Фактор Дурова vs фабрики троллей. Как соцсети влияют на протесты
Последствия возникновения социальных сетей в настоящее время стали предметом горячих споров. Оптимисты считают, что они расширяют возможности простых граждан и служат «технологией освобождения», что должно ускорять демократизацию авторитарных стран и увеличивать подотчетность политиков. Пессимисты говорят о способности автократических правительств использовать соцсети в собственных интересах для цензуры и слежки в онлайн-пространстве, а также для манипуляций с использованием ботов и троллей. В демократических странах социальные медиа сегодня часто обвиняют в усилении политической поляризации, распространении ксенофобских идей и фейковых новостей. Фактом остается то, что соцсети играют все более важную роль в политических процессах в разных странах мира и все чаще становятся инструментом политической борьбы.
Недавнее исследование профессоров из РЭШ и Einaudi Institute for Economics and Finance (представлено к публикации в журнале Econometrica), основанное на изучении массовых протестов в России в 2011-2012 годах, приводит к выводу, что социальные сети действительно способствовали организации коллективных действий и координации акций оппозиции в крупных городах страны. Однако говорить о том, что этот опыт будет воспроизводиться в будущем, нельзя.
Социальные сети приводят людей к участию в уличных акциях по двум каналам: информационному и координационному. Первый связан прежде всего с низкими барьерами входа на рынок медиа, то есть легким доступом к информации. Этот же фактор значительно усложняет власти задачу ограничения распространения критической информации, которая может привести к усилению антиправительственных настроений. Координационный канал отражает тот факт, что социальные сети опираются на пользовательский контент и таким образом облегчают горизонтальные информационные потоки. Это может способствовать заметному снижению издержек на координацию коллективных действий. Функционирование этого канала повышает шансы на то, что люди выйдут на улицы, даже если число оппозиционно настроенных граждан не будет увеличиваться.
«ВКонтакте» влияет на вероятность протестов
После декабрьских парламентских выборов 2011 года в России прошла самая большая после распада СССР волна антиправительственных протестов, в которой участвовало более ста городов в разных регионах. Самая популярная в стране социальная сеть «ВКонтакте» сыграла в них свою роль, оценить которую помогает анализ особенностей ее развития и географического проникновения. Созданная в 2006 году студентом СПбГУ Павлом Дуровым, к 2011 году она имела долю пользователей соцсетей более 90%. Однако изначально пользователи могли присоединяться только по приглашению, а объявление об открытии сети было опубликовано на студенческом форуме вуза, что привело к активному распространению «ВКонтакте» в родных городах студентов, которые обучались в СПбГУ на тот момент (график 1).
График 1. Проникновение «ВКонтакте» в 2011 году и когорты студентов СПбГУ*
* Проникновение «ВКонтакте» в 2011 году было связано с тем, из каких городов приехали студенты СПбГУ, обучавшиеся вместе с Дуровым. Данные на графике 1 показывают, что такая зависимость действительно наблюдалась и была статистически значимой. Увеличение на 10% количества студентов, обучавшихся вместе с Дуровым в СПбГУ, приводило к росту количества пользователей «ВКонтакте» в 2011 году на 1%, в абсолютных значениях — один дополнительный студент СПбГУ, например, из Челябинска, обучавшийся в одной пятилетней когорте с Дуровым, увеличил бы число пользователей «ВКонтакте» в своем городе примерно на 4700 человек. Такая зависимость отсутствует для двух других пятилетних когорт — до и после когорты Дурова (верхняя и нижняя линии). Эти результаты подтверждают релевантность используемой инструментальной переменной и позволяют перейти к оценке собственно эффекта проникновения «ВКонтакте» на протестную активность.
Характер изменения количества студентов из различных городов позволил установить причинно-следственную связь между проникновением «ВКонтакте» и протестной активностью. Оказалось, что в среднем увеличение проникновения соцсети на 10% приводит к повышению вероятности протеста на 4 п. п. и увеличению числа участников на 19%. Также был установлен порог проникновения «ВКонтакте», ниже которого нет никакой связи между его уровнем и протестами (график 2).
График 2. Непараметрическая связь между проникновением ВК и числом участников протестов
Опыт 2011-2012 годов может не сработать в других контекстах. Анализ акций оппозиции в это время не подтвердил работу информационного канала. Напротив, исследование влияния «ВКонтакте» на голосование в поддержку власти и на отношение к режиму показало, что на всех выборах после своего появления соцсеть способствовала увеличению, а не снижению числа голосов в пользу провластных кандидатов. В ходе масштабного опроса, проведенного всего за пару недель до начала протестов, было обнаружено, что проникновение социальной сети привело к более благоприятному отношению к Владимиру Путину и правительству в целом и меньшей заявленной готовности участвовать в гипотетическом протесте. Также не было найдено никаких доказательств усиления политической поляризации как следствия увеличения проникновения «ВКонтакте». Наконец, анализ политического контента в соцсети показал, что в среднем он был нейтральным или позитивным по отношению к власти.
С другой стороны, результаты свидетельствуют о том, что сеть «ВКонтакте» активно использовалась для координации протестов. В частности, влияние соцсети было сильнее в крупных городах, где координация логистических вопросов, как правило, более критична. Кроме того, протесты были обычно меньше в тех городах, где пользователи были более раздроблены между Facebook и «ВКонтакте». Данный фактор имеет значение, поскольку может приводить к меньшим горизонтальным потокам информации между пользователями различных социальных сетей и, как следствие, к усложнению координации.
Проникновение «ВКонтакте» оказало заметное влияние как на частоту, так и на масштаб протестов в России в декабре 2011 года. В первую очередь это влияние осуществлялось за счет снижения затрат на организацию коллективных действий, а не через распространение информации с критикой власти или усиление политической поляризации.
Полученные из исследования выводы подтвердили более ранние утверждения «цифровых оптимистов», однако говорить о том, что они могут воспроизводиться в других ситуациях, нельзя. Протесты в России в 2011 году были неожиданными, и у власти не было времени подготовиться к ним. Правительство, которое понимает влияние соцсетей, может противодействовать им, подвергая цензуре онлайн-контент, связанный с коллективными действиями, или манипулируя информацией в сетях. Кроме того, само снижение затрат на координацию может иметь и негативные последствия, например, приводя к росту экстремизма и преступлений на почве ненависти.