Не по дням, а по часам: профсoюзы объяснили, как правильно сокращать рабочую неделю
Буквальное воплощение идеи премьер-министра Дмитрия Медведева о четырехдневной рабочей неделе может обернуться для граждан десятичасовым рабочим днем. На это обратили внимание в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
В начале августа ФНПР направила в Министерство труда письмо (есть у Forbes), в котором дала свой отзыв на высказанную в июне премьер-министром Дмитрием Медведевым идею о сокращении рабочей недели до четырех дней. В своей речи на Международной конференции труда в Женеве премьер заявил, что «будущее — за четырехдневной рабочей неделей как основой социально-трудового контракта».
Письмо за подписью заместителя председателя ФНПР Сергея Некрасова адресовано заместителю министра труда и социальной защиты Всеволоду Вуколову и датировано 7 августа. В нем говорится, что ФНПР в целом поддерживает идею сокращения продолжительности рабочей недели. В то же время в организации обратили внимание на то, что при реализации идеи премьер-министра важно учитывать не количество дней, а количество рабочих часов.
Сейчас продолжительность рабочей недели в России равна 40 часам при рабочем дне в 8 часов. Ввести четырехдневную рабочую неделю можно уже сейчас, увеличив рабочий день до 10 часов, пишет ФНПР. Сделать это позволяет режим гибкого рабочего времени, предусмотренный статьей 102 Трудового кодекса. «В результате работник получает дополнительный день отдыха, работая, например, 4 рабочих дня по 10 часов вместо 5 рабочих дней по 8 часов», — говорится в письме. В профсоюзах же считают, что при регулировании рабочего режима определяющим критерием является именно количество рабочих часов, а не число рабочих дней, говорится в письме.
Также профсоюзы считают, что при сокращении рабочих часов необходимо сохранить прежний уровень зарплаты. Только при соблюдении этого условия сокращение продолжительности рабочей недели, рассчитанной в часах, а не в днях, будет способствовать «повышению производительности труда». В целом федерация поддерживает идею сокращения рабочего времени как полезную для здоровья граждан, способствующую удовлетворению «духовных потребностей работника» и в конечном счете ведущую к росту производительности труда.
Два собеседника Forbes в правительстве сказали, что различные ведомства ведут работу над идеей премьера, оценивая возможный эффект от сокращения рабочей недели до 4 дней. О каком количестве рабочих часов идет речь, они не уточнили. Пресс-служба Минтруда отказалась от комментариев.