Новость о том, что палата представителей собирается запустить расследование в рамках процедуры импичмента президента США Дональда Трампа, прозвучала как «информационная бомба».
Поводом стал телефонный разговор главы Белого дома с его украинским коллегой Владимиром Зеленским, состоявшийся 25 июля. Трампа обвиняют в давлении на Киев и попытке дискредитировать предполагаемого конкурента на предстоящих выборах Джо Байдена, кандидата от демократов. По мнению оппонентов, Трамп хочет переизбраться на второй срок в 2020 году.
Байден, будучи вице-президентом США, якобы оказывал давление на Украину, чтобы остановить расследование о связях его сына Хантера Байдена с украинской нефтегазовой компанией Burisma, в составе руководства которой он числился. Демократы предполагают, что Трамп хотел воспользоваться этим в своих политических целях.
Чтобы опровергнуть обвинения демократов, Трамп пообещал опубликовать «полную и неотредактированную» расшифровку телефонного разговора с президентом Зеленским, но скептики заявляют, что эта версия, предложенная Белым домом, упускает из виду некоторые детали беседы двух политиков.
Впрочем, официальному представителю Министерства иностранных дел России Марии Захаровой расшифровка кажется убедительной: по ее мнению, стремление демократов спровоцировать импичмент президента США из-за его разговора с Зеленским выставляет всю Америку «на всемирное посмешище», написала Захарова на своей странице в Facebook.
«Серьезное нарушение конституции»
Во вторник, 24 сентября, спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси заявила, что демократы начинают официальное расследование в рамках процедуры импичмента. Она поручила провести собственные расследования шести подразделениям нижней палаты законодательной власти — специальному комитету по разведке, а также комитетам по иностранным делам, по надзору и государственной реформе, по доходам и расходам, по финансовым услугам и юридическим вопросам.
«Президент должен быть привлечен к ответственности. Никто не стоит выше закона», — заявила Пелоси, назвав предполагаемое давление Трампа на Зеленского «серьезным нарушением конституции», так как Трамп по сути «призывал иностранное государство вмешаться в выборы в США» и поспособствовать его победе.
О том, что американский президент пытался вынудить Киев провести расследование о связях сына Байдена с украинской нефтегазовой компанией, сообщил Конгрессу информатор, имя которого Пелоси не называет. Символично, но это произошло в День Конституции США, 17 сентября, при этом руководство национальной разведки запретило ему раскрывать детали разговора Трампа и Зеленского, по словам спикера палаты представителей.
Действия Трампа вскрывают «бесчестные факты»: он нарушил президентскую клятву, которую дал при вступлении в должность, поставил под угрозу безопасность страны, «подорвал честность наших выборов», утверждает Пелоси, подавая эту информацию как сенсацию. Однако ничего сенсационного в этом нет, так как разговоры о возможной отставке Трампа ведутся с 2017 года.
«Чеховское ружье»
Импичмент, которым демократы грозят Трампу, можно сравнить с «чеховским ружьем», которое заряжено, но терпеливо висит на стене и должно выстрелить в финале пьесы. Президентство Трампа началось с открытой демонстрации оппозиционных настроений: о его отставке заговорили вскоре после его инаугурации.
«Трамп хвастается тем, что его импичмент повысит рейтинги телеканалов больше, чем другие импичменты», — шутил в мае 2017 года известный политический сатирик Энди Боровитц из журнала The New Yorker. «После неизбежного импичмента Дональда Трампа президентом станет Майк Пенс — и это будет очень плохо», — саркастично утверждал автор газеты The Independent Шон О’Грэйди, говоря о перспективах вице-президента США. Летом 2017 года член палаты представителей от демократов Максин Уотерс язвительно пошутила, что Пенс «готовится к инаугурации».
