«Ужас, ад, нереальность»: как выносили приговор Кириллу Серебренникову
Судья Олеся Менделеева приступила к оглашению приговора в 12-м часу, но еще с раннего утра полиция начала расставлять металлические рамки у Мещанского суда, описывал «Коммерсантъ». К началу заседания там собралось множество людей — около 400, по оценке «Новой газеты». Сотрудникам полиции приходилось через мегафоны призывать собравшихся соблюдать дистанцию.
Поддержать фигурантов дела «Седьмой студии» пришли певец Рома Зверь (он держал в руках стаканчик с надписью «Нет»), писатель Дмитрий Быков, который заявил, что Серебренников — «духовный лидер нации», кинокритик Антон Долин (пришел в футболке с фотографией Серебренникова), рэпер Oxxxymiron, накануне призвавший своих подписчиков в Instagram «сказать нет заказным судебным процессам, цель которых — запугать свободомыслящих и творческих людей». У суда также были замечены телеведущая Екатерина Варнава, продюсер Марк Рудинштейн, певец Марк Тишман, певица Теона Контридзе, политики Илья Яшин и Юлия Галямина.
«С каждым судебным разбирательством, с каждой экспертизой мы понимали, что это все просто превращается в ужас, ад, нереальность. Это не этот мир, так не может быть. Сегодня мы находимся при историческом моменте» — заявил «Дождю» Рома Зверь, исполнившую главную роль в фильме «Лето». Серебренникова в 2017 году задержали прямо на съемках этой картины.
Серебренников пришел на вынесение приговора без вещей. Он не стал общаться с журналистами, помахав им бутылкой с водой, и зашел в суд под аплодисменты.
Кирилла Серебренникова привезли на оглашение приговора по делу «Седьмой студии», толпа встретила его аплодисментами. У здания Мещанского суда собрались десятки людей pic.twitter.com/Cs8H6uCEJx
— TJ (@tjournal) June 26, 2020
Без вещей пришли еще двое фигурантов дела «Седьмой студии» Юрий Итин и Софья Апфельбаум. Алексей Малобродский, бывший генпродюсер «Седьмой студии», все же собрал все необходимое. «Я на всякий случай готов», — сказал он «Дождю».
Несколько девушек пришли к залу суда в футболках с надписью «Обнал — украл». Они подходили к собравшимся и спрашивали, почему те уверены в невиновности Серебренникова. При этом сами на уточняющие вопросы о деталях дела «Седьмой студии» ответить не смогли.
Судья зачитывала решение больше пяти часов, с двумя перерывами на 15 и на 40 минут. Стопка бумаг с приговором оказалась толщиной примерно в 2-3 см, описывал «Коммерсантъ». Люди на улице время от времени принимались аплодировать, чтобы «судья услышала». До зала заседаний аплодисменты не долетели.
В разгар оглашения приговора «Интерфакс» выпустил новость: после дела «Седьмой студии» Минкультуры подготовило поправки, которые должны в будущем предотвратить «трагические сюжеты, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами». Речь идет о том, чтобы художественный руководитель отвечал только за творческую часть, а менеджментом и финансами занимался директор, сообщила глава Минкульта Ольга Любимова. «Художник не обязан быть финансистом — он должен созидать», — заявила он.
Серебренников, который неоднократно говорил, что не занимался финансами в «Седьмой студии», перед началом заседания сказал, что надеется на оправдательный приговор. Однако приговор суд вынес обвинительный: Серебренникова, Малобродского и Итина суд признал виновными в хищении, Апфельбаум — в халатности. Обвинение просило для всех реальные сроки, но Серебренников и Итин получили по три года условно, Малобродский — два. Втроем они должны возместить ущерб Минкультуры — 128,9 млн рублей. Итину и Малобродскому запретили занимать должности в госучреждениях культуры, но Серебренникова запрет не коснулся. Наказание с Апфельбаум — штраф 100 000 рублей — было снято в связи с истечением срока давности.
После этого Серебренников уехал. Люди у суда скандировали слово «Свобода».
О чем говорится в приговоре по делу «Седьмой студии»
Серебренников был руководителем преступной группы, похитившей государственные деньги для личного обогащения, заявил суд. Эта группа, в которую также входили Юрий Итин и Алексей Малобродский, отмечалась «устойчивостью, организованностью, стабильностью состава участников, четким распределением ролей при совершении преступления». Серебренников в группе осуществлял общее руководство и «принял меры по сокрытию хищений», заявила судья.
По версии суда, участники преступной группы ввели в заблуждение сотрудников Минкультуры, предоставив недостоверные отчеты и сметы для получения госфинансирования.
Суд пришел к выводу, что у Серебренникова, Итина, Малобродского был «заранее сформированный корыстный умысел на хищение средств». Деньги, выделенные «Седьмой студии», начали похищаться сразу после их выделения, заявила судья.
Бывшая чиновница Минкультуры Софья Апфельбаум была не в курсе того, что часть выделенных «Седьмой студии» средств похищалась, и не сомневалась в правдивости предоставленных ей финансовых данных и отчетов, пришел к выводу суд. Судья заявила, что в должностные обязанности Апфельбаум не входила проверка финансовой документации. Тем не менее, она признала ее виновной в халатности, переквалифицировав статью c хищения. Апфельбаум возглавляла в Минкультуры департамент господдержки искусства и подписывала документы на предоставление «Седьмой студии» субсидий.
«Седьмая студия» переводила полученные бюджетные средства по фиктивным договорам компаниям, которые в действительности не работали, заявил суд. Всего за три года со счетов «Седьмой студии» были перечислены 132,7 млн рублей. Из них Итин, Серебренников и Малобродский «противоправно и безвозмездно изъяли и обратили в свою пользу 128 млн рублей и распорядились последними по своему усмотрению», заявила судья.
Отрицание вины в хищении фигурантами суд посчитал попыткой избежать наказания.