Великая страна от Бреста до Чукотки? Хотят ли россияне объединяться с Белоруссией
В ходе президентской предвыборной кампании в Республике Беларусь вопрос сохранения государственной независимости страны — в свете давно уже обсуждаемой возможности объединения с Россией в единое государство — стал одним из наиболее острых пунктов дискуссий и предметом идеологических и политических провокаций. Именно поэтому огромный интерес представляют мнения рядовых граждан России и Белоруссии о целесообразности, возможности и потенциальных последствиях такого объединения. Независимая исследовательская группа Сергея Белановского провела качественный анализ спектра мнений россиян и белорусов по этому вопросу. В исследовании, проходившем с 27 июля по 1 августа 2020 года, было проведено 142 телефонных интервью, из них 89 с гражданами России и 53 — Белоруссии, в обеих странах со сторонниками и противниками объединения. Рекрутинг респондентов проводился через блоги различной направленности, а также через размещенную в интернете рекламу (большую помощь в рекрутинге респондентов и проведении интервью оказала Ирина Зайцева).
Помимо глубоких интервью, в России был проведен количественный опрос 500 респондентов по всероссийской случайной выборке телефонов с представительством всех федеральных округов. Опрос проведен на средства, собранные подписчиками, которым авторы выражают искреннюю благодарность. Звонки осуществлялись колл-центром «Панорама» под руководством Татьяны Грачевой .
Актуальность исследования обусловлена обсуждением темы в социальных сетях и в СМИ, а также высказываниями политиков и экспертов. Так, посол Республики Беларусь в РФ Владимир Семашко заявил, что Россия в 2019 году предлагала передать на над национальный уровень 95% полномочий, оценив это как команду «руки вверх». Аналогичные мнения озвучивались кандидатами в президенты Белоруссии в ходе избирательной кампании в июле-августе 2020 года. Мнение о возможной угрозе искусственного объединения разделяют и некоторые зарубежные эксперты.
Общий вывод нашего исследования состоит в том, что объединение государств чревато неприемлемыми последствиями, связанными с дестабилизацией политической обстановки внутри объединенной страны. Основания для такого вывода вытекают из следующих результатов.
В первой части исследования были проанализированы мнения россиян.
Среди опрошенных большинство (52%) поддерживает объединение стран в единое государство. Не поддерживает 25%.
Доля поддерживающих объединение повышена в старших возрастах 60+ (63%) и в сельской местности (61%). Снижена, соответственно у молодежи 18-34 лет (44%) и в Москве (39%). Среди тех, кто голосует за объединение, 66% выступают за союз равноправных государств и 23% за вхождение Белоруссии в состав России на правах региона (прочие затруднились ответить).
Мнения россиян, высказанные в глубоких интервью, также разделились на сторонников и противников интеграции, между которыми находятся респонденты со смешанной точкой зрения (сомневающиеся).
Аргументы сторонников являются традиционными: единство славянских народов, историческая общность территории и общая история.
- Русские и белорусы — это не разные народы. Это один народ. Нас искусственно разъединили. Мы вместе воевали, и не отделяли себя друг от друга (мужчина, 67 лет, Свердловская обл.).
Некоторые сторонники объединения (их было меньшинство) указывали на экономические выгоды объединения.
- Это будет выгодно для простых людей, которые смогут работать, где угодно, смогут покупать товары без накруток (женщина, 57 лет, Севастополь).
Типичную логику сомневающихся можно выразить формулой: «в принципе мы за, но в сегодняшней ситуации против». Или: «мы за, но при определенных условиях».
- Если представить, что мы в прекрасной России будущего, то я — за объединение (женщина, 41 год, Ростов-на-Дону).
Аргументы «за» в основном апеллируют к некоторому вневременному долженствованию, тогда как «против» — к реалиям сегодняшнего дня. Противников можно назвать сомневающимися, у которых сомнения столь сильны, что переходят в представление о невозможности.
Аргументы против объединения предполагают определенную рефлексию, поэтому они намного более разнообразны (количество аргументов не следует отождествлять с числом респондентов).
Время ушло
Многие противники объединения указывали, что время для объединения давно упущено. Белорусы осознали себя отдельной страной, и навязать им российские порядки уже невозможно. Исторические пути стран разошлись.
- Люди уже осознали себя, как отдельное государство. Им не нужно, чтобы им из Кремля что-то указывали. Плюс наши олигархи отожмут у них весь крупный бизнес (мужчина, 44 года, Москва).
Мнения о белорусах как об особом этносе встречались редко. Агрессии по отношению к ним не высказал никто. Тем не менее, аргумент об этнической разности все же звучал. После распада СССР это различие укрепилось.
- Беларусь — это другая страна, там живут другие люди. Да, мы сотрудничаем, общаемся, дружим, но они белорусы, а мы россияне (мужчина, 36 лет, Воронеж).
Добровольность объединения
Все опрошенные, допускающие (с оговорками) возможность объединения, настаивают на его добровольности. Они категорически возражают против использования Россией вооруженной силы и методов гибридной войны. В более широком смысле, они против любых форм принуждения к объединению, включая экономическое и политическое давление.
- Я решительно против любых войн со славянами, войны с Белоруссией и принуждения ее к объединению (женщина, 52 года, Самара).
- Единственное объединение, которое я приветствую, должно проходить мирно. Это должен быть добровольный выбор, а не завоевание или принуждение (женщина, 69 лет, Краснодар).