В первый год президентства Трампа о его возможном импичменте не говорил только ленивый: к отставке президента призывали издатель журнала Hustler Ларри Флинт, калифорнийский миллиардер и либеральный активист Том Стайер и многочисленные конгрессмены-демократы. Его обвиняли в препятствовании правосудию по делу о российском вмешательстве в американские выборы в связи с увольнением директора ФБР Джеймса Коми, в политическом давлении на специального прокурора Роберта Мюллера, в неуважении к федеральной судебной власти и верховенству закона.
Кроме того, противники действующего президента считали, что Трамп создает ситуацию конфликта интересов, то есть назначает родственников на важные позиции и получает доходы от своего бизнеса в США и других странах, что противоречит положениям 1-й и 2-й статей Конституции США, которые запрещают государственным служащим получать деньги и другие материальные выгоды из посторонних внутренних и внешних источников. Но за первые 100 дней президентства Трампа журналисты насчитали почти 40 случаев конфликта интересов: он владеет недвижимостью, управляет своей бизнес-империей в Америке и по всему миру через посредников или сыновей, продолжая получать многомиллионные доходы, будучи президентом. Отказ Трампа публиковать свои налоговые декларации только подливает масла в огонь и вызывает у демократов еще больше подозрений.
Равным образом расследование о его сговоре с Кремлем, или «российское досье», запущенное обеими палатами американского конгресса и специальным прокурором, оказалось в центре внимания уже к середине 2017 года. Тогда тоже к делу подключилось несколько комитетов палаты представителей и сената, и сегодня демократы продолжают свое расследование, только с большей активностью.
Война компроматов
Таким образом, кампания по «привлечению Трампа к ответственности» продолжается и поныне, что приобретает еще большую актуальность в контексте надвигающейся президентской кампании накануне выборов в 2020 году. Поэтому в недавнем заявлении Пелоси нет ничего удивительного.
С другой стороны, если предположения демократов о том, что Трамп пытался собрать компромат на Байдена и дискредитировать его на данном этапе президентской гонки, не подтвердятся, запуск процедуры импичмента будет выглядеть как очередная межпартийная «война компроматов» на фоне предвыборной кампании. Демократы и республиканцы пытаются свести друг с другом счеты и привлечь на свою сторону неопределившихся избирателей.
Пока импичмент Трампа выглядит лишь как маловероятный сценарий: конкретных доказательств того, что Трамп нарушил закон, нет, — есть только предположения и домыслы со стороны демократов. Более того, отправить Трампа в отставку будет непросто, несмотря на решительность Пелоси.
Да, палата представителей легко может запустить процедуру импичмента, так как в ней доминируют демократы, получившие большинство мест после прошлогодних промежуточных выборов. Но даже если за отставку президента проголосует большинство конгрессменов в нижней палате, сенат может остановить процедуру импичмента и, скорее всего, это сделает, потому что в нем преобладают республиканцы. Две трети сенаторов должны проголосовать за уход президента с подмостков, чего в истории США ни разу не было.
Двум предшественникам Трампа палата представителей уже объявляла импичмент: Эндрю Джонсону в 1868 году за отставку военного министра и Биллу Клинтону в 1998-1999 годах за ложные показания по делу Моники Левински. В сенате дело сворачивалось, так как обвинители не набирали необходимых двух третей голосов. Президент Ричард Никсон не дождался результатов голосования в верхней палате и добровольно ушел в отставку после голосования конгрессменов в августе 1974 года.
Тем не менее вопрос импичмента Трампа остается открытым. По крайней мере на данном этапе говорить о нем рано. Выстрелит ли ружье в конце спектакля? Пока сложно сказать: все-таки законы русской драмы не всегда применимы к американской действительности. В США все может быть иначе: винтовка провисит на стене до финала пьесы и останется просто декоративным элементом — символом противостояния республиканцев и демократов. Но если выстрел все-таки прозвучит, то сюжет будет развиваться по сценарию фильмов Тарантино: один выстрел — то есть импичмент — может спровоцировать «массовую стрельбу».