К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Юрист, лоббист, бизнесмен: что известно о Хантере Байдене, из-за которого может уйти в отставку Дональд Трамп

Фото Paul Morigi / Getty Images for World Food Program USA
Фото Paul Morigi / Getty Images for World Food Program USA
Хантер Байден, сын бывшего вице-президента США и одного из вероятных кандидатов на президентских выборах-2020 Джо Байдена, невольно стал причиной главного скандала в американской политике за последнее время. Он может стать как косвенной причиной импичмента Трампа, так и орудием последнего в предвыборной борьбе с соперником. Как он оказался в такой ситуации?

История с телефонным разговором президента США Дональда Трампа с украинским лидером Владимиром Зеленским стала главной темой американской внутриполитической повестки этой осенью. Все началось с того, что газета The Wall Street Journal в конце сентября сообщила, что в ходе телефонного разговора Трампа и Зеленского хозяин Белого дома попросил своего коллегу провести расследование в отношении Хантера Байдена, сына бывшего вице-президента США Джо Байдена. Байден-младший пять лет, с 2014-2019 годах, входил в совет директоров одной из крупнейших частных газовых компаний Украины, Burisma Holdings.

Сообщение произвело эффект разорвавшейся бомбы. Дело в том, что Джо Байден — наиболее вероятный соперник Дональда Трампа на выборах президента-2020. Опубликованная Белым домом стенограмма подтвердила сообщения СМИ. После этого демократы инициировали начало процедуры импичмента Трампа. В четверг, 31 октября, за продолжение процедуры проголосовало большинство палаты представителей США.

Таким образом, ситуация вокруг 49-летнего Хантера Байдена может, с одной стороны, быть использована Дональдом Трампом в предвыборной борьбе, с другой — привести к его импичменту. Forbes вспоминает основные вехи бизнес-пути человека, который стал косвенной причиной главного политического скандала в США за последнее время.

 

От зарплаты до зарплаты

Когда Хантер Байден был ребенком, на вопрос своего отца «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь», он ответил «Я хочу быть важной персоной». Окончив в 1996 году юрфак в Йеле, Байден-младший стал консультантом в MBNA America Bank с зарплатой в $100 000 в год плюс бонусы. Таким образом, в свои 26 лет Хантер уже зарабатывал больше, чем его отец-сенатор. Через два года он уже был вице-президентом компании. В 1999 году Байден перешел на госслужбу и стал директором по электронной коммерции в Министерстве торговли США. Новая зарплата едва покрывала арендную плату за дом в пригороде Вашингтона и расходы на обучение детей и проживание семьи. «Я почти всегда жил от зарплаты до зарплаты», — говорил Хантер.

Через три года Байден-младший ушел с госслужбы и занялся лоббизмом в собственной компании Oldaker, Biden & Belair. Эту деятельность ему пришлось оставить после того, как его отец стал кандидатом в вице-президенты в тандеме с Бараком Обамой. По словам Хантера, предвыборный штаб Обамы не просил его прекратить лоббистскую деятельность, но это было и без слов понятно.

 

Американский хедж-фонд и китайские инвесторы

В 2006 году Хантер Байден вместе со своим дядей Джимми Байденом решили купить хедж-фонд Paradigm за $21 млн. С самого начала Джимми якобы сказал сотрудникам фонда: «Об инвесторах не беспокойтесь. У нас есть желающие по всему миру, которые хотели бы инвестировать в Джо Байдена», писало издание Politico. По сведениям Politico, Байдены якобы сразу дали понять сотрудникам хедж-фонда, что рассматривают фонд как способ получения денег от богатых иностранцев, которые хотели бы спонсировать Байдена-политика, но не могут это делать согласно американским законам.

Однако сделка, которая, по словам Байдена-младшего, выглядела «суперпривлекательной», развалилась, когда выяснилось, что реальная стоимость компании меньше, а юрист, с которым работали Байдены, оказался осужденным преступником, ожидающим приговора. В результате дядя и племянник потеряли $1,3 млн. Независимый аудит, проведенный в 2008 году, выявил у фонда проблемы с бухгалтерским учетом.

