Марш неиспуганных. Как тысячи москвичей устроили несогласованное шествие в центре Москвы
Всех, кто около 14 часов в субботу выходил со станций метро «Пушкинская» и «Тверская», поджидала группа из нескольких полицейских. Они останавливали тех, кто ехал с сумками и рюкзаками, и просили показать вещи. К этому времени попасть на Тверскую от Пушкинской площади уже было нельзя. С обеих сторон дороги стояли кордоны полиции, выходы из переулков на Тверскую также были перекрыты.
Со стороны Охотного ряда пройти на Тверскую улицу было еще возможно. Однако не доходя до площадки напротив мэрии люди упирались в кордон полицейских, которые просили граждан разойтись.
У здания мэрии на Тверской, 13 уже вовсю шли задержания.
Тотальные задержания
К моменту начала акции в 14:00 правозащитный проект «ОВД-Инфо» сообщил о 140 задержанных. Еще до акции были задержаны сразу несколько незарегистрированных кандидатов, включая Илью Яшина, Дмитрия Гудкова, Ивана Жданова, Любовь Соболь и Юлию Галямину.
Напротив здания мэрии, где должна была состояться акция, стояла длинная вереница автозаков. «Мероприятие не согласовано, просим жителей и гостей города воздержаться от участия в нем, ваша личная безопасность может оказаться под угрозой», — бубнили мегафоны. «Проходите, не задерживайтесь», — кричали сами полицейские прохожим и отправляли в автозак всех, кто останавливался.
«Россия будет свободной!», — время от времени митинговал автозак, припаркованный рядом с памятником Юрию Долгорукому. Рядом кучковались журналисты. «Сколько вас там?» — поинтересовался кто-то из сотрудников СМИ. «22», — ответил автозак. На часах было 14:00.
Митинг в Столешниковом
Через 10 минут после начала акции ходивший между полицейскими мужчина в зеленом поло и с рацией дал команду полицейским вытеснять всех с Тверской. Людей начали выдавливать в сторону Большой Дмитровки, выхватывая время от времени кого-то из толпы. «Полиция с народом! Переходите на правильную сторону», — кричали митингующие.
К 15 часам основной площадкой для митингующих стал Столешников переулок. Сюда же подтянулись и те, кого вытеснили из других частей Тверской после 40 минут стояния.
В Столешниковом собралось несколько тысяч человек. Они буквально заполнили всю улицу. Особенно от этого выиграла мороженница. «Хорошее у вас место», — шутили подходившие к ней клиенты. «Не жалуюсь, особенно сегодня, почти все продала», — отвечала женщина.
Большинство пришедших — молодые люди. Основные плакаты касались выборов.
Протестующих было так много, что они перекрыли и Большую Дмитровку. Люди скандировали «Пропускай!», «Это наш город», «Любовь», а также лозунги против мэра и президента.
Марш без полиции
К 16 часам полиция выдавила последних митингующих из Столешникова переулка. Однако остановить акцию так и не смогла. Тысячи людей отправились по маршруту Петровка-Бульварное кольцо-Большая Лубянка-Театральный проезд-Неглинная-Петровка.
На пересечении с Большой Лубянкой из небольшого магазинчика вынесли и поставили на асфальт бутылки с водой. «Спасибо», — начала скандировать толпа.
Колонне удалось почти дойти до Тверской, когда в конце Камергерского переулка ее нагнал ОМОН. Протестующие развернулись и бросились обратно в сторону Большой Дмитровки, правоохранители сформировали шеренгу и двинулись следом.
В панике кто-то пытался перепрыгнуть через ограждения летних кафе, ломая уличную мебель. Впрочем, страх был беспочвенным: в Камергерском полицейские практически не задерживали, а просто рассеивали митингующих. Один полицейский даже помог девушке перелезть через ограду уличного кафе. После второго прохода шеренги расположенные в Камергерском переулке кафе начали убирать мебель с летних веранд и закрываться.
Больше 1000 задержанных
После 19 митингующие переместили на Трубную площадь. Туда собирались приехать некоторые незарегистрированные кандидаты, которых вечером в субботу отпустили. У Яшина, Гудкова, Галяминой и Жданова суд перенесли, а Соболь оштрафовали на 30 000 рублей.
Полиция, которая ранее в июле закрывала глаза на регулярные несогласованные акции на Трубной площади, в этот раз разогнала акцию и здесь. Задержания, как и перед мэрией днем, были тотальными.
По данным «ОВД-Инфо», всего были задержаны 1388 человек (данные на 03.00 28 июля). Полиция поздно вечером в субботу сообщила, что задержаны 1074 человека.
Ставка на запугивание
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что «тактика запугивания не сработала, потому что власть никак не реагирует на ощущение несправедливости, которое сложилось у части общества из-за отказа в регистрации оппозиционным кандидатам, а решает две свои задачи»: «Первая — не дать собраться большому количеству людей в одном месте, чтобы у протестующих не возникло иллюзии успеха, однако следствием этого стало расползание протеста по всему центру города. А вторая задача — пугать друг друга виртуальной оранжевой грозой и демонстрировать готовность к радикальным действиям».
Эксперт считает, что говорить «о качественном росте протеста — преждевременно». Сегодняшняя акция показала, что протест «по-прежнему существует, не распался и способен собирать значимое для последних лет количество участников». По его словам, если власть продолжит использовать репрессивный тренд (обыски/аресты), то «грань между недовольными и лоялистами продолжит стираться (как во время дела Голунова), и это обострит турбулентность в том числе внутри самой власти».
«Отсутствие согласования и точной локализации акций, отсутствие четко формализированной в выступлениях и лозунгах повестки только помогает митингующим, позволяя им чувствовать себя более свободно. Превентивные аресты, разделение митингующих на группы, запрет на демонстрацию лозунгов превратили потенциально традиционный митинг оппозиции с обычным набором проклятий в адрес режима в некий аналог акций желтых жилетов», — говорит политолог Глеб Кузнецов. По его словам, после сегодняшней акции ключевой ошибкой оппозиции может стать приравнивание произошедшего к своим успехам и записывание протестующих в свой актив. А ключевой ошибкой власти может стать то, что она посчитает полицейское давление исчерпывающе эффективным методом борьбы с протестующими.