С уходом Алексея Леонова из первого отряда советских космонавтов в живых остался только Борис Волынов. Теперь он один может рассказать — как все было на самом деле?
Пилотируемые полеты в космос стали едва ли не самой яркой — и позитивной — страницей советской истории после Великой Отечественной войны. Вокруг них сложилось множество легенд и мифов. Алексей Леонов был одним из самых узнаваемых и популярных советских космонавтов, сразу вслед за Юрием Гагариным и Германом Титовым, причем визуальная известность Леонова, кажется, превосходила таковую Титова. У него была столь же обворожительная улыбка, как и у космонавта №1. Но если Гагарин воспринимался скорее как олицетворение офицера-летчика, то у Леонова на первый план во внешнем облике выступала интеллигентность. Ранняя лысина не портила впечатления, а скорее удачно дополняла имидж.
Леонов родился в один год с Гагариным — 1934. Большинство из отряда были именно их поколения. Для них, как для многих честолюбивых мальчишек из простых семей, росших после войны, поступление в военное училище было шансом подняться в жизни, вырваться из нищеты и голода. Сам Леонов чувствовал в себе склонность к живописи, но не мог позволить отдаться любимому делу из-за материальных соображений. Поэтому его выбор в пользу обучения в летном училище был понятен.
Как показало будущее, выбор оказался правильным: искусство от него никуда не ушло, но зато авиация дала ему возможность достичь всесоюзной славы, а затем и мировой известности, в том числе и как художника.
Первых советских космонавтов, по примеру Америки, отбирали из военных летчиков. «Смотрины» прошли тысячи человек, но в итоге отобрали только двадцать самых-самых. Причем до последнего момента претенденты не знали, куда их, собственно, отбирают.
Леонов совершил только два полета в космос, но они оба стали историческими. В марте 1965 года он стал первым человеком, вышедшим в открытый космос, и он же возглавил советский экипаж по программе «Союз — Аполлон».
Драматические эпизоды его первого полета стали известны только в постсоветское время — и то, как он с огромным трудом смог войти обратно в корабль из открытого космоса, и то, что спускаемый аппарат приземлился не в расчетном месте из-за отказа автоматики. Два дня Леонов и его напарник Павел Беляев провели в зимней тайге, дожидаясь эвакуации. Недаром полет «Восхода-2» стал сюжетом для историко-приключенческого фильма. Впрочем, наши сняли его неудачно, стоит ждать американского ремейка по подобию «Чернобыля», чтобы в полной мере осознать всю драматичность того полета, который вполне может считаться советским соответствием «Аполлона-13» с его счастливым спасением.
То, что именно Леонова отобрали для программы «Союз — Аполлон», не стало случайностью. Кроме его железной уверенности в себе, продемонстрированной в предыдущем полете, он располагал к себе и внешними данными, и в общении. Пиаровские соображения были так же важны, как и при полете Гагарина.
Леонов смог раскрыться не только как летчик-космонавт, но и как художник. Его картины на космическую тематику были широко известны, а в творческом тандеме с художником Андреем Соколовым он создал и целую серию почтовых марок, также о космосе, явившись, таким образом, первооткрывателем жанра.
Леонова часто приглашали в различные проекты. Он не мог пожаловаться на недостаток внимания к себе, будучи одни из самых известных космонавтов СССР. Но он всегда сохранял чувство достоинства, не мельтешил на экранах, не разменивал свою популярность. Хотя в последние десятилетия интерес к космонавтике поостыл, Алексей Леонов до конца дней оставался живым напоминанием о героической истории, о временах Гагарина и Королева, соратником которых он был.
«Его простота разрушала все барьеры»: Олег Сысуев о том, каким человеком был Алексей Леонов