себя необычно. В качестве примера можно привести не только Белоруссию, но и США, где в общественном мнении произошли очень серьезные подвижки. И они напрямую связаны с тем «ударом по голове», который общества получили во время коронавирусного кризиса. Очевидно, еще больших сюрпризов можно ожидать в ближайшем будущем.
Политический иммунитет: как коронавирус повлиял на рейтинги лидеров стран с крупнейшим ВВП
В чем проявляются эти перемены в сознании? В 1932 году великий экономист Джон Мейнард Кейнс совершил поездку в СССР, впечатления от которой побудили его сформулировать «невозможную трилемму»: «Нельзя одновременно максимизировать свободу, справедливость и эффективность». В прежнем «доковидном» мире свобода была главной доминантой этой триады, но сейчас колесо Сансары поворачивается. Главным приоритетом, по крайней мере в России, становится эффективность государства. Справедливость сохраняет за собой второе место. Свобода уходит на третий план.
О смене приоритетов свидетельствуют социологические опросы. Заметен рост патерналистских настроений: если, согласно нашим исследованиям, в 2017 году 41% россиян считали, что государство должно позаботиться о каждом (а большинство полагало, что роль государства — лишь создать условия), сейчас этот показатель вырос до 51%. Этот социально-психологический поворот в России зрел уже давно. Прежний социальный контракт общества и государства был заключен в 2014 году, когда общество согласилось пожертвовать часть благосостояния в обмен на чувство принадлежности к великой державе. В последующие годы шло снижение реальных располагаемых доходов населения — прежний контракт был оплачен 10%-ным падением доходов. Окончательно этот контракт был расторгнут, на мой взгляд, в 2018 году. Экономика, выходящая из кризиса 2014–2015 годов, уже начала давать позитивные результаты для верхних слоев, в то время как внизу продолжалось падение. Это подняло вопрос о социальной справедливости, отодвинув прежний геополитический контракт: Венесуэла, Ливия и Донбасс уже никого не интересовали, а технически плохо проведенная пенсионная реформа ускорила «расторжение брака».
Принятие поправок к Конституции 1 июля означает заключение своего рода нового авторитарно-социального контракта: в обмен на снятие ограничений, связанных с ротацией власти, общество получило набор социальных обязательств, вшитых в текст Основного закона. Сделка состоялась: эффективность государства поставлена на первое место, справедливость — на второе, свобода — только на третье. В целом это на сегодняшний день отвечает структуре общественного спроса.
Вопросы к будущему: какими мы выйдем из пандемийного кризиса
Меняющемуся спросу на государство в мире противостоят три основных варианта предложения. Первый — то, что предлагает Китай, ставший первым цифровым тоталитарным государством XXI века. Он решил важнейшую проблему тоталитаризма: следить одновременно за всеми подданными всегда было чрезвычайно дорого. При наличии цифровых технологий это дешево: в Китае создана система, которая отреагировала на шок комплексно и, судя по цифрам, эффективно.
Второе предложение создала маленькая Швеция. Это социал-демократический вариант, попытка стоять на прежних ценностях, уважать права населения и договариваться с ним. В той же области ищут свой путь Германия и Франция. Думаю, что с победой демократического кандидата на президентских выборах в США у этого предложения появилась более радикальная версия, связанная с «новой этикой», социальными квотами и т. п.
Наконец, третье предложение — квазигосударства цифровых платформ (китайских, российских, американских). На мой взгляд, они могут стать очень серьезным конкурентом государственных институтов. Пандемия не только способствовала колоссальному форсированию цифровизации, но и показала, что цифровые платформы с их агрегаторами, репутационным отбором, рейтингами намного эффективнее офлайн-институтов. Там есть свои проблемы — к примеру, пользовательское соглашение изменить труднее, чем национальную конституцию, однако исследования показывают высокое доверие «цифровым квазигосударствам» со стороны общества. По нашим данным, собранным в июле-августе, уровень доверия россиян правительству составляет 49% — это больше, чем доверие региональной, муниципальной власти или суду. При этом доверие цифровым платформам достигает 59%.
Вирус против бедных: как пандемия повлияла на социальное неравенство в России
Наличие такого конкурента побуждает правительства что-то предпринимать. На мой взгляд, премьер Мишустин как раз пытается дать цифровым конкурентам цифровой ответ, связанный с развитием сервисного государства. Сервисному государству соответствует иная природа налогов, чем та, что утвердилась у нас. В России налог традиционно воспринимался как золотоордынская дань — чтобы государство отстало и больше не приходило. А в сервисном государстве налог есть плата за общественные блага, которые производит государство. Обратим внимание, что в России уже появился первый налог такого типа — дополнительные 2% НДФЛ для людей с доходом выше 5 млн рублей в год. Он не будет растворен в казне, а целевым образом пойдет на лечение детей с орфанными заболеваниями.
Хотя сервисное цифровое государство всего лишь один из вариантов ответа на общественный запрос, такой тренд очень важен. Если идея цифровизации на принципах клиентоориентированности соединится с преобразованием налогов в плату за общественные блага с возможностью голосовать налогом за определенные цели, — практикой партиципаторного бюджетирования, — это создаст определенную перспективу для общественного развития страны.
Россия, слава богу, не предъявляет спроса на тоталитаризм: 54% наших сограждан считают, что их персональные данные принадлежат им и только им, а 40% — что государство может использовать их данные только для борьбы с преступностью и эпидемиями. Хотя пока не развился и спрос на социал-демократию. Может быть, налоговая демократия в сочетании с цифровым сервисным государством окажется нашим вариантом ответа на современные вызовы.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции