Намного чаще, чем в Европе: авиакомпании рассказали о столкновениях самолетов с птицами в России
«Столкновения с птицами в России, или birdstrike, происходят как минимум в 10 раз чаще, чем в Европе», — заявил «Ведомостям» гендиректор Utair Андрей Мартиросов. Он отметил, что в Европе при этом птиц даже больше, потому что «экология лучше». С Мартиросовым согласился сотрудник другой крупной авиакомпании, его имя газета не раскрывает.
«Динамика неутешительна: если в 2018 году самолеты «Победы» 51 раз столкнулись с птицами, то уже за восемь месяцев 2019 года – 72 раза», — говорит представитель лоукостера. Он также утверждает, что в европейских аэропортах такие случаи «единичны». Сотрудник одного из крупнейших в России авиаперевозчиков заявил «Ведомостям», что самолеты его авиакомпании сталкиваются с птицами чуть ли не ежедневно.
Заявления перевозчиков подтверждают данные Росавиации: в 2017 году на каждые 100 000 взлетов и посадок в России приходилось в среднем 3,7 столкновения с птицами, в США – почти в два раза меньше – 1,5 инцидента. С 2010 года в России растет число случаев столкновения самолетов с птицами и другими животными, указывает агентство. Основную угрозу птицы несут двигателям самолета (30% зарегистрированных случаев) и крыльям (23%). В 2018 году было зарегистрировано три случая, когда птицы попали в оба двигателя, говорится в презентации Росавиации.
«Пилот гений»: что говорят пассажиры севшего на кукурузном поле Airbus A321
Худшим по числу столкновений с птицами в 2017 году был аэропорт Абакана, в десятке также пять аэропортов на юге страны и «Шереметьево», говорилось в письме руководителя Росавиации Александра Нерадько в 2018 году, указывают «Ведомости».
Авиакомпании давно просят власти заняться проблемой. Технический директор «Победы» Андрей Юриков в июне 2016 года написал письмо генпрокурору Юрию Чайке. В документе Юриков указал, что орнитологическое наблюдение в аэропортах крайне неэффективно, что создает серьезную угрозу безопасности полетов. Представители аэропортов «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» с претензиями не согласились.
Пассажир заснял полный полет севшего на кукурузное поле A321
Летом 2018 года «Победа» вновь обратилась в Генпрокуратуру и предложила поменять законы: установить четкие меры защиты от птиц и ввести ответственность аэропортов за столкновения, пишут «Ведомости». Генпрокуратура, по данным издания, ответила, что дополнительные меры нужны, Минтрансу направлено письмо об этом. Прокурорское вмешательство не требуется, решили в ведомстве. «Ничего не изменилось», — заявил «Ведомостям» представитель «Победы».
Чудо на кукурузном поле
В четверг 15 августа жесткую посадку на кукурузное поле совершил самолет «Уральских авиалиний». Как заявили авиакомпания и Росавиация, причиной стал отказ двигателей из-за столкновения лайнера со стаей чаек. Один из пассажиров снял момент столкновения с птицами на видео, на другом ролике заметно, как под крылом лайнера вспыхивает огонь. На борту были 226 пассажиров и семь членов экипажа, все выжили.
«Такие случае пока единичные. Но чайки действительно стали проблемой подмосковных аэропортов, — заявил Forbes летчик-испытатель Магомед Толбоев. — Они летают не в одиночку, как, например, те же вороны, а стаями, они наглые и ничего не боятся. А если брать аэропорт в Жуковском, то там Москва-река рядом с полосой, и кукурузное поле — хорошая среда для них». Толбоев отметил, что на истребителях обычно ставятся решетки, чтобы птицы не попадали в двигатели, но на гражданской авиации их нет.
«Я себя героем нисколько не ощущаю»: командир А321 рассказал о посадке самолета на поле с кукурузой