К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Провал удаленки: какое образование дети получили в российских школах весной этого года

Getty Images
Getty Images
Про удаленную учебу, с которой пришлось столкнуться детям по всей стране весной этого года, часто говорят как об одном из элементов досрочно наступившего будущего. На самом деле весенний эксперимент показал, что ни о каком полноценном образовании без посещения школ пока речи идти не может.

Этого заявления ждали многие российские родители. И не только родители. «Мы говорим о традиционной, классической форме обучения с 1 сентября. Мы не планируем вводить дистанционное обучение», — сообщил в понедельник министр просвещения Сергей Кравцов.

После этой весны к продолжению удаленного обучения не готовы не только чиновники. 

Для нашей семьи дистанционка началась в середине марта и совершенно неожиданным образом продолжилась 25 марта. В этот день Владимир Путин объявил о нерабочей неделе с 30 марта по 5 апреля. И если взрослые еще какое-то время не понимали разницы между нерабочими и выходными днями, ошибочно считая их синонимами, то дети (по крайней мере в Москве) усвоили разницу сразу: столичные чиновники объявили первую нерабочую неделю учебной. 

Поначалу учеба выглядела как закидывание детей заданиями. В электронный дневник они получали указание выполнить и то, что должны были делать в классе, и то, что дома. Потом стали приходить видеоуроки, но почему-то не созданные специально для детей, а методические материалы для учителей.

Первого апреля задание прислала учительница по географии, в нем была какая-то немыслимая куча параграфов. Когда родители поинтересовались, почему так много, преподаватель ответила, что это уроки до 6 мая, после чего на связь выходить перестала. Задание по биологии пришло еще 23 марта. Сообщение начиналось так: «Уважаемые родители, задание расписано до мая, не откладывайте его, начинайте делать прямо сейчас».

И родители начали. «Настраивала к завтрашней математике Zoom, плохо работал микрофон, не работала камера. Старалась-старалась, вот результат: не работает микрофон, камера, сканер и принтер — пойду стараться к другому компьютеру», — так в апреле жаловалась в родительский чат школы на юге Москвы мать одного из учеников.

«Уважаемые родители, как только придет кому-то контрольная на почту, сразу пишите в чат», — призывал другой родитель. Поводов для беспокойства у него было предостаточно: программы работали с перебоями. У нас, например, электронный журнал «не видел» выполненных ребенком домашних заданий весь апрель и часть мая.

Довольно быстро выяснилось, что всех учителей в школе зовут «Извините, можно?» (первое, судя по всему, имя, второе — отчество). Выяснилось это так: нужно было отправлять домашние задания преподавателям, а как их зовут класс не знал. В школе проблема стояла не так остро: как оказалось, стандартное обращение ученика к учителю начиналось с фразы: «Извините, можно?» На вопрос «Ну как же так можно?» следовал неизменный ответ: «Никто в классе не знает». И действительно, чат «бабоньки 5В» не знал. 

Не в курсе были и родители. Вот характерный диалог:

— Подскажите, что по информатике делать? 
— Рабочая тетрадь, [задание] №18. 
— Нет, вы у женщины. А это у мужчины. 

К середине апреля появились уроки в Zoom. Первый урок был слышен на весь дом. Дети были так рады друг друга видеть, что учитель минут 15 не мог начать рассказывать о предмете.

Первые дни дистанционного обучения ребенок еще вставал около 8 утра, но потом стало понятно, что занятий в это время просто нет, да и в целом больше трех в день не проводится. 

По литературе мы учили стихи и записывали видео. А в соседней школе, как рассказывали, просили записывать на видео уроки по физкультуре — бег на месте продолжительностью 20 минут.

Тесты по биологии решали всей семьей с энциклопедией, учебником, рабочей тетрадью, но так ни разу и не получили 100 баллов. А в соседней школе учительница по ИЗО стала слать картинки из интернета как пример того, что нужно нарисовать. Родители в ответ стали отправлять свои картинки из интернета. Кто что нашел. Преподаватель все поняла и записала видеоурок, как нужно рисовать.

К концу весны родители нашей школы знали о новых технологиях гораздо больше, чем в начале. Были освоены платформы «ЯКласс», Zoom, Московская электронная школа, Российская электронная школа, оформлена подписка на «Учи.ру». 

Но понравилось ли это детям? «Сказала дочке, что с сентября не будет школы. Пошутила, чтобы проверить, а она заплакала», — рассказывала в родительском чате одна из мамочек.

Эта колонка впервые опубликована в почтовой рассылке Forbes Daily. Подписаться на рассылку можно здесь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+