В этом контексте противники объединения весьма негативно оценивают опыт Донбасса, а иногда и Крыма.
- Я против интервенций. Все может заканчиваться бойней типа той, что 6 лет тянется на Донбассе (мужчина, 50 лет, Подмосковье).
Что касается убежденных сторонников объединения, то большинство из них выражает уверенность, что объединение будет мирным и добровольным, поскольку, по их мнению, белорусы тоже этого хотят.
- Какая война? Все будет добровольно, цивилизованно. Референдум или что-то еще. Правительства решат (женщина, 63 года, Московская обл.).
Отсутствие легитимной процедуры
Многие респонденты высказывали сомнения в том, что процедура объединения может быть легитимной. Это означает, что результаты постоянно будут подвергаться сомнению и оспариваться. Негативный опыт российских выборов и плебисцита сыграли большую роль в возникновении таких сомнений.
- Даже если большинство проголосует за объединение, результат все равно будет подвергаться сомнению из-за скандалов с фальсификациями (мужчина, 59 лет, Владимир).
Политическая система России — не образец для Белоруссии
В противовес мнению о необходимости восстановления территориальной целостности советской или российской империи в рамках единого государства звучало мнение, что сегодняшняя политическая система в России непривлекательна и не является образцом для подражания. В Белоруссии она, конечно, не лучше, но не следует навязывать соседней стране новую плохую систему вместо прежней.
- Наша политическая (а также социальная и экономическая) система ущербна и не должна распространяться на другие страны (женщина, 34 года, Липецк).
Перспективы сегодняшней Белоруссии стать цивилизованным демократическим государством респонденты оценивают выше, чем России. На формирование такого мнения, очевидно, повлияли сообщения об избирательной кампании в Белоруссии.
- В Белоруссии намечаются изменения в сторону демократизации. У них больше перспектив стать цивилизованным государством (женщина, 30 лет, Москва).
Существующих форм интеграции достаточно
Один из главных выводов, которые делают респонденты, состоит в том, что существующие формы экономической и социальной интеграции более приемлемы, чем объединение в оно государство. Дополнительные меры, тем более насильственные, не требуются.
- Я считаю, что Таможенного союза вполне достаточно для сотрудничества, мне это кажется самым правильным (мужчина, 53 года, Смоленск).
Объединение планируется не в интересах народа
Пропагандистское давление со стороны властей приводит к мысли, что возможное (или планируемое) объединение произойдет не по воле народов, а будет навязано правящими кликами государств. Народы от этого ничего не выиграют, а власти используют объединение в своих интересах.
- Объединение исходит от группировок с верху, а никак не от людей (женщина, 42 года, Саратов).
Объединение экономически и политически нецелесообразно
Речь идет не о профессиональной оценке экономических последствий объединения, а о мнениях людей, не являющихся профессиональными экономистами. В интервью звучали сомнения в экономической целесообразности объединения.
- В России достаточно дотационных регионов. Белоруссия имеет все шансы иметь такой же статус, а это отрицательно повлияет на экономику России, (женщина, 38 лет, Воронеж).
Противники объединения высказывали серьезные опасения в связи с тем, что оно повлечет за собой политическую дестабилизацию, имея в виду не столько российские регионы, сколько саму Белоруссию.
- Не думаю, что белорусы будут рады присоединению, как Крым. Россия рискует получить целый регион недовольных. Хабаровский протест будет детской игрушкой по сравнению с белорусским (мужчина, 44 года, Н. Новгород).
Звучали также мнения о неизбежном обострении международной обстановки, которая и так слишком напряжена.
- Россия в очередной раз проявит себя как агрессор, аннексировав Беларусь, вопреки всем нормам международного права. Мне еще крымских санкций хватило (мужчина, 46 лет, Калининград).
Выводы
Среди опрошенных сторонники объединения составляют около половины. Их точку зрения можно охарактеризовать как традиционалистскую. Среди них повышена доля сельских жителей и людей старшего возраста. Доля противников объединения составляет около четверти опрошенных. Это активная часть населения, способная аргументированно обосновать свою позицию.
Таким образом, мнение россиян по поводу объединения России и Белоруссии далеко от однозначности. У многих возникают серьезные сомнения в правильности такого решения. Особое неприятие вызывают силовые сценарии объединения, а легитимный способ (через «прозрачные» референдумы) многие считают нереализуемым из-за ожидаемых фальсификаций и последующих протестов.
Очевидно, что объединение России и Белоруссии напрямую не затрагивает жизненных интересов россиян. Кроме того, Белоруссия не является эмоционально значимым регионом, как Крым. Абстрактное желание объединения славянских территорий не основано на сильных мотивациях. Поэтому объединение вряд ли вызовет столь сильную поддержку, как присоединение Крыма.
Массовых протестов на территории России тоже ожидать не приходится. Протестовать будут лишь сравнительно немногочисленные политизированные группы.
Однако некоторые российские респонденты высказывают опасение, что объединение стран может дестабилизировать обстановку в самой Белоруссии. По их мнению, масштаб этих протестов может оказаться намного серьезнее, чем в Хабаровске. Эту точку зрения разделяют сегодня и многие белорусы, мнения которых мы представим во второй части статьи.
В следующей колонке, которая будет опубликована в воскресенье, будет рассказано о том, как на проблему объединения двух стран смотрят белорусы.
Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции