В начале февраля 2020 года правительство России внесло коронавирус 2019-nCoV в перечень болезней, которые представляют опасность для окружающих. С этого момента действия, способствующие распространению этой болезни, подпадают под несколько статей административного и уголовного законодательства. Однако в том, как эти статьи будут применяться в период пандемии и самоизоляции, остается много неясного.
Что грозит нарушителям
Указ мэра Москвы N 34-УМ ввел в Москве режим самоизоляции с 29 марта 2020 года. Это означает, что выходить из дома можно только в случаях, указанных властями:
- обращение за экстренной медицинской помощью или в случае иной прямой угрозы жизни и здоровью;
- следование к месту работы, если работу не приостанавливали;
- передвижение по территории города Москвы по поводу транспортных услуг и доставки;
- следование к ближайшему месту приобретения товаров, услуг;
- выгул домашних животных рядом с местом пребывания — до 100 метров;
- вынос отходов до ближайшего места накопления отходов.
Кроме того, власти закрыли на период режима повышенной готовности торгово-развлекательные организации и организации услуг общепита, чтобы избежать массового скопления людей. Руководство субъектов РФ приняло аналогичные меры для изоляции граждан и недопущения распространения коронавирусной инфекции.
Нарушение установленного режима карантина квалифицируется по специальной норме — статья 6.3 КоАП — как нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия, которое выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. До принятия поправок нарушение влекло за собой административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа на граждан до 500 рублей, однако в СМИ неоднократно звучали доводы, что штраф в 500 рублей не станет препятствием для жителей. Поэтому комплекс новых поправок увеличивает ставки: норму дополнили частями 2 и 3, которые предусматривают так называемые квалифицированные составы административного правонарушения. В частности, нарушения карантина, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания, влекут за собой ответственность в размере от 15 000 до 40 000 рублей, а для должностных и юридических лиц — до 150 000 и 500 000 рублей соответственно. Если же данные действия повлекли за собой причинение вреда здоровью или смерть человека, наказание будет еще строже — до одного миллиона рублей.
Также нормы КоАП были дополнены статьей 20.6.1, предусматривающей ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Данная статья применяется в тех случаях, когда действия лица не подлежат квалификации по статье 6.3. Совершение данных действий влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 30 000 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.
Существует точка зрения, что статья 6.3 распространяет свое действие на тех лиц, кому в принципе запрещено покидать место жительства предписанием уполномоченного органа. Это те, кто проходит лечение от коронавирусной инфекции на дому, а также вернувшиеся из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой. На всех остальных свое действие распространяет статья 20.6.1. КоАП РФ. Насколько верна такая интерпретация, можно будет понять только по результатам первого применения этих норм.
Если действия нарушителя повлекли массовое заражение людей, наступит уже уголовная ответственность по статье 236 УК РФ. По сравнению с предыдущей редакцией данной статьи санкции были существенно увеличены, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (или до семи лет в случае, если действия привели к смерти двух или более лиц). Предусмотрена также уголовная ответственность за распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий: такие действия наказываются штрафом до 700 000 рублей либо ограничением свободы на срок до 3 лет.
Правовая неопределенность
Контроль за соблюдением перечисленных мер возложен на органы внутренних дел. Лица, отказывающиеся выполнять законные требований сотрудников правоохранительных органов, подлежат административной или уголовной ответственности.
Существует некоторая неопределенность, что считать законным распоряжением и предписанием органа власти. Обсуждается, в частности, вопрос, вправе ли главы субъектов федерации вводить подобные ограничения (так называемый режим самоизоляции), соответствует ли это Конституции РФ и федеральному законодательству, поскольку указами глав регионов существенно ущемляются основные права и свободы. Инициативная группа уже подала коллективный иск к мэру Москвы Сергею Собянину из-за режима самоизоляции.
Согласно статистике МВД РФ, по состоянию на 1 апреля было составлено 1250 протоколов об административных правонарушениях в отношении граждан, которые допустили нарушения ограничений, связанных с режимом самоизоляции. Более половины из них были составлены по статье 19.4 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению должностного лица. Эта статья предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей. Помимо этого, были зафиксированы нарушения статей 19.5 (штрафы до 500 рублей для граждан и до 20 000 рублей для юридических лиц), а также 18.8 КоАП РФ для иностранных граждан за нарушения миграционного режима, связанные с карантином, — штраф до 5000 рублей и/или административное выдворение за пределы РФ.
Лишь 3 апреля стало известно о первом случае привлечения к ответственности гражданина по статье 6.3 КоАП РФ. Им стал житель Уфы, который покинул место жительства для того, чтобы переставить свой автомобиль. Ему было назначено наказание в виде штрафа по минимальному пределу — 15 000 рублей.
В связи со спешным введением все новых и новых норм неясным остается вопрос об их правовой природе, а также о способах разрешениях возникших правовых коллизий. Даже депутаты Московской городской думы и члены Государственной думы РФ не в состоянии четко и ясно определить, кто и по какой статье подлежит ответственности в каждом конкретном случае. К примеру, сообщают о проверке сотрудниками ДПС водителей, которые передвигаются на своем транспортном средстве, а также об уточнении цели поездки, однако нет никакой информации о санкции в случае, если водитель затрудняется назвать эту самую цель.
Борис Булай, замглавы пресс-службы мэра Москвы, заявил: «Если люди не будут собираться большими группами, будут соблюдать режим самоизоляции и выходить на улицу лишь в экстренных случаях, то в настоящее время я не вижу предпосылок к получению штрафа». Неясно, на основании чего сделан подобный вывод. Каковы, к примеру, критерии определения размера группы, чтобы ее можно было назвать большой, и где та грань, после которой можно вести речь об экстренности случая. Вполне естественно, что при подобном хаосе у населения возникает все больше вопросов, на которые пока никто не может дать ответ.
Ответа на вопросы не дало и обращение президента РФ от 2 апреля. Однако, учитывая слова президента о расширении полномочий глав субъектов РФ, можно сделать вывод, что указы о соблюдении режима самоизоляции соблюдать все же стоит. Пока их незаконность не доказана в порядке административного и конституционного судопроизводства, привлечение к ответственности вполне возможно.
Как противостоять беззаконию
Вполне естественно, что на данной почве возможны злоупотребления со стороны представителей власти — в первую очередь сотрудников полиции и Росгвардии. Сделано это может быть как из-за коррупционных факторов, так и из-за желания «проконтролировать все, что контролируется».
Установленные ограничения не конкретизируют механизм контроля за их соблюдением, порядок привлечения к ответственности и освобождение от нее. Режимы чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения, которые устанавливают вполне конкретные ограничения и пределы полномочий государственных органов, на сегодняшний день в Российской Федерации не введены. В подобном правовом и информационном вакууме важно не паниковать, а четко и последовательно отстаивать свои права.
Оспаривание административного правонарушения, вмененного сотрудником полиции, в сложившихся условиях станет весьма затруднительным. Однако в любом случае не стоит бояться отстаивать свои права, если вы считаете, что привлечение к ответственности необоснованно и у вас были серьезные основания для нарушения режима самоизоляции.
Оспорить факт административного правонарушения можно как путем обжалования в вышестоящий орган, так и в суд по месту совершения предполагаемого правонарушения. Более эффективным, конечно же, видится обращение в суд, поскольку все уровни правоохранительных органов, скорее всего, возьмут курс на следование «линии партии».
При обжаловании факта привлечения к административной ответственности необходимо учесть следующие моменты:
1. Входите ли вы в группу лиц, на которых распространяются строгие карантинные меры? В данную группу входят лица, вернувшиеся из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, а также лица, у которых диагностирован коронавирус без осложнений и которые проходят лечение в домашних условиях. Данной категории граждан категорически запрещено нарушать режим самоизоляции во избежание распространения эпидемии. Нарушение влечет за собой не только административную ответственность, предусмотренную статьей 6.3 КоАП РФ, но и уголовную — в случае наступления негативных последствий.
2. В случае, если вы не входите в вышеуказанную категорию, вам разрешено покидать место самоизоляции по причинам, изложенным в соответствующих указах. В случае наличия подобных обстоятельств в жалобе необходимо максимально полно и подробно обосновать правомерность вашего выхода на улицу и необоснованность привлечения к административной ответственности в принципе.
3. Не стоит ссылаться на причины, которые объективно являются несерьезными, даже если вы указываете их в дополнение к более веским основаниям. Это внесет неясность в смысл жалобы и подтолкнет судью к соответствующим выводам.
4. Ссылаться на несоответствие норм указов глав регионов Конституции РФ и федеральному законодательству также не стоит. Пока в установленном законом порядке указы не признаны таковыми, предполагается, что они соответствуют закону. Это также отвлечет внимание судьи от действительно важной составляющей вашей жалобы.