В сентябре 2008 года Хантер Байден основал консалтинговую фирму Seneca Global Advisors. Тогда в разгаре была президентская гонка Барака Обамы, в которой Байден-старший участвовал в качестве кандидата на пост вице-президента. По словам Байдена-младшего, компания должна была помогать малому и среднему бизнесу развиваться на внутреннем и внешнем рынках. Среди клиентов Seneca Global Advisors была фармацевтическая компания Achaogen (обанкротилась весной 2019 года) и энергетический стартап GreatPoint Energy. В 2012 году GreatPoint получил инвестиции в размере $1,25 млрд от китайского промышленного холдинга Wanxiang. Это стало крупнейшей венчурной инвестицией в США в том году, пишет Finacial Times, но не известно, был ли Байден-младший вовлечен в обеспечение этих инвестиций.

 

В июне 2009 года, через пять месяцев после того, как Джо Байден стал вице-президентом США, Хантер основал компанию Rosemont Seneca Partners. Его партнерами стали пасынок сенатора и экс-кандидата от Демократической партии на президентских выборах 2004 года Джона Керри (позднее Керри был госсекретарем США) Кристофер Хайнц и его друг Девон Арчер. В 2014 году, по данным Wall Street Journal, Rosemont Seneca участвовал в попытке привлечь $1,5 млрд для нового фонда, учрежденного Harvest Fund Management и китайской Bohai Industrial Group, одним из крупнейших акционеров которой в то время был Bank of China International Holdings.

В 2012 управляющий китайского фонда прямых инвестиций Bohai Capital Джонатан Ли искал в Нью-Йорке партнеров для новой компании, которая будет инвестировать китайский капитал в компании внутри и за пределами Китая. Как он рассказал китайской газете South China Morning Post, нужен был человек с «глубокими» связями в американской политике. Выбор пал на Девона Арчера и Хантера Байдена. В конце 2013 года было подписан контракт о создании BHR Partners, в которой Хантер Байден получил должность члена совета директоров. Почти одновременно вице-президент США Джо Байден посетил Китай. Хантер Байден тоже напросился в поездку и организовал дело так, что его отец пересекся в холле гостиницы с главой BHR Partners и они пожали друг другу руки. Сам же Хантер Байден встретился с Джонатаном Ли отдельно. «Как я мог прилететь в Пекин через полмира и не увидеть его за чашкой кофе?», — объяснил он в интервью The New Yorker.

Хантер заверил журналиста, что не получал зарплату за членство в совете директоров BHR Partners. Акционером компании он стал уже после того, как его отец перестал быть вице-президентом США, в октябре 2017 году купив пакет в 10% за $420 000. Остальные акции принадлежат китайским компаниям: крупнейшим госбанкам, национальному пенсионному фонду, фонду Harvest Fund Management Co. BHR Partners стал одним из первых инвесторов в самые быстрорастущие технологические стартапы Китая, в том числе Megvii (распознавание лиц) и Didi Chuxing (цифровой транспорт), а также в добывыющие (Sinopec Petroleum, Yancoal Australia и Tenke copper mine), фармацевтические (3SBio) и другие компании. В 2015 году BHR Partners участвовала в выкупе в США производителя автозапчастей из Мичигана Henniges Automotive. 49% акций были куплены за $600 млн. За последние 6 лет, по подсчетам The Wall Street Journal, через компанию прошли инвестиции на сумму в $2,5 млрд.

Президент США Дональд Трамп обвиняет Хантера Байдена в том, что он извлек выгоду из щедрости Пекина и «ушел из Китая с фондом в $1,5 млрд» (доказательств этого глава Белого дома не приводит). Трамп также обращает внимание на то, что BHR Partners была официально зарегистрирована через 12 дней после того, как Хантер Байден вместе с отцом, вице-президентом США, в декабре 2013 года вылетел в Пекин на борту Air Force Two. 3 октября 2019 года Трамп призвал Пекин разобраться с бизнесом Хантера Байдена. «Китай должен начать расследование по поводу Байденов, потому что то, что произошло в Китае, так же плохо как и то, что случилось на Украине», — заявил он.

