Сухой карантин: почему ограничения продажи алкоголя не помогут в борьбе с пандемией
Любая кризисная ситуация — это проверка не только того, как быстро и решительно мы можем принимать решения, но и того, насколько эти решения разумны сейчас и оправданны в перспективе. История с запретами и ограничениями легальных продаж алкоголя в ряде российских регионов — яркий пример такого управленческого краш-теста.
Регионы, получившие большие полномочия, ввели ограничения на перемещения граждан и вообще на деловую активность. Во многих субъектах Федерации началось обсуждение ограничений продаж алкоголя. На первый взгляд это логичный шаг. Действительно, чрезмерное употребление алкоголя вредно для здоровья и иммунитета, а прекращение работы многих предприятий и всевозможные удаленные режимы располагают к росту алкоголизма.
Да, конечно, когда на кону противодействие пандемии, вопрос ограничений продажи алкоголя не главный. Тем не менее почти все регионы в последние недели так или иначе его для себя решали. В ряде областей продажи алкоголя либо лимитировали по времени, либо полностью запрещали — таким путем на момент написания этой статьи пошли Карелия, Башкирия, Красноярский, Забайкальский и Пермский края, Хакасия, Тыва, Якутия, Ленинградская и Владимирская области. Несмотря на свою второстепенность, «алкогольный» вопрос получил широкий общественный резонанс. Сначала в хор голосов вступил Минпромторг, выпустивший рекомендации не ограничивать продажи алкоголя в регионах. Когда это не везде помогло, предприниматели стали жаловаться в ФАС, и эта служба согласилась с коллегами из Минпромторга. После посылов «сверху» в ряде регионов власти отменили свои предыдущие решения — продажи алкоголя вернулись в привычный всем режим.
Вся эта история с ограничениями лишний раз иллюстрирует, насколько важно в кризисных ситуациях придерживаться трезвого подхода к решению проблем и как важно не забывать смысла тех или иных изменений. Стоит ли говорить о том, что алкоголь должен регулироваться? Безусловно, да. Но как понять, что это регулирование правильное? Какие KPI это продемонстрируют?
Ограничения продаж алкоголя (неважно, крепкого или слабого) в каком-то городе или регионе в первую очередь дают сигнал нелегальным производителям, что настало их время. Ограничив или вовсе запретив легальную торговлю алкоголем, мы не добьемся того, чтобы люди, привыкшие к умеренному спокойному потреблению, вдруг переключатся на кефир или гранатовый сок. Это иллюзия. Скорее всего, эффект будет обратным. По данным исследования Euromonitor, в России и так наблюдается положительная динамика роста нелегального рынка алкоголя. Аналитики с помощью ресурсов Google Trends и WordStat от Yandex проанализировали популярность поисковых запросов россиян, связанных с алкоголем, и выяснили, что с 2014 года наши сограждане активно интересовались такими темами, как «самогон», «отравление алкоголем», «купить спирт».
На фоне такого интереса любопытной кажется другая статистика: в 2010-2018 годах производство дрожжей, одного из основных ингредиентов для приготовления незаводского алкоголя, выросло на 48,3%. А по данным ВОЗ, Россия занимает третье место в мире по потреблению нелегального алкоголя: среднестатистический россиянин ежегодно выпивает до 3,6 л контрафакта или суррогатов.
В такой ситуации неважно, какая компания сколько и какого алкоголя продаст за период ограничений. Важно, сколько за этот же период реализуют своей продукции мошенники, чья продукция не только ускользает от налогообложения, но еще и не проходит никакого контроля. Ответив на этот вопрос, мы сможем понять, насколько разумно ограничивать продажи алкоголя сейчас, надо ли это делать поспешно и необходимы ли эти запреты в обычной, некризисной жизни.
Кстати, о разумных ограничениях. В Якутии вскоре после начала пандемии на неделю был введен полный запрет на торговлю алкоголем, который сейчас заменили более мягким ограничением времени продажи спиртосодержащей продукции. При этом Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) предложило внести поправки в федеральный закон об обороте алкоголя, разрешающие неограниченному кругу лиц производство и продажу в России питьевого спирта в емкостях объемом не более 0,5 л. Причина проста: население, по оценке якутских чиновников, нуждается в антисептиках и средствах для дезинфекции. А потому людям нужен спирт. Вывод о том, какое влияние такая мера окажет на рынок цивилизованной торговли, может сделать даже далекий от алкогольного рынка человек.