«Было море крови»: отпущенные из изолятора в Минске рассказали об издевательствах и пытках
В ночь с четверга на пятницу в Белоруссии начали выпускать задержанных из минского изолятора на улице Окрестина, передает «Спутник Беларусь». Освобождать стали и задержанных из тюрьмы в городе Жодино под Минском, передают NEXTA Live и «Наша Нiва».
В районе часа ночи (время совпадает с московским) к изолятору на Окрестина приехал замминистра внутренних дел Белоруссии Александр Барсуков, передает TUT.BY. Он пообещал, что освободят всех задержанных, и подчеркнул: «Издевательств никаких не было. Я с каждым переговорил». Однако многих задержанных из изолятора после освобождения сразу увезли в больницу. Вышедшие люди подробно рассказывают о бесчеловечных условиях, в которых провели последние дни. Forbes собрал несколько таких историй.
«Кровь стыла в венах»
«Мы врачи. Забрали врачей, которые помощь оказывали, — рассказала врач скорой помощи Анастасия, попавшая в изолятор после задержания в ходе протестов. — Спецназ остановил машину с нами. Выкинули, поставили на колени, приставили автоматы к головам и привезли сюда молча, без объяснений». Описывая условия задержания, она сказала, что в камере на четыре человека находилось несколько десятков: «Естественно, что мы не то что спать не могли. Мы некоторые ночи стояли просто, потому что даже сесть не могли». Анастасия также отметила, что впервые воду задержанным дали через 15 часов после требований «со скандалом, истерикой». «Туалет там был — дырка от люка под камерой прямо. Все всё видели <...> Издевались охранники над нами, говорили, что никакой не будет вам медпомощи, ничего: «Сейчас кинем просто в вас гранату, и все закончится». Женщина также рассказала об избиениях: «Рядом были мальчики, к которым забегали, их постоянно избивали так, что ребята просто выли. Это был страшный вой <...> Кровь стыла в венах от того, что мы слышали каждую ночь. Это ужасно».
«Ломали пальцы, чтобы мы разблокировали телефоны»
«Телефоны, которые стоят $1500, которые бросали и разбивали об голову <...> то, как нам в камеры газ заливали, чтобы мы там задыхались, ломали пальцы, чтобы мы разблокировали телефоны <...> И человек, который сейчас должен выйти, его врачи заставляют сесть в машину, потому что он синий полностью весь, чтобы не показывали. Сегодня утром вывозили максимально всех избитых, которых вчера в КГБ допытывались», — сказал один из отпущенных мужчин. По его словам, 124 задержанных находились в закрытом помещении площадью 30 кв. м. «Мы так ночевали два дня на цементе. Там невозможно было ни стоять, ничего. Мы просто стояли 24 часа. Если кто-то уставал, мы ложились. Скорую не дозваться. Воду мы просили с девяти утра, нам принесли ее только в 12 ночи: 12 литров на 124 человек. В туалет никого не пускали», — рассказал он об условиях задержания. По словам мужчины, правоохранители комментировали ситуацию словами «ни один голодный не обосрался» и «закрыли рот, твари».
Мужчина также описал процесс того, как «встречали» задержанных в изоляторе: «Сначала вас выстраивают на улице. Вы выходите из РУВД, допустим, проведя ночь стоя в грязи, в цементе, который еще не засох. Час вы стоите под палящим солнцем. Ходят с вами знакомятся, вам избивают дубинками. Если вы только поворачиваетесь, у вас затекают руки, вы пытаетесь их как-то попросить расслабить [наручники], вас еще избивают, пока вы не валитесь. А потом, когда вас грузят, то же самое. Открывают дверь, вас бросают головой в землю и избивают палками, пока вы бежите к себе»
«Лежишь полчаса-час, тебя периодически лупят»
«В восьмиместной камере был 51 мужчина», — рассказал задержанный 10 августа Иван Карпицкий. По его словам, позднее к находящимся в камере подселили еще 13 человек, задержанных на следующий день. «Там две форточки, которые открываются буквально на три сантиметра», — добавил мужчина, предположив, что температура превышала 30 градусов. «Покормили нас дважды за это время. По две ложки каши перловой на воде и давали по пять, по 10 упаковок хлеба <...> Там четыре кровати двухъярусных. На каждой кровати спало по два или три человека. По два человека спало под кроватями. Все остальные спали либо на столе по центру, либо на скамьях, либо вокруг», — отметил Карпицкий. Он тоже рассказал об избиениях: «Тех, кого 11-го привезли, их гоняли почти всю ночь. Тут такая странная процедура была: их выгоняли во внутренний двор и просто водили по периметру — от забора до стены. Привели, грубо говоря, положили мордой в пол. Там лежишь полчаса-час, тебя периодически лупят».
«Спортзал был залит кровью»
«Наверное, часов 10-12 приходилось стоять с наручниками на руках (до сих пор следы остались), на коленях, упершись лбом в пол, пока составлялись какие-то протоколы», — рассказал одна из женщин. По ее словам, «ребят избивали жестко, зверски, ужасно»: «Да, ребят били по-страшному, просто по-страшному. Здесь тоже что творилось, когда мы были в этом заточении, где их выгуливают. Ребят тут молотили так, что они бедные орали. Без слез, без истерик невозможно это было все слышать просто. Избивали на улице, избивали в камерах, творилось страшное <...> Что мы слышали по ночам — это ор, крики бедных, несчастных ребят». Задержанная отметила, что также «избивали девчонок», которые не соглашались с составленными протоколами. «Девочки в камере рассказывали, показывали свои синяки. Избитые все ноги, все коленки», — сказала она.
«Зачем нам зарплата, если мы будем избиты»: рабочие белорусских заводов вышли на акции протеста
До прибытия к месту назначения женщина, по собственным словам, побывала в спортзале, где «было море крови» и на ее глазах людей в возрасте около 20 лет «лупили так, что казалось — сейчас этот ребенок просто потеряет сознание и умрет». К утру «спортзал этот был залит кровью практически», подчеркнула она.
«Заставляли петь гимн»
«Людей привозили и заставляли пить гимн <...> Вчера опять же зверски избивали людей, привозили человека, заставляли кричать: «Мы любим ОМОН», — отметил мужчина по имени Евгений. По его словам, в помещении на 125 кв. м держали 120-125 человек, которым предоставили «по три глотка» воды только «на вторые сутки, к четырем часам ночи». «Пытки электрошокерами, угрозы. Девушек тоже когда привозили, слышали крики зверские. Угрожали, всякие мерзости говорили им. Просто подавление моральное и эмоциональное», — сказал мужчина. Он также рассказал, что «людям красили волосы, в лицо балончиком распыляли газ». «Кого ловили, в УАЗиках травили газом, прямо в машине», — добавил Евгений.