«Кремль снимает с себя ответственность»: как протесты в Хабаровске изменили тактику власти
Полторы недели понадобилось Владимиру Путину, чтобы уволить обвиненного в причастности к убийствам Сергея Фургала «в связи с утратой доверия» и найти ему преемника. Временно исполняющим обязанности губернатора Хабаровского края назначен депутат Госдумы Михаил Дегтярев. Он молод (39 лет) и состоит в ЛДПР — от нее же избирался Фургал, который два года назад с большим перевесом обошел единоросса Вячеслава Шпорта на выборах губернатора края. Дегтярев избирался в Госдуму с 2011 года, а в 2013-м был соперником Сергея Собянина и Алексея Навального на выборах мэра Москвы (набрал 2,86%, заняв пятое место). С Дальним Востоком прежде Дегтярев связан не был: родился, учился и политическую карьеру начинал в Самаре.
Предшественник Дегтярева Фургал находится под арестом в Москве. Из-за этого в Хабаровске больше недели проходят протесты — крупнейшая акция, прошедшая в эту субботу, могла собрать до 80 000 человек. Назначением Дегтярева Кремль пытается дистанцироваться от проблемной ситуации и разделить ответственность за нее с ЛДПР, считают политологи.
Аббас Галлямов, политолог: «Я в первую очередь рассматриваю эту историю не столько с политической точки зрения, сколько с аппаратной. Сделав этот шаг, Кремль снимает ответственность с себя за ситуацию в регионе: теперь это головная боль [лидера ЛДПР Владимира] Жириновского. Кремль говорит: «Разбирайтесь с протестами сами. Это теперь ваши проблемы, не наши».
Конечно, свою стратегическую задачу Кремль не решил: контроля над регионом у него не будет. Очевидно, что, арестовывая Фургала, Кремль собирался взять край под свой контроль, но ситуация там оказалась настолько плохой, что центр про эту свою мечту забыл, и сейчас он просто пытается спасти ситуацию. Он делает это, перекладывая ответственность на Жириновского. Если они [ЛДПР] справятся, это будет вотчина партии. Если нет — через год Кремль снова будет думать, что с этим делать».
Хабаровская инфекция: почему дальневосточные протесты могут распространяться со скоростью ковида
Александр Кынев, политолог: «С точки зрения разрешения конфликта с жителями Хабаровского края никаких действий не предпринято. Это путь на продолжение конфронтации, видимо, на силовое, скажем так, подавление протестов. По-другому это оценить невозможно. Никакой поддержки в регионе у Дегтярева быть не может. Он никогда ничем не руководил, репутация у него чудовищная. Ничем, кроме скандальных эпатажных заявлений, он никогда известен не был. Поэтому, на мой взгляд, очевидно, что протесты это погасить не может. Может быть, часть народа будет разочарована и перестанет ходить [на акции], но те, кто будут ходить, будут радикальнее и злее. Поэтому последствиями такого поступка будет, во-первых, радикализация протестов. Во-вторых, это будет подрыв репутации ЛДПР, которая до сегодняшнего дня имела какой-то бонус. Согласившись на назначение Дегтярева, ЛДПР фактически кинула жителей Хабаровского края».
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»: «Это логичная попытка урегулировать политический кризис именно политическими инструментами. Не оставаться один на один с протестующими, а поставить рядом с собой ЛДПР. Теперь для партии протест не меньшая головная боль, чем для Кремля. Многое будет зависеть от драматургии прихода Дегтярева в край — но шансы снизить энергетику протеста у него определенно есть, хотя и не 100-процентные.
В целом назначение представителя ЛДПР одновременно логично и сенсационно, поскольку федеральная власть в сложных ситуациях стремилась обычно вести себя непредсказуемо — считая, что на этом отчасти базируется энергия власти — и декларировать отказ от уступок протестующим. Хотя когда такие уступки случались — например, в Екатеринбурге, — это к ослаблению власти не приводило».
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»: [Назначение Дегтярева] вполне логично. ЛДПР там [в Хабаровском крае] доминирует в региональном парламенте, очевиден высокий уровень поддержки Фургала. По крайней мере, это решение, которое напрашивалось. А дальше вопрос — насколько самому Михаилу [Дегтяреву] удастся, с одной стороны, наладить там работу правительства, а с другой — снять накал протестов.
Я считаю, что само по себе назначение не решает вторую задачу, потому что все равно так или иначе людям нужно объяснить, за что именно был арестован Фургал, их надо убедить, что следствие имеет очень серьезные аргументы».
Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры: «Назначение Михаила Дегтярева врио главы Хабаровского края учитывает все основные запросы — и общественных, и политических сил. Очевидно, это прямой сигнал общественности, что учитывается позиция ЛДПР, которая получила и своего губернатора в этом регионе, и своих одномандатных депутатов, и своих депутатов в законодательном собрании. В целом решение выглядит логичным.
Ситуация [в регионе] сложная, его будет в какой-то мере будоражить. Но все зависит от действий нового врио губернатора. Если ему удастся найти общий язык с людьми, с жителями, причем быстро, то это успокоит ситуацию. Конечно, останутся какие-то недовольные, но их общий вес не будет критическим. Выборы губернатора [пройдут] в сентябре следующего года, поэтому есть пространство для маневра, есть время для того, чтобы реализовать себя.
«Это провал тактики Кремля»: чего ждать после субботней акции протеста в Хабаровске
Михаила я знаю хорошо довольно много лет. Он довольно опытный человек и уже состоявшийся политик. Сейчас для власти в Хабаровском крае очень важно наладить прямой оперативный диалог [с жителями]. Параметры этого процесса должны анализироваться уже по итогам, когда станет понятно, какие претензии сейчас предъявляются. Очевидно, что к Фургалу претензии не политического характера, а именно криминального характера. И это тоже может кого-то из протестующих заставить задуматься, а стоит ли дальше продолжать протестную деятельность, которой они занимаются».