Жители Хабаровска четвертую субботу подряд вышли на акцию протеста против ареста бывшего губернатора края Сергея Фургала. Митинг прошел под проливным дождем и собрал меньше участников, чем организованный в прошлую субботу или на позапрошлой неделе (по оценкам «Коммерсанта», акции собирали 50 000 человек и больше). В этом раз Financial Times сообщила, что на улицы в Хабаровске вышли больше 10 000 человек, «Коммерсантъ» также пишет о «толпе из десятка тысяч протестующих».
С чем связано уменьшение численности протестубщих, объясняют политологи.
Аббас Галлямов, политолог: «Все-таки сегодня был очень сильный ливень. И в таких условиях периферия протеста всегда отсеивается. То есть остается только ядро протеста — это те люди, которые готовы не только время тратить на протест, но и терпеть определенные неудобства. Периферия — она не настолько эмоционально заряжена. Вот сегодня периферия отсеялась, и осталось только ядро. И очевидно, что размеры ядра тоже очень велики. То есть очевидно, например, что ядро протеста хабаровского больше, чем ядро протеста московского прошлого года.
Есть один фактор, да, действительно, он [врио губернатора Михаил Дегтярев] перестал столь откровенно раздражать людей. Те глупости, которые он говорил в самом начале, он теперь не говорит. Он на самом деле сказал одну умную вещь даже: «Я на власть не претендую, я сюда приехал в качестве временной меры. Я вам обещаю, что я баллотироваться в 2021 году не буду». Тем самым он смягчил напряжение.
Жители Хабаровска вышли на митинг четвертую субботу подряд
Дальнейшую динамику протеста невозможно представить. Для того, чтобы люди массово выходили на улицу, нужно, чтобы событийный ряд был соответствующим, чтобы в течение недели события порождали негативные эмоции по нарастающей. А предсказать событийный ряд невозможно, потому что слишком много разного рода факторов, разного рода игроков. Многое зависит от того, что будет делать сам Дегтярев, что будут делать федеральные власти, что будет делать Жириновский, что будут делать лидеры протеста, что будут говорить федеральные СМИ и региональные СМИ».
Алексей Макаркин, политолог: «Сегодня очень плохая погода, сильный дождь. И несмотря на это, несколько тысяч человек вышли протестовать. В общем, если сравнивать с предыдущими акциями, это меньше. Если вообще представить себе подобное в регионе, это достаточно много. Если сравнивать с возможными ситуациями в других регионах, это много. Ну и просто, конечно, начинаются отпуска. Тоже опять-таки у людей своя жизнь, люди разъезжаются. И поэтому, наверное, протесты вполне могут стихать сейчас. Но это не значит, что протест исчезнет. Люди не получили ответа на свои требования. Не могли получить, потому что для власти освободить Фургала невозможно, обещать процесс над ним в Хабаровске (это значит его торжественное оправдание) тоже невозможно. Поэтому проблема не ушла.
Дальше будет осень. Дальше будет самый интересный вопрос: удастся ли скоординироваться протестующим в Москве и в регионах. Власть будет делать все, чтобы препятствовать этому объединению, такому кумулятивному эффекту, каким-то общим инициативам, общим программам и так далее. В свою очередь оппозиция будет пытаться нащупать связи в регионах, как-то законтачиться, как говорится, с регионами. Так что, наверное, будет непростая осень и будут еще более сложные выборы в Государственную думу в следующем году, которые будут в условиях, когда в экономике вряд ли ситуация сильно улучшится. Там проблемы остаются, связанные и с нефтяными ценами, и с коронавирусом. Никуда они не ушли. И будут протестные настроения».
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»: «Я так понимаю, был проливной дождь. Погодные условия другие. Поэтому я думаю, что надо понаблюдать в течение ближайшего месяца». [Про первый выход Дегтярева к протестующим] «Ну как он вышел. Знаете, очень спорно он вышел, на мой взгляд. Приехал ночью, когда там практически никого уже не было. То есть я не думаю, что это зачет-зачет. Поэтому я думаю, что надо понаблюдать за тем, как будет развиваться ситуация».
«Кремль снимает с себя ответственность»: как протесты в Хабаровске изменили тактику власти
Даниил Ермилов, политолог (Хабаровск): «Мы видим кристаллизацию запросов граждан и можем уже понимать, что первоначальная эмоциональная часть ушла. Сейчас люди приходят каждый со своей проблемой. То есть здесь группа, у кого с жильем вопросы к мэрии, допустим; здесь группа, которая Фургала поддерживает, здесь группа просто бастующих, здесь приезжие стоят, требуют чего-то великого, так выразимся, кого-то в отставку и так далее. Плюс очень сильно влияет работа врио губернатора Дегтярева. К нему очень многие люди записаны на прием лично. Сразу же этим людям звонят из различных министерств, ведомств и так далее, выясняют, кто, что, как, суть вопроса. То есть протестующих сегментируют. Дегтярев демонстрирует новый тип управленца, похожий на стиль Фургала, но другой. И многим людям уже это нравится».
Фото: Igor Volkov / AP / TASS