5. Если вы вышли на улицу без веских оснований, но при этом не относитесь к лицам, перечисленным в п. 1, необходимо доказывать этот факт во избежание привлечения к ответственности по статье 6.3. КоАП. В таком случае ваши действия подлежат юридической оценке на основании более мягкой статьи 20.6.1 КоАП РФ. Разница в санкции: по статье 6.3 минимальный размер штрафа в 15 раз больше, чем по статье 20.6.1 (15 000 рублей против 1000 рублей). Главным образом здесь необходимо обосновать отсутствие нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, а также статьей 20.6.1, рассматриваются судьями районных судов. На практике же сложилась ситуация, при которой данные дела рассматривают мировые судьи, не уполномоченные на рассмотрение данной категории дел. Это может стать серьезным основанием для отмены судебного решения о привлечении к административной ответственности.
7. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в вышестоящий суд — в отношении районного суда таковым является областной — но через суд, вынесший решение, т .е. через районный суд. Жалоба должна быть подана в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления.
Местные особенности
Особняком стоит правовое регулирование административной ответственности в Москве. К примеру, столичным КоАП введена дополнительная ответственность: 4000 рублей за несоблюдение самоизоляции для физлиц, 5000 рублей при повторном нарушении режима самоизоляции для физлиц, до 40 000 рублей для должностных лиц и до 300 000 рублей для юрлиц за неисполнение требований о приостановке мероприятий и оказания услуг, 5000 рублей и эвакуация автомобиля за несоблюдение самоизоляции с использованием личного транспорта.
Относительно КоАП иных субъектов РФ можно сказать, что они существенно отстают от столичного правового регулирования, хотя во многом его и дублируют. К примеру, в Красноярске введен справочно-разрешительный режим для следования по маршруту «работа-дом». Правовое регулирование данной ситуации имеет много пробелов. К примеру, предлагается иметь при себе объяснительную записку, в которой будет подробно указан маршрут следования и причина вашего передвижения в случае, если есть необходимость помочь недееспособному или маломобильному родственнику. При этом абсолютно неясна правовая природа подобной объяснительной записки, а также конкретные требования к ее форме и содержанию.
Исходя из этой правовой неопределенности обращения МВД к жителям регионов выглядят как декларативные лозунги: «Не выходите на улицу без особой необходимости! Минимизируйте походы в продовольственные магазины и аптеки. Соблюдайте режим самоизоляции!». В дополнение к этому, в Московской области сотрудники МВД России проводят беседы с жителями в целях разъяснения неблагоприятных последствий нарушения режима самоизоляции.
Иркутская, Челябинская и ряд других регионов ввели обязанность «соблюдать социальное дистанцирование — 1,5 метра от других граждан. Ответственность за несоблюдение данного правила также не установлена. Данные нормы носят характер рекомендательных и рассчитаны в первую очередь на сознательность граждан.
В ряде субъектов РФ на граждан возложена обязанность иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Это вполне нормальная практика, поскольку при отсутствии данных документов сотрудник правоохранительных органов будет вынужден доставить гражданина в ОВД для установления личности и оценки доводов об обоснованности нарушения режим самоизоляции.
МВД Чукотки сообщает о том, что нарушители режима самоизоляции будут привлекаться к административной ответственности по статьям 19.4 и 6.3 КоАП РФ. Неясно, по какой причине правоохранительные органы не обращают внимание на статью 20.6.1. Скорее всего, это вызвано хаотичностью поправок и ежедневным изменением ситуации.
Уже упомянутая Челябинская область, а также правительство Чеченской республики пошли существенно дальше в регулировании ситуации с коронавирусом и запретили въезд на территорию соответствующих субъектов РФ, в связи с чем председатель правительства РФ уже заявил о недопустимости введения подобных мер и принятия субъектами на себя федеральных полномочий.
Для некоторых граждан сложившаяся ситуация правовой неопределенности стала возможностью для получения дополнительного преступного заработка. К примеру, в Санкт-Петербурге предприниматель задержан с поличным при продаже нескольких справок, якобы разрешавших петербуржцам передвигаться по городу в период ограничительных мер в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией.
Подводя итог, необходимо выделить основные правила поведения в сложившейся ситуации:
1. Без необходимости не нарушать режим самоизоляции, поскольку последствия могут быть весьма неприятными, а процесс обжалования займет немало времени и сил.
2. Вместе с тем необходимо отстаивать свои права в случае их нарушения, нельзя пускать ситуацию на самотек, так как в противном случае сформируется весьма неблагоприятная практика правоприменения.
3. Не доверять мошенникам, которые обещают избавить от проблем и предоставить возможность свободного перемещения, невзирая на установленные ограничения.