В настоящее время фотография Хантера Байдена убрана с сайта BHR Partners. Но китайская South China Morning Post сообщает со ссылкой на регистрационные документы, что Байден-младший все еще числится членом совета директоров компании.

 

«Если ваш генпрокурор не будет уволен, вы не получите денег»

Крупнейшая частная газодобывающая компания Украины Burisma Group была основана в 2002 году украинскими бизнесменами Николаем Злочевским и Николаем Лисиным (погиб в 2011 году, врезавшись на Lamborghini в рекламную конструкцию). При президенте Украины Леониде Кучме Злочевский в 2003 году возглавил Государственный комитет природных ресурсов Украины. Год спустя «дочки» компании получили первые лицензии ни разведку и приступили к эксплуатация первой скважины. При Викторе Януковиче Злочевский с 2010 по 2012 год был министром экологии и природных ресурсов Украины. За эти годы компания получила пять лицензий на разведку и четыре лицензии на добычу газа. Компания получила разрешения на разработку нефтегазовых месторождений в Харьковской, Ивано-Франковской, Черновицкой и Львовской областях.

В феврале 2014 года Янукович был отстранен от власти. Два месяца спустя в Киев прилетел вице-президент США Джо Байден, призвавший Украину снижать энергетическую зависимость от России и увеличить собственное производство газа. Уже в мае 2014 года Burisma объявила, что в совет директоров компании вошел сын вице-президента Хантер Байден. В Burisma Байден должен был курировать юридический блок и отвечать за международные связи компании. А как выяснилось чуть позже, за несколько недель до прихода в компанию Байдена место в совете директоров Burisma получил его партнер по Rosemont Seneca Partners Девон Арчер. За работу в Burisma Байден-младший получал $50 000 в месяц.

Злочевский в 2014 году покинул Украину. В январе 2015 года украинская Генпрокуратура объявила его в розыск по обвинению в уклонении от уплаты налогов, отмывании денег и хищении государственных ресурсов. После отставки в 2016 году генпрокурора Украины Виктора Шокина, дела, заведенные против Burisma и Злочевского, были закрыты. О деталях увольнения Шокина Байден рассказал в 2018 году в Совете по международным отношениям США. Он напомнил, что в 2016 году приезжал в Киев, чтобы дать Украине кредитные гарантии еще на $1 млрд. «Я сказал, что уезжаю через 6 часов, и если ваш генпрокурор не будет уволен до тех пор, вы не получите денег. И он был уволен», — рассказал Байден. Необходимость отставки генпрокурора Вашингтон объяснял борьбой с украинской коррупцией. Сам Шокин в 2019 году рассказал свою версию событий. «На мой взгляд, деятельность компании Burisma, участие в ее работе его сына Хантера Байдена, а также расследование следователей ведомства генерального прокурора его работы являются единственными — я подчеркиваю, единственными — мотивами организации моей отставки», — сообщил он газете The Washington Post.

Обозреватель издания The Hill Джон Соломон со ссылкой на Шокина писал, что тот собирался взять у Байдена-младшего показания по поводу полученных компанией Rosemont Seneca $3,4 млн от Burisma в 2014-2015 годах. Как пишет The New York Times, платежи в адрес Rosemont продолжались и потом.

 

Сам Хантер Байден отметил, что вошел в состав Burisma после беседы с еще одним членом совета директоров Burisma, экс-президентом Польши Александром Квасьневским. «Мы оба считали, что независимость Украины является центральным фактором для того, чтобы остановить волну путинских атак на принципы демократической Европы. Мы также полагали, что добыча энергоносителей на Украине, в первую очередь природного газа, является центральной частью этой независимости», — подчеркнул Байден.

Байден-младший ушел из Burisma в апреле 2019 года, когда его отец начал кампанию за избрание кандидатом на пост президента США и стал одним из возможных соперников Дональда Трампа в борьбе за этот пост. Джо Байден настаивает, что узнал о роли своего сына в Burisma из СМИ. По словам самого Хантера Байдена, отец лишь однажды спросил его о работе в украинской компании: «Надеюсь, ты знаешь, что делаешь?»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+